Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
537

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

1 Dustibe-dulut, по Pottinger’y, рассказ которого положен в основание приведенного выше описания.

1 Имя провинции Луссы имеет это значение на языке югдали. Эти проходы, или «loukhs», следующие: на север горная дорога (Kohenwan; см. дневник Pottinger'a под 1 февраля), на восток по направлению к Индии дорога, ведущая в Гейдерабад и Кураху, на запад спускающийся к морскому берегу проход Гинглаца (Гинголь, обозначенный на изданной H. Kiepert’oM на основании съемок Goldsmit’a в Zeitschrift der Gesellschaft für Erdkunde [1870], V, 3 карте как телеграфная станция) и проход Бела на ведущей в Ке-дье дороге. См. Pöttinger, 431, нем. пер.

3 По словам Курция, царь назначил в 330 году сатрапом Кармании Аспа-ста. По свидетельству же Арриана (VI, 27, 1), сюда незадолго перед возвращением Александра из Индии был назначен Сибиртий.

4 Так говорит Курций (IX, 10, 5), который, впрочем, как и Диодор, совершенно не может служить источником для географии этого края. Расстояние от Патталы до прохода Гидерабада равняется приблизительно 16 милям, а оттуда до реки Арбия (ныне Пооралли) приблизительно 12 милям.

’ Lassen (II, 189) доказал, что Арба есть туземное имя.

4 Strab., XV, 723. Cic. De Divin., II, 66 и другие. Диодор (XVII, 103) и Курций (IX, 8, 20) переносят эпизод с раной Лагида в дельту Инда.

7 Vincent и van der Chys думают найти Рамбакию в нынешнем местечке Рамиуре, которое не показано ни на карте Поттингера, ни на карте телеграфных станций. Диодор говорит, что Александр, желая основать город и найдя удобную (αχλυστον) гавань в прекрасно расположенной местности, основал там Александрию. Курций присовокупляет к этому, что она была заселена арахосянами (вероятно, из входивших в состав его войска). В дневнике Неарха этот новый город не упоминается; гавань женщин, которую он называет ’άχλυστος, лежит восточнее реки Арбия. Комментаторы Диодора, Курция и Стефана доказали, что четвертая Александрия у Steph. Byz., -πόλις Νεαρτων ϊθνους Ίχθνοφάγων и Νεωρειτών Диодора есть не что иное, как Ώοειτών и представляет собою упоминаемую Аррианом колонию в Рамба-кии. О втором городе, заложенном в этих землях Леоннатом, см. Lassen, II, 188. Источники не говорят нам, как далеко простиралась земля оритов к северу, но горный хребет, по-видимому, довольно точно обозначает границу к северу и западу.

8 Что этот приказ был отдан Аполлофану, видно из Арриана (VI, 27, 1). Снабжать таким образом флот провиантом было возможно потому, что в 10 или 15 милях от берега, на сорок миль в длину, тянутся богатые долины Кольван и Кедье, куда без труда можно проникнуть из земли оритов через проход Белы: особенно была богата долина Кедье, орошаемая многоводным Хоридештом (см. Lt. Ross, Notes on Mekran в Transact, of the Bombay Geogr. Society, XVIII [1868], p. 36); он впадает в море в залив Гватара; очевидно, это гавань Кофант, где Неарх нашел «чистую воду в большом количестве» (Arrian, Ind., 27, 6).

9 Об этом растении см.: Asiatic Researches, t. IV, p. 97 и 433.

10 Лейтенант Росс, прибывший на берега Хоридешта в сентябре, нашел только отдельные лужи воды в наиболее глубоких местах, но он слышал, что во время сильных зимних дождей он бывает причиной сильных наводнений и разливается так быстро, что живущие на его берегах едва имеют время спастись и почти всегда многие находят смерть в волнах.

11 Многие считали описание похода через пустыню преувеличенным. Новейшие сообщения, особенно сообщения Pottinger’a, подтверждают его правдивость, гарантировать которую могло бы уже одно имя Неарха, из чьих мемуаров Арриан и Страбон почти единодушно почерпали свои сообщения. Мы можем только сравнить дневник Pottinger’a от апреля со Страбоном (XV, 722) и Аррианом (VI, 23). Проследить поход в деталях, конечно, невозможно, но, по-видимому, он никогда не проникал севернее скалистых хребтов, лежащих в 10 или 15 милях расстояния от берега. О положении Пуры тоже нельзя сказать ничего определенного; считать за старую резиденцию страны нынешний Бунпур, лежащий почти в 30 милях от берега, мы не имеем никаких других оснований кроме того, что он лежит в плодородной части Гедросии и на пути от морского берега в верхнюю Карманию; ср.: Vincent, р. 303. Тогда путь, по которому следовал Александр, должен был бы быть приблизительно одинаков с путем капитана Гранта, который из Бунпура и Геха спустился к морскому берегу. Здесь Александр мог его оставить, не

будучи принужден заботиться долее о своем флоте, так как недалеко начинается более гостеприимный берег Кармании.

