Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
131

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ:

ТЕЗИСЫ О ФЕОГНИДЕ а

1. В современной филологической науке тезис о невозможности приписать авторство феогнидовского сборника единому поэту (Феогниду) не является общепризнанным. Три теории (Дорнзейф, Фриш, Янг) с разных сторон обосновывают принадлежность сборника одному автору.б

2. Став на унитарную точку зрения, мы должны конец жизни поэта отнести по крайней мере к 90—80-м годам V в. (в стихотворениях речь идет о персидской опасности), а начало соответственно — к первой половине или к середине VI в. до н. э.

3. Относительно отражения исторических событий в творчестве Феогнида существуют две крайние точки зрения: одна — на основании стихотворений поэта можно с некоторой определенностью реконструировать внутреннюю историю Мегар его времени (Кауер); другая — из стихотворений Феогнида никаких исторических сведений почерпнуть нельзя (Рейтценштейн).в Исходной мыслью нашей концепции является положение: сборник Феогнида отражает внутреннюю ситуацию в его родном полисе с крайне субъективных позиций.

4. Нет оснований говорить о гражданской войне в Мегарском государстве и об участии в ней поэта. Существующие исторические свидетельства о гражданской войне в Мегарах не поддаются приурочению ко временам Феогнида.

5. Поэт, несомненно, принимал участие в политической борьбе, отстаивая ультраконсервативные принципы, уже антиквированные реальной жизнью. Мегарская аристократия, вынужденная сделать ряд далеко идущих уступок демократии, не только примирилась с новым политическим положением, но и сблизилась в бытовом отношении и вступила в родство с богатой верхушкой незнатных слоев

132

мегарского общества. Обедневший в результате изгнания и конфискации имущества поэт не встречал сочувствия ни со стороны демократических кругов, ни со стороны тех, кого он считал своими. Его крик об измене друзей с достаточной ясностью свидетельствует об изоляции Феогнида и его немногочисленных единомышленников в современном им обществе.

6. Для психики, образа мыслей Феогнида характерны те места его стихотворений, где он для подкрепления своих высказываний или для выражения своих чувств ссылается на события прошлого, более или менее отдаленного, о которых он мог узнать из поэтических произведений или из других письменных источников. Эти исторические реминисценции всегда созвучны социальным идеалам поэта. В системе образов феогнидовской поэзии местами находим эпические реминисценции, преподносимые поэтом как нечто еще живое, актуальное.

7. Идеологические позиции Феогнида помогают нам осознать сравнение с так называемой Псевдоксенофонтовой «Афинской Политией». И мегарский поэт VI—начала V в., и афинский олигарх второй половины V в. являются противниками современной им демократии. Однако Псевдо-Ксенофонт считает своими союзниками не только тех, кого признал бы своими мегарский поэт, но и возвышающихся над народной массой богачей, тогда как Феогнид, упорствуя в неприятии совершившихся фактов, хочет восстановить стертую жизнью грань между знатью и разбогатевшими выходцами из народа.

Подготовлено по изданию:

Доватур А.И.
Феогнид и его время. — Л.: "Наука", 1989.
ISBN 5-02-027167-5
© Издательство «Наука», 1989 г.



Rambler's Top100