Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
317

ЦИЦЕРОН

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) был старшим современником Лукреция и Катулла.
Выдающийся оратор и широкообразованный человек, автор многочисленных сочинений по философии и ораторскому искусству, он был, вместе с тем, и крупным государственным деятелем. Самым главным делом своей жизни, как все представители античной полисной идеологии, он считал служение государству.

Ведь не для того родила и воспитала нас родина, чтобы не ожидать от нас в дальнейшем никакой помощи и давать каждому из нас, думающему лишь о себе, проводить жизнь в тихом убежище, пользуясь удовольствиями досуга, но для того, чтобы мы приносили ей в дар самое ценное и важное из наших духовных талантов, и только с ее разрешения тратили бы избыток наших душевных сил на частную жизнь и досуг.
(Пер. Н. В. Вулих)

Таково было «кредо» Цицерона, изложенное им в знаменитом трактате «О государстве».
Цицерон родился близ Арпина в Лации, в маленьком «провинциальном городке», отличавшемся патриархальными нравами и старомодными вкусами. Рано попав в Рим, он проявил живой интерес к самым различным сферам знания: философии, ораторскому искусству, юриспруденции и литературе. Он слушал беседы философа Филона, главу «Новой Академии», был знаком с философом Панэтием и вместе с тем увлекался ученой александрийской поэзией и сам писал поэмы и переводил греческие стихотворные произведения. Свою карьеру государственного деятеля он начал рано и достиг в 63 г. до н. э. консулата. Как адвокат Цицерон выступил впервые в 80 г. в защиту Секста Росция, ложно обвиненного в убийстве отца; но вскоре он вынужден был покинуть Рим, так как его речь вызвала неудовольствие могущественного Суллы, любимец которого Хрисоген вел интриги против Росция.
Два года выдающийся оратор провел в Греции, Малой Азии и на Родосе. На Родосе он возобновил знакомство с известным ему уже в Риме ритором Аполлонием Молоном. Ораторское искусство «родосской школы», более сдержанное, чем пышное «азианское» красноречие, которым Цицерон увлекался в Риме, оказало влияние на его собственное искусство речи. Здесь же он углубил, по-видимому, общаясь с философом Панэтием, свои знания в области стоической философии.
Вернувшись в Рим, он становится крупным государственным деятелем (эдил в 69 г., претор в 66 г., консул в 63 г.). В этот пе-

318

риод Цицерон выступает с рядом блестящих речей. Особенно интересными были его речи против наместника Сицилии Верреса (70 г.). Этот жестокий и алчный правитель безжалостно разграбил провинцию, казнил невинных граждан, присвоил себе прекрасные произведения искусства. Обвиняя Верреса, Цицерон выступает против всей римской олигархической верхушки, наживавшейся на грабеже провинций. Оратор не только нарисовал в своих речах мрачную картину римских нравов, но и стремился показать, к каким тяжелым последствиям может привести использование власти в личных корыстных целях. Этические принципы поведения государственного деятеля всегда живо интересовали Цицерона. Веррес вынужден был отправиться в изгнание еще до окончания суда, настолько убедительными и очевидными для всех были факты, приведенные обвинителем.
В 63 г. до н. э., в год консульства Цицерона, в Риме вспыхнуло восстание, во главе которого стоял римский аристократ Катилина. Он объединил вокруг себя обедневших нобилей, деклассированных бедняков и даже представителей зависимых от Рима государств. Консул проявляет энергию в подавлении заговора. Заговорщиков казнят и Цицерон становится на некоторое время главой государства. Как государственный деятель он зачастую бывает нерешителен и пытается примирить сенатскую верхушку с всадниками, выдвигая теорию «всеобщего согласия», утопичную для классового общества, раздираемого противоречиями.
С приходом к власти Цезаря, Помпея и Красса, заключивших в 59 г. до н. э. союз, положение Цицерона ухудшилось, так как он отказался сотрудничать с триумвирами. Враги добились его изгнания в 58 г. до н. э. за то, что он был виновником казни римских граждан, замешанных в заговоре Катилины. Находясь вне Рима, он посылает друзьям письма, полные тревоги, растерянности и отчаяния. Цицерон понимает, что римское государство вступило в тяжелый период своего существования.
Вернувшись в 57 г., он посвящает себя литературным трудам. В это время он написал трактаты: «Об ораторе» (55 г.), «О государстве» (54 г.). В сочинении «О государстве», написанном по образцу сочинений Платона в диалогической форме, излагаются взгляды автора на «идеальное государство».
Римское государство, по мнению Цицерона, является избранным, оно достигло могущества благодаря помощи богов. Рим обладает особой конституцией, приближающей его больше всех остальных к «справедливости» и «разуму». Монархические тенденции сдерживаются здесь сенатом, демагогические — магистрата ми и, таким образом, Рим соединяет в себе лучшие стороны и монархии и демократии. Между сенатом, магистратами и народом должно царить «согласие», для поддержания которого нужен особый, «первый среди равных» государственный деятель, обладающий искусством оратора и обширными знаниями. Хотя сам же Цицерон пишет своему брату Квинту: «Не забывай, что ты в Ри-

