Другим крупнейшим поэтом этого периода был Тит Лукреций Кар (род. около 98, ум. в 55 г. до н. э.). Однако он выступает не с лирическими стихотворениями, а с большой эпической поэмой на
философскую тему («О природе вещей»). Материалистическая философия Эпикура кажется ему вдохновляющей и поэтической. Он стремится познакомить с этой философией своих соотечественников.
Учение Эпикура имело как бы две стороны: научную и нравственную. Знаменитый эллинистический мудрец учил в своих уединенных садах наслаждаться простыми и здоровыми благами жизни, вдали от политических страстей и городского шума; он открывал также своим слушателям и тайны устройства вселенной, развивая и дополняя по-своему основные положения атомистической философии Демокрита. Вторая сторона учения, так называемая «теория наслаждения», согласно которой человек должен был подавлять страсти и страдания во имя спокойствия духа, нужного для высокого наслаждения мудростью и созерцанием, увлекала многих римлян, искавших убежища от ужасов гражданских войн, под сенью своих парков, в тишине вилл. Эта часть учения Эпикура часто вульгаризировалась его мнимыми сторонниками, которые пытались обосновать при помощи «теории наслаждения» свои низменные и вполне земные страсти.
Лукреция привлекла главным образом научная часть учения. Он стал пламенным проповедником материализма Эпикура, и благодаря поэме, представляющей огромную научную ценность, основные положения античной материалистической философии были сохранены для нас.
Произведение написано со страстным вдохновением. Поэт чувствует себя как бы «первооткрывателем» нового мира, а в Эпикуре видит существо, одаренное высочайшей мудростью. Философия Эпикура, по мнению Лукреция, не абстрактная система, созданная для просвещенных мудрецов, а учение, направленное к тому, чтобы сделать каждого человека счастливым. Оно призвано освободить людей от страха смерти, от веры в кары Тартара,— оно заставляет отказаться и от религии с ее жестокими ритуалами. Как только человек поймет законы, управляющие миром, с глаз его спадет завеса и все вокруг засияет новыми, невиданными красками.
Раскрыть глаза людям, освободить их от вековой лжи и хочет пламенный, глубоко сочувствующий людям Лукреций.
Поэма состоит из шести книг. В первой излагается атомистическая теория. Поэт утверждает, что во вселенной ничего не существует, кроме атомов и пустоты. «Из ничего не творится ничто».
Во второй книге показывается, как из вечного движения атомов возникает весь окружающий нас разнообразный мир. Земля является лишь одной из пылинок, рассеянных в огромной вселенной.
В третьей книге развертывается учение о душе и духе. Поэт утверждает, что душа материальна, она состоит из мельчайших атомов и умирает вместе с телом.
В четвертой книге говорится об ощущениях. Ощущения представляются Лукрецию материальными отображениями реальных предметов. Тонкие материальные образы видимых, слышимых, осязаемых предметов, проникая в органы чувств, вызывают различные представления.
Пятая книга посвящена истории земли и истории культуры. Государство, говорит Лукреций, появляется на определенной ступени развития общества. Язык возникает из потребности общения между людьми.
В шестой книге с естественнонаучной точки зрения объясняются грозные явления природы: гроза, землетрясения, бури. Поэма осталась, по-видимому, незаконченной. Лукреций не успел дописать заключения.
Материалистический взгляд на мир, понимание законов его устройства заставляет Лукреция по-новому посмотреть на окружающее и приобщить к своим открытиям римских читателей. Стремясь передать пламень своего увлечения всем, он, по собственному признанию, проводит за своей работой бессонные ночи, ища подходящих слов и убедительных примеров. Обращаясь к адресату поэмы, другу Меммию, поэт пишет:
Не сомневаюсь я в том, что учения темные греков
Ясно в латинских стихах изложить затруднительно будет:
Главное, к новым словам прибегать мне нередко придется
При нищете языка и наличии новых понятий.
Доблесть, однако, твоя и надежда с тобой насладиться
Милою дружбой меня побуждает к тому, чтобы всякий
Труд одолеть и без сна проводить за ним ясные ночи
В поисках слов и стихов, которыми мне удалось бы
Ум твой таким озарить блистающим светом, который
Взорам твоим бы открыл глубоко сокровенные вещи.
(Пер. Ф. А. Петровского)
Теоретические положения иллюстрируются в поэме конкретными примерами, взятыми из окружающей действительности; поэт постоянно обращается к воображению читателей, учит их наблюдать и делать выводы:
Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает
В наши жилища и мрак прорезает своими лучами —
Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая
Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света;
Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах.
Можешь из этого ты уяснить себе, как неустанно
Первоначала вещей в пустоте необъятной метутся,
Так о великих вещах помогают составить понятье
Малые вещи, пути намечая для их постиженья.
(Пер. Ф. А. Петровского)
Материалистическая теория открывает поэту небывалые для античной поэзии возможности изображения реальных процессов,
происходящих в природе и жизни человека. Формы и краски разнообразных предметов, величественные очертания покрытых снегом гор, причудливые изгибы грозовых туч и бесконечность лазурных морских просторов,— все это, как бы выйдя из подчинения божественной власти, приобретает в поэме Лукреция самостоятельное значение и ценность.
Как все материалисты, римский поэт страстно влюблен в красоту окружающего его мира:
...Всегда обновляется жадное море
Водами рек: и земля, согретая солнечным жаром,
Вновь производит плоды; и живые созданья, рождаясь,
Снова цветут; и огни, скользящие в небе, не гаснут.
Все это было б никак невозможно, когда б не являлось
Из бесконечности вновь запасов материи вечно.