12 Эти шестьдесят дней, по-видимому, противоречат рассказу о громадных переходах в 400 и даже в 600 стадий, которые будто бы делал Александр. Прямое направление от границы оритов до Бунпура равняется почти ста милям, уклонения в сторону, посещения берегов и возвращение в глубину страны могли увеличить эту дорогу наполовину; таким образом мы получили бы в среднем выводе две с половиной мили в день, чего при подобных условиях местности уже достаточно.

13 ώστε της μαχίμου δυνάμεως μτ)δέ το τέταρτον έκ της Ινδικής απαγαγείν (Plut., Alex., 66). Это указание относительно четвертой части Плутарх должен был найти в своем источнике; но прибавка, что царь все-таки привел из Индии 120 000 пехотинцев и 15 000 всадников, принадлежит ему.

14 Arrian., VI, 22, 1. Аполлофан в это время пал в бою против оритов.

15 тк χώρης δ’ ύπαρχος (Arrian., Ind., 34, 1).

16 Так рассказывает Страбон (XV, 721) на основании слов Неарха; Арриан обходит эту подробность в своих выдержках и говорит, что флот отплыл после того, как улеглись летние пассатные ветры, что, несомненно, верно; но зимние пассатные ветры еще не начались, и Неарх выждал бы их, если бы это было для него возможно. Дальнейшие подробности относительно этой важной даты читатели найдут в конце книги в Приложении, занимающимся вопросом хронологии. Еще более осложняет вопрос то, что у Арриана (Ind. 21) неверно назван архонт и рядом с днем аттического месяца (20 Боедро-мион) не показано соответствующее македонское число, а только год (11-й год Александра). Но показание, что Неарх отплыл от Инда 20 Боедромиона, дает нам приблизительно верную дату; этот день соответствует 21 сентября, если мы примем за основание обращения в даты юлианского календаря таблицу цикла Метона, вычисленную Иделером; путь от Инда до Гармосии по весьма правдоподобному расчету определен в 80 дней и сообразно с этим установлены приведенные выше числа.

17 После прекрасных исследований Vincent’a я не решаюсь прибавлять дальнейших деталей относительно этого плавания; такая попытка потребовала бы знакомства с новейшими географическими исследованиями, которые может дать только глубокое изучение, и кроме того, большей обширности рассказа, чем это здесь уместно.

18 Так передает эти события Неарх (в Indica Арриана); время этой встречи можно определить с помощью путешествия Неарха, так как он отплыл

21 сентября и, по расчету Vincent’a, пристал к реке Анамите на восьмидесятый день, т. е. 9 декабря; его свидание с царем должно было произойти между

15 и 20 декабрем. Теперь трудно и даже почти невозможно определить то место, где стоял лагерем Александр. Диодор (XVII, 106) рассказывает, что Александр со своим войском стоял в приморском городе Салмунте и что как раз в это время они собрались в театре, когда Неарх пристал к берегу со своим флотом и немедленно явился в театр, чтобы рассказать о своем плавании. Убежденный, что в этом, бесспорно, совершенно искаженном известии хотя имя Салмунта должно быть правильно, Vincent (р. 306) высказал предположение, что это имя (Сал-мунт) соответствует местечку, называемому жителями востока Мааунтом. Эта гипотеза кажется слишком смелой.

Единственное обстоятельство, могущее приблизительно определить положение этого места, то, что от него до корабельной стоянки на реке Анамите или Ибрагиме было пять дней пути, следовательно, от пятнадцати до двадцати миль. Поэтому невозможно думать о Кермане, Юмали или об одном из местечек, посвященных Pottinger’oM при его путешествии. Если бы орография Кармании не была неясна до такой степени, то мы могли бы с некоторой уверенностью определить, по крайней мере, положение города Александрии, который приказал здесь строить царь; быть может, он-то как раз и был местом встречи. Не соответствует ли приблизительно этому месту Гирофт?

” О маршруте Кратера мы не имеем никаких известий. Следует предположить, что он спустился к Гиндменду и прошел через Лакх и Никх; оттуда он через пустыню прошел в Керман, приблизительно по дороге, описанной Ханыковым (Recueil de la société de géogr, VII, 2 [1865], p. 404).