319

ме, а не в идеальном государстве Платона», но выдвигаемая им в трактате теория является идеалистической и утопической для современного оратору Рима. Это не помешало, однако, огромной популярности многих идей, выдвинутых в этом трактате, в эпоху Возрождения и в XVII и XVIII вв.
В 51 г. до н. э. Цицерон был назначен проконсулом Киликии и, вернувшись в Рим в 50 г. до н. э., застал уже гражданскую войну.
Во время диктатуры Цезаря он отходит от активной государственной деятельности и занимается философией. В это время создаются произведения: «О границах добра и зла», «Тускуланские беседы», «О природе богов», «Об обязанностях».
Эти сочинения представляют двоякий интерес: с одной стороны, в них излагаются основные положения современных Цицерону философских школ, пользовавшихся наибольшей популярностью — стоиков, эпикурейцев, «Новой Академии». Подлинные произведения всех этих философов не дошли до нас, и поэтому свидетельства Цицерона представляют большую ценность. С другой стороны, эти трактаты дают богатый материал для характеристики личности самого автора и современной ему римской культуры.
В занятиях философией Цицерон ищет, по собственному признанию, душевного покоя и жизненной мудрости. Он стремится к самосовершенствованию и непрестанно воспитывает себя: слабый и нерешительный, он хочет стать сильным и мужественным, учась переносить печали и боль, воспитывая в себе «презрение к смерти». Обо всем этом он пишет в письмах к друзьям, рассказывая, как после смерти любимой дочери Туллии (45 г. до н. э.) он беседует наедине с философами, бродя по лесам, окружающим его виллу в Тускуле. Римскую «доблесть», проявляющуюся прежде всего в активном служении государству, Цицерон хочет сочетать с мягкостью, человечностью и снисходительностью, которым учат греческие философы. Он часто цитирует слова Теренция: «Я человек и ничто человеческое мне не чуждо».
В своих диалогах он рисует свой идеал гуманного человека, употребляя термин «гуманный», столь распространенный и в наше время, в том высоком значении, которое придаем ему и мы, унаследовавшие его от древних римлян. Гуманный человек в понимании Цицерона — это человек в высоком смысле слова, человек, в котором проявляются лучшие качества человека.
Служение государству, по мнению римлянина, не мешает самостоятельности и развитию многообразных талантов индивидуума.
Эта мысль Цицерона, так же как и его размышления о различных сторонах человеческого характера, вызвала огромный интерес у итальянских гуманистов эпохи Возрождения. Его роль в формировании европейской культуры была чрезвычайно велика. Многочисленные трактаты Цицерона, богатые многообразными

320

сведениями, широко использовались при создании моральных систем английского и французского Просвещения. Цицерона внимательно изучали Локк, Юм, Вольтер, Дидро, Мабли и многие другие мыслители XVII—XVIII вв.
После убийства Цезаря в 44 г. до н. э. деятельность Цицерона на короткий период оживляется. Он выступает с речами против Антония (14 речей), пытаясь отстаивать республиканские идеалы. Цицерон ищет союза с юным Октавианом, начинающим в это время свою политическую карьеру. Однако когда был заключен второй триумвират между Октавианом, Антонием и Лепидом (43 г. до н. э.), то Цицерон был внесен в проскрипционный список. Он бежал на свою виллу и собирался отплыть в Грецию, но не успел и был убит посланцами Антония. Голова его была выставлена на форуме, том самом форуме, на котором он осмелился порицать Антония.
Так окончил свою жизнь один из самых блестящих ораторов и писателей конца республики.
Как государственный деятель Цицерон не отличался твердостью и последовательностью. Он часто метался и искал политических союзов с крупными государственными деятелями эпохи, не брезгуя подчас лестью и делая просчеты. Ему была свойственна и неумеренная тщеславность, побудившая его к написанию недошедших до нас поэм «О своем консульстве» и «О своем времени», в которых возвеличивались государственные заслуги автора. Деятельность же его как оратора и писателя имела большое значение для римской культуры и литературы.
С его именем связан целый период в развитии латинской прозы. Он обогатил и усовершенствовал свой родной язык, придал ему гибкость, выразительность, звучность и красоту.
В своей практической ораторской деятельности Цицерон руководствовался той теорией ораторского искусства, которую изложил в трактате «Об ораторе». Оратор, по мнению Цицерона, должен владеть всей суммой знаний, нужных государственному деятелю; ему необходимо знать философию, право, историю, литературу, он обязан разбираться в психологии людей, чтобы умело воздействовать на своих слушателей. Совершенный оратор, с точки зрения Цицерона,— это человек высоких нравственных качеств, который никогда не воспользуется могучим оружием своего красноречия в корыстных целях.
Задача оратора состоит в том, чтобы уметь поднять любой частный вопрос до уровня общих принципов. Выдвигая свой идеал оратора, Цицерон как бы намекает, что этот идеал уже осуществлен в деятельности самого автора трактата.
Сохранившиеся до нас 58 речей посвящены различным темам, но в них всегда выдвигаются высокие моральные принципы, клеймится невежество, корыстолюбие и жестокость. Оратор стремится в каждом частном вопросе подняться до решения высоких и важных задач. Так, например, выступая в 61 г. до н. э. в защиту гре-

321

ческого поэта Архия, дело которого было с юридической точки зрения весьма легким (Архия хотели незаконно лишить гражданских прав), он составил обширную речь, далеко выходящую за рамки обычной судебной речи. В ней развивалась мысль о том, что поэзия является благородным и высоким искусством, которое должно пользоваться всеобщим уважением, так как оно облагораживает человека, смягчает нравы и доставляет наслаждение. Занятие поэзией необходимо оратору для усовершенствования его мастерства.

