Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
311

ЛУКРЕЦИЙ

Другим крупнейшим поэтом этого периода был Тит Лукреций Кар (род. около 98, ум. в 55 г. до н. э.). Однако он выступает не с лирическими стихотворениями, а с большой эпической поэмой на

312

философскую тему («О природе вещей»). Материалистическая философия Эпикура кажется ему вдохновляющей и поэтической. Он стремится познакомить с этой философией своих соотечественников.
Учение Эпикура имело как бы две стороны: научную и нравственную. Знаменитый эллинистический мудрец учил в своих уединенных садах наслаждаться простыми и здоровыми благами жизни, вдали от политических страстей и городского шума; он открывал также своим слушателям и тайны устройства вселенной, развивая и дополняя по-своему основные положения атомистической философии Демокрита. Вторая сторона учения, так называемая «теория наслаждения», согласно которой человек должен был подавлять страсти и страдания во имя спокойствия духа, нужного для высокого наслаждения мудростью и созерцанием, увлекала многих римлян, искавших убежища от ужасов гражданских войн, под сенью своих парков, в тишине вилл. Эта часть учения Эпикура часто вульгаризировалась его мнимыми сторонниками, которые пытались обосновать при помощи «теории наслаждения» свои низменные и вполне земные страсти.
Лукреция привлекла главным образом научная часть учения. Он стал пламенным проповедником материализма Эпикура, и благодаря поэме, представляющей огромную научную ценность, основные положения античной материалистической философии были сохранены для нас.
Произведение написано со страстным вдохновением. Поэт чувствует себя как бы «первооткрывателем» нового мира, а в Эпикуре видит существо, одаренное высочайшей мудростью. Философия Эпикура, по мнению Лукреция, не абстрактная система, созданная для просвещенных мудрецов, а учение, направленное к тому, чтобы сделать каждого человека счастливым. Оно призвано освободить людей от страха смерти, от веры в кары Тартара,— оно заставляет отказаться и от религии с ее жестокими ритуалами. Как только человек поймет законы, управляющие миром, с глаз его спадет завеса и все вокруг засияет новыми, невиданными красками.
Раскрыть глаза людям, освободить их от вековой лжи и хочет пламенный, глубоко сочувствующий людям Лукреций.
Поэма состоит из шести книг. В первой излагается атомистическая теория. Поэт утверждает, что во вселенной ничего не существует, кроме атомов и пустоты. «Из ничего не творится ничто».
Во второй книге показывается, как из вечного движения атомов возникает весь окружающий нас разнообразный мир. Земля является лишь одной из пылинок, рассеянных в огромной вселенной.
В третьей книге развертывается учение о душе и духе. Поэт утверждает, что душа материальна, она состоит из мельчайших атомов и умирает вместе с телом.

313

В четвертой книге говорится об ощущениях. Ощущения представляются Лукрецию материальными отображениями реальных предметов. Тонкие материальные образы видимых, слышимых, осязаемых предметов, проникая в органы чувств, вызывают различные представления.
Пятая книга посвящена истории земли и истории культуры. Государство, говорит Лукреций, появляется на определенной ступени развития общества. Язык возникает из потребности общения между людьми.
В шестой книге с естественнонаучной точки зрения объясняются грозные явления природы: гроза, землетрясения, бури. Поэма осталась, по-видимому, незаконченной. Лукреций не успел дописать заключения.
Материалистический взгляд на мир, понимание законов его устройства заставляет Лукреция по-новому посмотреть на окружающее и приобщить к своим открытиям римских читателей. Стремясь передать пламень своего увлечения всем, он, по собственному признанию, проводит за своей работой бессонные ночи, ища подходящих слов и убедительных примеров. Обращаясь к адресату поэмы, другу Меммию, поэт пишет:

Не сомневаюсь я в том, что учения темные греков
Ясно в латинских стихах изложить затруднительно будет:
Главное, к новым словам прибегать мне нередко придется
При нищете языка и наличии новых понятий.
Доблесть, однако, твоя и надежда с тобой насладиться
Милою дружбой меня побуждает к тому, чтобы всякий
Труд одолеть и без сна проводить за ним ясные ночи
В поисках слов и стихов, которыми мне удалось бы
Ум твой таким озарить блистающим светом, который
Взорам твоим бы открыл глубоко сокровенные вещи.
(Пер. Ф. А. Петровского)

Теоретические положения иллюстрируются в поэме конкретными примерами, взятыми из окружающей действительности; поэт постоянно обращается к воображению читателей, учит их наблюдать и делать выводы:

Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает
В наши жилища и мрак прорезает своими лучами —
Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая
Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света;
Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах.
Можешь из этого ты уяснить себе, как неустанно
Первоначала вещей в пустоте необъятной метутся,
Так о великих вещах помогают составить понятье
Малые вещи, пути намечая для их постиженья.
(Пер. Ф. А. Петровского)

Материалистическая теория открывает поэту небывалые для античной поэзии возможности изображения реальных процессов,

314

происходящих в природе и жизни человека. Формы и краски разнообразных предметов, величественные очертания покрытых снегом гор, причудливые изгибы грозовых туч и бесконечность лазурных морских просторов,— все это, как бы выйдя из подчинения божественной власти, приобретает в поэме Лукреция самостоятельное значение и ценность.
Как все материалисты, римский поэт страстно влюблен в красоту окружающего его мира:

...Всегда обновляется жадное море
Водами рек: и земля, согретая солнечным жаром,
Вновь производит плоды; и живые созданья, рождаясь,
Снова цветут; и огни, скользящие в небе, не гаснут.
Все это было б никак невозможно, когда б не являлось
Из бесконечности вновь запасов материи вечно.
(Пер. Ф. А. Петровского)

С увлечением рисует он бесконечное разнообразие форм и красок:

Если возмешь, наконец, ты отдельные хлебные зерна
Злаков любых, то и тут не найдешь совершенно похожих
Так, чтобы не было в них хоть каких-нибудь мелких отличий.
Тоже различие мы замечаем средь раковин всяких,
Лоно пестрящих земли.
(Пер. Ф. А. Петровского)

К. Маркс, причислявший Лукреция к своим любимым поэтам, дал ему глубокую и меткую характеристику, назвав «свежим, смелым, поэтическим властителем мира» 1.
В учении Эпикура наряду с гениальными научными догадками имелись, конечно, и слабые, с точки зрения современной науки, стороны. Наивной представляется нам теория ощущений или утверждение о том, что душа состоит из более мелких и легких атомов, чем материальные предметы. Правда, несмотря на наивно материалистический характер этой теории, она наносила удар религиозным учениям античности и была замечательным для своего времени открытием, легшим затем в основу и современных научных, значительно более тонких и сложных построений.
Античный материализм не отрицал существования богов, но считал, что они состоят из атомов. Это означало, что в представлении материалистов боги лишались своего основного божественного качества — бессмертия. Кроме того, по мнению этих философов, боги жили в блаженном покое и не вмешивались в дела людей. Разделяя точку зрения Эпикура, Лукреций показывал в

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956, стр. 169.
315

поэме, что все блага культуры завоеваны без вмешательства богов, самими людьми. Люди сами изобрели огонь, наблюдая, как от удара молнии загораются деревья, сами стали строить хижины, жить семьями, научились речи и искусствам. Боги не помогали им в этом, так же, как и не будут карать их после смерти страшными муками в Тартаре.
Восставая против религиозных предрассудков, Лукреций делает смелый шаг. Современные ему государственные деятели, например, Цицерон, издавший его поэму, утверждали, что религиозные представления нужны, чтобы держать людей в повиновении государству. В одном из писем Цицерон высказал мысль, что «граждан нужно убеждать, что боги правят всем, что все, что делается, делается по их желанию, что они благодетели людей и знают характер каждого, видят его ошибки, все его дела и поступки... Люди, воспитанные так, будут хорошо выполнять свои обязанности».
Историк Полибий также писал: «Чтобы обуздывать массу, следует держать их в повиновении и страхе. Для этого нужна вера в богов и страх преисподней». Против этой веры и этого страха смело выступил талантливый поэт, и его доводы против религии стали могучим оружием в руках выдающихся философов-материалистов не только древности, но и нового времени.
Отрицая вмешательство богов в жизнь людей, Лукреций тем не менее не счел возможным обойтись без традиционных обращений к божеству в начале поэмы. В прологе поэмы он обращается со следующими словами к богине Венере:

О благая Венера! Под небом скользящих созвездий
Жизнью ты все наполняешь: и парусоносное море,
И плодородные земли; тобою все сущие твари
Жить начинают и свет, родившись, солнечный видят.
(Пер. Ф. А. Петровского)

Венера для Лукреция — это олицетворение красоты жизненного начала, это поэтический символ, эстетический образ, от которого не в силах отказаться его языческое воображение.
Излагая научные положения философии Эпикура, Лукреций обнаруживает свой поэтический гений в разнообразных зарисовках. От его взгляда не ускользают картины тяжелых человеческих страданий (описание чумы в V книге, описание смерти во II книге); он изображает любовные переживания, с горечью рисуя разочарования любви (IV книга).
Согласно учению Эпикура для достижения счастья человек должен довольствоваться лишь тем, что совершенно необходимо для его существования, отказываясь от всяких излишеств и страстей. Любовное чувство не принадлежит, по его мнению, к числу жизненно важных, и поэтому человек должен обуздывать свои страсти, воспитывая в себе блаженное равнодушие и душевное спокойствие. Нарушает покой человека и стремление к богатству

316

и власти. Отрицательно относясь к современной римской жизни, Лукреций, следуя за Эпикуром, рисует отталкивающие образы честолюбцев и богачей, которые:

Кровью сограждан себе состояние копят и жадно
Множат богатства свои, громоздя на убийство убийство.
С радостью лютой идут за телом умершего брата,
И пировать у родных ненавидят они и страшатся.
(Пер. Ф. А. Петровского)

Сведения об авторе гениальной поэмы чрезвычайно скудны. Само произведение сохранилось потому, что служило объектом бесчисленных полемических выпадов со стороны «отцов церкви» в средние века. Христианский писатель Иероним писал, что поэма написана Лукрецием в редкие периоды просветления, так как он впал в безумие под действием какого-то любовного напитка. Иероним же сообщает, что поэт якобы покончил жизнь самоубийством. Все эти сведения, конечно, мало достоверны, а может быть, и тенденциозны.
Поэма, написанная с таким огнем и пафосом, полная блестящих поэтических открытий и согретая горячей любовью к человеку, не утратила своего значения в течение веков. В древнем Риме ее ценили за глубину содержания и поэтические достоинства. Поэмой пользовались и христианские писатели в своих спорах с «язычниками». С XV в. Лукреций становится одним из любимых поэтов у гуманистов.
В XVI в. Джордано Бруно, выдвинувший теорию о бесконечности вселенной, вдохновляется Лукрецием, а с возрождением атомизма в XVII в. (Бэкон, Гассенди) и в XVIII в., когда возрос интерес к материализму, поэма Лукреция становится одной из любимейших римских книг. В России увлечению Лукрецием отдали дань Ломоносов и Радищев. А. И. Герцен восхищался им, а в наше время поэма не раз исследовалась не только литературоведами, но и учеными — специалистами в области точных наук. В нашей стране она пользуется особой любовью и вызывает к себе пристальный интерес как выдающийся памятник античной материалистической мысли 1.

1 Поэме «О природе» посвящен ряд исследований советских ученых («Лукреций. О природе вещей». Т. 2. М.— Л., 1946, статьи и комментарии).

Подготовлено по изданию:

Чистякова Н.А., Вулих Н.В.
История античной литературы. — 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1971.
© Издательство «Высшая школа», 1971.



Rambler's Top100