20 Arrian., VI, 27; Курций (X, 1, 1) дает цифру 5000.

21 Вышеупомянутые празднества (Arrian, VII, 28; Ind., 37) подали повод к омерзительному преувеличению; рассказывают, что царь, предаваясь самой распущенной вакханалии, целых семь дней разъезжал по Кармании, сам он, сидя на исполинской, запряженной восемью лошадьми колеснице, день и ночь пировал со своими друзьями за золотым столом, а остальные его спутники, то же пируя и пьянствуя, следовали за ним на бесчисленном множестве других, украшенных пурпурными коврами и пестрыми венками колесниц; по дорогам были расставлены сосуды с вином и накрытые столы, и все остальное войско, пошатываясь, переходило от бочки к бочке; громкая музыка, непристойные песни, продажные женщины, изображения фалла, — словом, здесь соединилось все, что можно только себе представить наиболее распущенного и непристойного. Так рассказывают Плутарх, Курций и, кроме того, множество намеков на это рассеяно у других греческих и римских авторов. Достаточно привести против этого слова Арриана: «Некоторые рассказывают также, но это не кажется мне правдоподобным, что Александр, сидя за столом и пируя со своими приближенными, проезжал по Кармании на составленной из двух колесниц колеснице и что за ним следовало его увенчанное венками и ликующее войско, так как они теперь снова имели в изобилии съестные припасы, и жители Кармании расставляли по дорогам все, что служит предметом самых роскошных наслаждений; и это все, как говорят, царь делал в подражание вакханалии, с какой возвращался Дионис после покорения Индии. Но об этом не рассказывают ни Птолемей, ни Аристобул, ни иной какой-либо заслуживающий доверия писатель».

22 Гефестион в своем маршруте не мог направиться прямо к морскому берегу, так как в таком случае Неарх при своем возвращении к Анамите не подвергся бы нападению горных народов (Arrian, Ind., 36); но Vincent, по-видимому, слишком долго заставляет его оставаться в глубине провинции; вероятно, до Лара он шел той дорогой, которую описывает Don Garcias de Silva Pigueroa (Ambassade, trad. Wicquefort, p. 65), а от Лара спустился к морскому берегу.

23 Маршрут Александра был, вероятно, таков, как это указывает Edrisi, из Гирофта в Фазу.

24 Arrian, VI, 27, 1. Следовательно, сатрапия некоторое время оставалась без правителя (Arrian, Ind., 36, 8).

15 Nuper interierat morbo (Curt. X, 10, 20).

“ Arrian., VI, 27; V, 6, 2.

27 Arrian., VI, 27, 3. Это упоминаемые им выше (Ш, 26) предводители: Си-талк, предводитель одрисских аконтистов, Клеандр, предводитель старых наемников, и Геракон, назначенный на место, как кажется, умершего Менида, предводителем конных наемников. Курций (X, 1, 1) упоминает еще Агафона, начальника фракийских всадников; он упоминает также, что они привели 5000 пехотинцев и 1000 всадников.

28 άπομίσθους ποιήσαι τούς μισθοφόρους (это важное указание мы находим у Диодора, XVII, 111); прибавка — тех наемников, которые не были навербованы именем царя — вытекает из самой природы дела.

” Arrian., VI, 29, 2. Курций называет его Orsines (X, 1, 22) и упоминает его в числе предводителей уже в битве при Гавгамелах (IX, 12, 8); он говорит, что предводителями отдельных отрядов персов, мардов и согдианцев были Ариобарзан и Оронтобат, а Орсин стоял во главе целого; он называет его крайне богатым Ахеменидом (X, 1, 22). Арриан не упоминает о нем при описании этой битвы.

30 Arrian., VI, 29; Strabon, XV, 730; оба они следуют Аристобулу, который по виду гробницы заключил, что это преступление было совершено разбойниками (προνομευτών εργον ÿv) и что сатрап не виновен. По словам Плутарха (Alex., 69), виновником был один весьма знатный македонянин, Полимах из Пеллы, который и поплатился за это жизнью. Быть может, προνομευτών следует понимать в более тесном значении «фуражиров»; в таком случае Полимах мог совершить это преступление с отрядом солдат.

31 Так рассказывает Арриан (VI, 30). По словам Курция (X, 1, 21), смерть Орксина была последствием интриг евнуха Багоя, бывшего тогда любимцем Александра; сатрап, говорит он, не только был невиновен, но и отличался исключительной преданностью царю. О привязанности Александра к этому евнуху Диксарх в своей книге «О жертвоприношении в Илион» (у Афинея, XVII, 603 Ь) рассказывает довольно сомнительного свойства историю, которую повторяет за ним Плутарх (Alex., 67).