(Пер. Ф. А. Петровского)
С увлечением рисует он бесконечное разнообразие форм и красок:
Если возмешь, наконец, ты отдельные хлебные зерна
Злаков любых, то и тут не найдешь совершенно похожих
Так, чтобы не было в них хоть каких-нибудь мелких отличий.
Тоже различие мы замечаем средь раковин всяких,
Лоно пестрящих земли.
(Пер. Ф. А. Петровского)
К. Маркс, причислявший Лукреция к своим любимым поэтам, дал ему глубокую и меткую характеристику, назвав «свежим, смелым, поэтическим властителем мира» 1.
В учении Эпикура наряду с гениальными научными догадками имелись, конечно, и слабые, с точки зрения современной науки, стороны. Наивной представляется нам теория ощущений или утверждение о том, что душа состоит из более мелких и легких атомов, чем материальные предметы. Правда, несмотря на наивно материалистический характер этой теории, она наносила удар религиозным учениям античности и была замечательным для своего времени открытием, легшим затем в основу и современных научных, значительно более тонких и сложных построений.
Античный материализм не отрицал существования богов, но считал, что они состоят из атомов. Это означало, что в представлении материалистов боги лишались своего основного божественного качества — бессмертия. Кроме того, по мнению этих философов, боги жили в блаженном покое и не вмешивались в дела людей. Разделяя точку зрения Эпикура, Лукреций показывал в
поэме, что все блага культуры завоеваны без вмешательства богов, самими людьми. Люди сами изобрели огонь, наблюдая, как от удара молнии загораются деревья, сами стали строить хижины, жить семьями, научились речи и искусствам. Боги не помогали им в этом, так же, как и не будут карать их после смерти страшными муками в Тартаре.
Восставая против религиозных предрассудков, Лукреций делает смелый шаг. Современные ему государственные деятели, например, Цицерон, издавший его поэму, утверждали, что религиозные представления нужны, чтобы держать людей в повиновении государству. В одном из писем Цицерон высказал мысль, что «граждан нужно убеждать, что боги правят всем, что все, что делается, делается по их желанию, что они благодетели людей и знают характер каждого, видят его ошибки, все его дела и поступки... Люди, воспитанные так, будут хорошо выполнять свои обязанности».
Историк Полибий также писал: «Чтобы обуздывать массу, следует держать их в повиновении и страхе. Для этого нужна вера в богов и страх преисподней». Против этой веры и этого страха смело выступил талантливый поэт, и его доводы против религии стали могучим оружием в руках выдающихся философов-материалистов не только древности, но и нового времени.
Отрицая вмешательство богов в жизнь людей, Лукреций тем не менее не счел возможным обойтись без традиционных обращений к божеству в начале поэмы. В прологе поэмы он обращается со следующими словами к богине Венере:
О благая Венера! Под небом скользящих созвездий
Жизнью ты все наполняешь: и парусоносное море,
И плодородные земли; тобою все сущие твари
Жить начинают и свет, родившись, солнечный видят.
(Пер. Ф. А. Петровского)
Венера для Лукреция — это олицетворение красоты жизненного начала, это поэтический символ, эстетический образ, от которого не в силах отказаться его языческое воображение.
Излагая научные положения философии Эпикура, Лукреций обнаруживает свой поэтический гений в разнообразных зарисовках. От его взгляда не ускользают картины тяжелых человеческих страданий (описание чумы в V книге, описание смерти во II книге); он изображает любовные переживания, с горечью рисуя разочарования любви (IV книга).
Согласно учению Эпикура для достижения счастья человек должен довольствоваться лишь тем, что совершенно необходимо для его существования, отказываясь от всяких излишеств и страстей. Любовное чувство не принадлежит, по его мнению, к числу жизненно важных, и поэтому человек должен обуздывать свои страсти, воспитывая в себе блаженное равнодушие и душевное спокойствие. Нарушает покой человека и стремление к богатству
и власти. Отрицательно относясь к современной римской жизни, Лукреций, следуя за Эпикуром, рисует отталкивающие образы честолюбцев и богачей, которые:
Кровью сограждан себе состояние копят и жадно
Множат богатства свои, громоздя на убийство убийство.
С радостью лютой идут за телом умершего брата,
И пировать у родных ненавидят они и страшатся.
(Пер. Ф. А. Петровского)
Сведения об авторе гениальной поэмы чрезвычайно скудны. Само произведение сохранилось потому, что служило объектом бесчисленных полемических выпадов со стороны «отцов церкви» в средние века. Христианский писатель Иероним писал, что поэма написана Лукрецием в редкие периоды просветления, так как он впал в безумие под действием какого-то любовного напитка. Иероним же сообщает, что поэт якобы покончил жизнь самоубийством. Все эти сведения, конечно, мало достоверны, а может быть, и тенденциозны.
Поэма, написанная с таким огнем и пафосом, полная блестящих поэтических открытий и согретая горячей любовью к человеку, не утратила своего значения в течение веков. В древнем Риме ее ценили за глубину содержания и поэтические достоинства. Поэмой пользовались и христианские писатели в своих спорах с «язычниками». С XV в. Лукреций становится одним из любимых поэтов у гуманистов.
В XVI в. Джордано Бруно, выдвинувший теорию о бесконечности вселенной, вдохновляется Лукрецием, а с возрождением атомизма в XVII в. (Бэкон, Гассенди) и в XVIII в., когда возрос интерес к материализму, поэма Лукреция становится одной из любимейших римских книг. В России увлечению Лукрецием отдали дань Ломоносов и Радищев. А. И. Герцен восхищался им, а в наше время поэма не раз исследовалась не только литературоведами, но и учеными — специалистами в области точных наук. В нашей стране она пользуется особой любовью и вызывает к себе пристальный интерес как выдающийся памятник античной материалистической мысли 1.