Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
426

III—IV ВЕКА НАШЕЙ ЭРЫ

Для III века, скудно освещенного в наших источниках, характерна политическая неустойчивость, постоянная смена императоров, выдвигавшихся армией, игравшей в период империи видную роль в политической жизни. Междоусобные войны между отдельными претендентами на власть ослабляли империю, а на ее границах то и дело появлялись уже опасные полчища

427

«варваров»: германцев, франков, аламаннов. Тяжесть кризиса падала прежде всего на угнетенные слои населения. Во многих областях империи вспыхивали массовые восстания крестьян и рабов (в Африке в 238 г. в Галлии — в 60-е годы и др.).
Литературных памятников от этой эпохи мы почти не имеем. Именно в III в. получает широкое распространение в Римской империи христианская религия, которая становится в правление Константина (306—337) официальной государственной религией. Постепенно создается и своя христианская литература. На первых порах христианские писатели, хотя и ополчающиеся против язычества, опираются в своих произведениях на тот риторический и образный материал, который был накоплен в течение веков языческой литературой Древнего Рима.
Знаменитый Иероним был учеником известного грамматика и филолога Доната и прекрасно владел всеми тайнами античной риторики, а Августин, родившийся в Африке, получил блестящее риторическое образование на родине Фронтона и Апулея. Свою деятельность он начал также как ритор, переехав сначала в Рим, а затем в Милан. Этот теоретик христианства был прекрасно знаком с греческой философией и обрушивался на нее впоследствии в своих произведниях со «знанием дела» и с блестящим стилистическим мастерством.
При императорах Диоклетиане и Константине (ум. в 387 г.) империя была поделена на Западную и Восточную. Резиденцией монарха на Западе становится Милан, затем Равенна, на Востоке — Никомедия, затем Константинополь. Рим, оставаясь формально центром империи, перестает быть резиденцией монарха. В это время императоры порывают с традициями принципата, установленного Августом. Эпоха поздней империи носит название домината от латинского слова do-miuns—«господин»). Императоры требуют себе божеских почестей, при виде их подданные обязаны становиться на колени, падать ниц, целовать края одежды; как восточные монархи, они считаются воплощением божества и выделяются среди окружающих роскошной пурпурной одеждой, украшенной золотом и драгоценными камнями.
При этих императорах на сравнительно непродолжительное время устанавливается известный порядок и принимаются меры для укрепления римских границ, вводятся различные реформы для налаживания экономики и торговли.
В западной части империи, и прежде всего в самом Риме, языческая римская литература продолжает свое существование. Глава языческой части сената Квинт Аврелий Симмах (вторая половина IV в.) объединяет вокруг себя поклонников старой римской культуры и литературы. Наряду с работой над старыми текстами и созданием комментариев к ним все они занимаются и самостоятельным творчеством: сам Симмах составляет панегирики императорам Валентиану и Грациану, пишет письма, по-

428

дражая Плинию Младшему, составляет стихотворные эпиграммы. Государственные деятели Претестат и Флавиан выступают с философскими и историческими произведениями.

Подготовлено по изданию:

Чистякова Н.А., Вулих Н.В.
История античной литературы. — 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1971.
© Издательство «Высшая школа», 1971.



Rambler's Top100