32 Arrian., VI, 29, 3. Курций (X, 1, 39) под именем Фрадата понимает, по-видимому, то же самое лицо; но я замечу, что прежний сатрап тапуриев, Автофрадат, у него тоже называется Фрадатом.

33 Arrian., VII, 4; VI, 27, 12.

3,1 Arrian., Ill, 6; Plut. Alex., 10 и 35.

35 Theopomp., fr., 277, 278. О заглавии этого сочинения (называемого то ή πρός Αλέξανδρον επιστολή, τοπρός 'Αλέξανδρον σνμβουλαί) см.: C. Müller, Fragm. hist, gr., I, p. LXXIII. Обвиненный во фр. 276 Теокрит (у Афинея, IV, 230) есть ритор из Хиоса, которого Страбон (XIV, 183) называет политическим противником Феопомпа и который с такой горькой иронией применил к Александру стих о «пурпурной смерти » (Plut., De educ. puer., 16 и Suidas s. v. Θεόκριτος. Cp. Ilgen, Scol. Graecorum, p. 162). Его насмешка не пощадила и Аристотеля: см. эпиграмму у Евсебия (Praep. Evang., XV, 793 а).

36 Сюда следует отнести приводимое Плутархом известие, что Эфиальт и Кисс, принесшие первое известие о бегстве Гарпала, были схвачены как ложные доносчики (Plut., Alex., 41).

37 Plut., Phocion, 22.

38 Athen., loc. eit. Curt., X, 2; из афинских событий с достаточной достоверностью вытекает, что бегство Гарпала относится к этому времени (концу 325 или началу 324 года).

3’ Мы можем комбинировать рассказ Харета (fr. 16 у Афинея, XII, 538 и из него Aelian, VIII, 7) со следующим непосредственно за ним описанием этого шатра по Филарху (fr. 42), так как они оба имеют в виду одно и то же сооружение.

40 Аристобул говорит (у Арриана, VII, 4), что Александр, кроме дочери Дария, женился также на дочери царя Оха Парисатиде, но насчет этого нет никаких дальнейших свидетельств. Точно так же Барсина, дочь Артабаза и вдова Ментора, никогда не была его супругой, хотя он находился с ней в связи и в Дамаске, и после того; по крайней мере, в 323 году (lustin., XIII, 2,

7) она уже жила со своими детьми в Пергаме; только Роксана была уже полноправной и законной супругой Александра и, по крайней мере, в следующем году жила при нем. Имя дочери Дария было у Арриана Барсина, или в рукописи, которую эксцерпировал Фотий (р. 686, 7), Арсиноя, тогда как все другие авторы (Diodor., XVII, 107; Plut., Alex., 70; Curt, IV, 5, 1, lustin, XII, 10; Memnon ap. Phot, p. 224 a. 50) называют ее Статирой, как, по словам Плутарха (Alex., 30) и Филарха (у Афинея, XIII, 609 Ь), называлась также и ее мать; быть может, царевна при выходе замуж, так же как и некоторые другие азиатки, переменила свое персидское имя на греческое. Царица Олимпиада тоже переменила свое прежнее имя Мирталы (lustin, IX, 7, 13). Амастрина Арриана называется у Диодора (XIX, 109) Амистридой, у Страбона (XII, 20) и на монетах названного по ее имени города — Амастридой; у Артабаза, кроме вышеупомянутой Барсины (Фарсина у Синкелла, с. 504) были следующие дочери: Артакама или Апама (Апамея) и Артонида или Барсина.

41 Это тоже, может быть, черта, характеризующая быт этой армии; храбрые воины не ожидали этого момента, чтобы искать и найти себе своих азиаток; обоз женщин и детей должен был разделять с ними лагерную жизнь.

>2 По словам Афинея (XVI, 575 с), эта сатирическая драма Агин «была представлена при праздновании Дионисий на Гидаспе, после того, как Гарпал уже бежал к морю и отложился ». Это могло произойти только в 326 году, или в апреле, или в марте месяце, или же в октябре после возвращения с Гифасиса; но как раз в это время в армию явились присланные Гарпалом войска. Афиней написал Гидасп вместо Хоаспа около Суз; к этому времени относится эта сатирическая драма. Авторами ее называются или Пифон из Византия или из Катаны, или же сам царь; византиец Пифон бесспорно тот оратор, который уже стоял в близких отношениях к Филиппу и употреблялся им для важных поручений (см. A. Schäfer, Demosthenes, II, стр. 351); судя по рассказываемой про него Афинеем (XII, 550) истории, он был достаточно остроумен для того, чтобы написать сатирическую драму. Два дошедших до нас фрагмента «Агина» (Nauck, Trag, graec. fr, 630) следующие: ...Теперь там, где растет кальм, стоит Слева от большой дороги гробница с куполом,

Прекрасное святилище блудницы, после постройки которого Сам Паллид из-за этой постройки пустился бежать.

