Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
301

3. ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА РАСПАДА ПОЛИСА

В I в. до н. э, обостряются глубокие социальные противоречия, явственно обозначавшиеся уже в середине II в. до н. э.
С одной стороны, развертывается борьба между имущими и неимущими, между рабами и рабовладельцами. Она достигает порой огромного накала. Кажется, что самые основы рабовладельческого строя готовы рухнуть. Грандиозное восстание рабов, во главе которого стоял смелый и мужественный Спартак (74—71 гг.

302

до н. э.), было с трудом подавлено римскими легионами. С другой стороны, внутри самих правящих верхов римского общества растут разногласия, вызванные борьбой за власть и богатства, получаемые на войне и в провинциях. Отдельные группировки нобилитета, стремясь обеспечить себе влияние, выдвигают своих кандидатов для занятия государственных постов, ожесточенно нападая на своих политических противников.
Политические страсти доходят в это время до прямых вооруженных столкновений. Крупные полководцы, опираясь на свои войска, захватывают на короткий период власть (Сулла), иногда делят между собой диктатуру (Красс, Помпей и Цезарь) и расправляются со своими политическими врагами, лишая их жизни и овладевая их богатствами (кандидатуры жертв вносились в специальные проскрипционные списки).
Историк Аппиан в своей «Истории гражданских войн» пишет, что убийства, изгнания и лишение имущества стали в это время повседневным явлением; ни один человек не мог чувствовать уверенности в своей судьбе.
После гибели в 53 г. до н. э. одного из триумвиров Красса между Цезарем и Помпеем обостряются разногласия и начинается открытая война, заканчивающаяся диктатурой Цезаря (49—44 гг. до н. э.).
Политика Цезаря, его «единодержавие» и нарушение им республиканских установлений вызывали недовольство со стороны сената. Во главе заговора против Цезаря встали Брут и Кассий. Диктатор был убит заговорщиками во время заседания римского сената в марте 44 г. до н. э. После убийства в Риме началась полоса смут и военных столкновений.
Молодой Октавиан, мстя за смерть Юлия Цезаря Бруту и Кассию, сражается с республиканской армией при Филиппах (42 г. до н. э.), позднее начинается война между ним и Антонием, заканчивающаяся победой Октавиана при Акции (32 г. до н. э.). Лишь после смерти Антония и захвата Египта в Риме, под эгидой Августа, воцаряется мир.
Только при помощи военной диктатуры и консолидации всех сил социальной верхушки римского общества была достигнута стабилизация и выработаны новые важные меры по упорядочению управления провинциями и зависимыми от Рима землями.
В период ожесточенных политических и военных столкновений, предшествующих принципату Августа, в Риме создается обширная памфлетная и политическая литература, лишь в ничтожной части сохранившаяся до наших дней. Крупнейшие политические деятели выступают с мемуарами, историческими монографиями, посланиями (Цезарь, Саллюстий, Цицерон).
Получает широкое распространение риторическое образование, столь важное для государственного деятеля. Каждый хочет стать искусным оратором, так как в борьбе группировок требуются искусные и красноречивые защитники интересов отдельных

303

«партий». Форум гремит от словесных битв, на которые стекаются толпы народа. Однако риторическое обучение было доступно немногим, так как проходило на греческих образцах.
Народная партия «популяры», в которую входили многие представители всаднического сословия, недовольные сенатом, выдвигает латинских риторов, которые ведут обучение на латинском материале. Против них ополчается сенат, желающий сохранить свои привилегии в этом важном деле. До нас дошел памятник движения латинских риторов «Риторика к Гереннию» — трактат неизвестного автора, составленный около 90 г. до н. э. В нем излагаются основы эллинистическо-римского ораторского искусства, иллюстрируемые латинскими образцами.
Проблемы стиля ораторской и прозаической речи оживленно обсуждаются крупнейшими государственными деятелями и первоклассными ораторами (Юлием Цезарем, Цицероном, Гортензией и др.).
В этой области создаются оригинальные теории; вырабатывается стиль «периодической речи», исполненный характерного римского своеобразия; складывается и окончательно оформляется язык латинской прозы, «классическая», или «золотая», латынь, со своими синтаксическими законами и богатством выразительных средств.
Рим становится в это время уже самостоятельной культурной силой, диктующей свои вкусы и требования многочисленным греческим философам, риторам, скульпторам и художникам, наводняющим «Вечный город». Всюду, начиная от Кампанской стенной живописи и кончая центром общественной жизни — Римским форумом, создается своеобразный сплав — греко-римское единство, явственно окрашенное в римские тона.
Греческие философы Полибий и Панетий еще в середине II в. до н. э. пытались приспособить свои философские теории к потребностям римского нобилитета. Так было создано учение об идеальном строе Рима, совмещающем в себе олигархию, монархию и демократию, и дано научное обоснование гражданских «доблестей» римского аристократа в духе стоической философии, своеобразно истолкованной для «римских нужд» Панетием. Продолжая эти тенденции, крупнейший государственный деятель и писатель I в. до н. э. Цицерон пишет ряд философских трактатов. Однако этот оратор и консул является представителем уже иной эпохи. Считая, как и его предшественники, государственную деятельность единственным занятием, достойным настоящего гражданина, он между тем постоянно покидает ее для своих уединенных штудий и философских раздумий. Колеблющийся в своих решениях, чувствительный и порой сентиментальный, он олицетворяет собой тот новый тип человека, который приходит на смену суровому Катону и Аппию Клавдию.
В это время во всех областях культуры происходит как бы накопление тех элементов, которые приведут позднее к расцвету