Прочие занятия не сопутствуют нам во всякое время, при любом возрасте, во всяком месте, а эти занятия юношество питают, в старости доставляют удовольствие, украшают благоприятные дела, в горе доставляют убежище и утешение, радуют дома, не мешают вне дома, проводят с нами ночь, путешествуют с нами, сопровождают нас в деревню.
(Пер. Н. В. Вулих)

Ломоносов, подхватив эту мысль Цицерона, перефразировал ее в своих стихах:

Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.

Перед каждым оратором, по мнению Цицерона, стоят три задачи: 1) доказать свои положения, 2) доставить слушателям наслаждение, 3) воздействовать на их волю и заставить принять предлагаемое решение. Каждой из этих задач соответствует свой стиль: доказательству — спокойный, простой; наслаждению — изящный, сдержанный; воздействию на волю — патетический, взволнованный. При этом ораторская речь должна быть богата выразительными средствами, и каждую мысль необходимо развертывать в ней с максимальной полнотой.
Выдвигая требование владения всеми стилями речи, Цицерон отвергал точку зрения ораторов-аттикистов, считавших, что каждый оратор должен иметь единый стиль, отражающий личность говорящего. Аттикисты призывали вернуться к простой и сдержанной манере греческих ораторов аттического периода, типичным представителем которых был Лисий. Цицерон же считал себя последователем Демосфена и постоянно возражал аттикистам, считая это движение слишком «академическим» и оторванным от реальной жизни. И, действительно, это течение очень скоро «сошло со сцены».
Ораторская речь Цицерона строится «периодами». Период — это замкнутый отрезок речи, образующий единое синтаксическое целое. Отдельные части его расположены симметрично и богаты анафорами, внутренними рифмами, ритмическими концовками; например:

322

Если есть у меня какое-нибудь дарование судьи, которое я чувствую весьма незначительно, или, если какая-нибудь опытность в ораторском искусстве, в котором, я не отрицаю, что я немного опытен, или, если какое-нибудь теоретическое знание красноречия было получено мною от занятий изящными искусствами, которыми, утверждаю, я занимался во всяком возрасте,— то плод всего этого, в первую очередь, должен, почти по своему праву, получить от меня вот этот — Авл Лициний.
(Вступление речи «За поэта Архия». Пер. Н. В. Вулих)

Античная ораторская речь — это своеобразное, ритмически организованное произведение, требующее своего рода актерского исполнения ; оратор как бы играет перед зрителями, принимает различные позы, оживленно жестикулирует, лицо его постоянно меняет выражение.
Защищая римского гражданина, оратор может сорвать с него одежды, чтобы показать раны, полученные в сражениях, или вывести перед аудиторией малолетних детей осужденного, чтобы разжалобить судей и слушателей.
Самым главным и ответственным для оратора, как писал Цицерон, является само произнесение подготовленной речи перед народом.
В римской риторической школе после гибели Цицерона обучение велось по его руководствам, а речи его внимательно изучались. В эпоху Возрождения сочинения Цицерона стали предметом пристального интереса. Язык и стиль Цицерона были образцами для новолатинской гуманистической прозы. «Периодическая речь» долго господствовала в литературных произведениях нового времени.
Страстное, патетическое красноречие эпохи Великой Французской революции испытало на себе влияние римского оратора. Речами Цицерона зачитывались Мирабо и Робеспьер. Деятели Великой Французской революции считали Цицерона последним представителем республиканского Рима, борцом за свободу против деспотизма. Для Радищева и русских декабристов Цицерон был символом «духа вольности».
Цицерон был, несомненно, одним из последних представителей полисной идеологии в Риме: государственная деятельность представлялась ему главным делом жизни; но вместе с тем этот римский консул, этот оратор, произносивший свои речи на знаменитых рострах римского форума при огромном стечении народа, был уже человеком «нового типа». Высокообразованный, знаток и ценитель литературы и искусства, с лицом утонченного интеллектуального человека (сохранились бюсты), он не походил на политических деятелей старой республики типа Аппия Клавдия и Катона.
Цицерон был как бы предвестником того поколения поэтов и писателей, которое развернет свою деятельность уже в так называемый «век Августа».

Подготовлено по изданию:

Чистякова Н.А., Вулих Н.В.
История античной литературы. — 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1971.
© Издательство «Высшая школа», 1971.



Rambler's Top100