304

римской литературы и искусства в конце I в. до н. э.— в начале I в. н. э. («век Августа»).
Старые нравственные нормы и религиозные установления теряют свое значение в обстановке жестоких битв, убийств и произвола диктаторов.
Сходят со сцены старые монументальные жанры прошлого: торжественный эпос, трагедия и комедия. Расцветает поэзия «малых форм», вдохновленная александрийцами, дающая максимальный простор для выражения субъективных чувств и личных переживаний, ценность и значительность которых открывают поэты-неотерики. Однако тяжелая, полная противоречий римская действительность мешает этим новым тенденциям развиться в полную меру. Мировоззрение многих писателей и поэтов этого периода пессимистично. Потеряв старые устои, разуверившись в прежних истинах, они часто еще не в состоянии выработать новые. У них иногда нет определенной системы нравственных ценностей, стройных и законченных взглядов, но своими подчас гениальными озарениями они прокладывают новые пути римской литературе.
В области архитектуры и изобразительного искусства также заметны поиски нового. Сулла, Помпей и Цезарь украшают Рим парадными сооружениями по образцу эллинистических построек, однако в немногочисленных сохранившихся до наших дней памятниках этого времени эллинистические элементы сочетаются с римскими. В то время как греческие храмы, украшенные колоннами, были рассчитаны на обозрение со всех сторон, в римских главное значение придавалось декоративному оформлению фасада. Строительная техника римлян, употребление кирпича и цемента позволяла строить сооружения иного типа, чем греческие. Римские архитекторы используют арку и куполообразные покрытия, применяя греческие колонны и скульптуры лишь для декоративного украшения. Огромное количество греческой скульптуры привозится в это время на кораблях из Греции. Оригинально-римские и италийские мотивы находят воплощение в надгробных рельефах и памятниках. Так, например, богатый пекарь Еврисак из Остии, расположенной неподалеку от Рима, поставил себе огромный трехъярусный памятник. Нижний его ярус состоял из столбов, символически изображавших бочки с мукой, стены второго яруса были пробиты круглыми отверстиями, а на верхнем, сделанном в виде фриза, был изображен весь процесс изготовления хлеба в древности. Подобных памятников, проникнутых характерным италийско-римским реализмом, не знало эллинистическое искусство.
В области скульптурного портрета заметен известный синтез греческого и римского. Стремление к художественному обобщению сочетается с желанием выдвинуть на первый план индивидуальные особенности. В сохранившемся в поздней копии, восходящей, однако, к подлиннику, созданному в I в. до н. э., бюсте Пом-

305

пея полководец изображен некрасивым человеком, с мясистым лицом и вздернутым носом. Остро индивидуальные черты характеризуют и знаменитые скульптурные портреты Цезаря и Цицерона. На рельефах, украшающих алтари, изображаются характерно римские сцены жертвоприношений, хотя подчас применяется эллинистическая техника и декоративные мотивы. Стенная живопись, опирающаяся на греческие образцы, также обнаруживает своеобразные особенности, проявляющиеся прежде всего в стремлении создать стройную композицию из мифологических картин, нарисованных на всех стенах комнаты, подчинить их единой, строго проведенной идее.
Таким образом, культура Рима в I в. до н. э. богата оригинальными моментами, которые по-своему проявляются в различных областях литературы и искусства и образуют своеобразный греко-римский сплав.

Подготовлено по изданию:

Чистякова Н.А., Вулих Н.В.
История античной литературы. — 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1971.
© Издательство «Высшая школа», 1971.



Rambler's Top100