И когда некоторые маги варваров Увидели его там лежащим в жалком виде,

То они обещали огорченному вызвать Дух Пифионики.

И несколько далее один спрашивает:

...Хотел бы я от тебя услышать,

Так как я живу далеко оттуда, как в Аттике Идут теперь дела и как теперь живется там.

Другой отвечает (в 326/325 году в Афинах был сильный голод):

Пока они шумели: «мы ведем рабскую жизнь»,

Они обильно столовались; а теперь они жуют Тощий горох и лук, — пирогам пришел конец.

Первый:

Но я слышу, что много тысяч мешков пшеничной муки,

Больше, чем Агин, им прислал

Гарпал и за это сделан гражданином Афин.

Второй:

То была пшеница Гликеры, бывшая, пожалуй, для Афин Пиром смерти скорее, чем свадебным пиром для Гликеры.

В данном Гарпалу имени Паллида заключается такая же грубая двусмысленность, как и в гробнице с куполом άίτομα, λορδον φέτωμ' a ορι/ον у Наука); объяснение отдельных намеков ясно из самого текста.

43 Такова цифра их у Арриана (VII, 5). Плутарх (Alex., 70) говорит о 970 талантах; Курций (X, 2, 10) и Диодор (XVII, 109) собственно вовсе не говорят об этом погашении долгов в Сузах, но думают о сделанных в Описе подарках тем ветеранам, которые не возвращались на родину, смешивая их во всяком случае с тем, что произошло в Сузах.

44 Plut, ibid.; по Псевдо-Плутарху (De fort. Alex., 2), это был Tapp, очевидно, тот же самый Афаррий, в котором мы нашли возможным узнать типическую фигуру тех преданий, которым следует Курций.

4’ Arrian, loc. cit., cf. VI, 28.

46 Это описание сделано по Арриану (VII, 3), Страбону (XV, 717 слл.), Элиану (Var. Hist., II, 41) и Плутарху (Alex. 69). Другие подробности находятся у Филона (с. 879 франкфуртского издания 1691 года), Лукиана (De mort. Peregr, 25, 39), Цицерона (Tuscul. II, 22, De divin., I, 23) и др. О разнузданной попойке в память Калана Арриан не упоминает. Показания относительно места этого торжества расходятся между собой; Страбон, по-видимому, принимает за него Пасаргады; это невозможно, так как при нем присутствовал Неарх (fr. 37). Элиан говорит, что костер был воздвигнут в самом красивом предместьи Вавилона; это точно так же неверно, так как Александр прибыл в Вавилон только годом позже, Калан же заболел в персидской земле, как говорит Арриан, или, точнее, в Пасаргадах, по словам Страбона, и спустя недолгое время после этого (по Плутарху) решился сжечь себя на костре. Слоны, бывшие с Гефестионом, и Неарх с экипажем флота могли встретиться только в Сузах, и только там могло произойти это

похоронное торжество, и таково, как кажется, мнение и Арриана. Он, без строгого соблюдения хронологии, сперва описывает смерть Калана, затем возвращение Атропата в Мидию и затем свадьбу; но Атропат, вероятно, оставался еще в Сузах но время свадебного торжества своей дочери и других дочерей персидских вельмож.

47 ’Αλεξάνδρω δε ούκ επιεικές φανηναι το θέαμα, έπ'ι φ'ιλω άνδρί γιγνόμενον (Arrian., VII, 3, 5).

<8 По словам Курция (V, 2, 8), Александр удержал потом в своем войске

13 000 пехотицев и 2000 всадников, senioribus militum in patriam remissis, и этих ветеранов, по словам Диодора (XVII, 109), следующего тому же самому источнику, было 10 000. Конечно, надежным это свидетельство считать нельзя.

49 Arrian., VII, 6. Ср. Плутарха (Alex., 71) и Диодора (XVII, 108), которые, впрочем, неверно связывают непосредственно с этим местом позднейшие события в Сузах. Другие уже обратили внимание на то, что Арриан (VII, 6, 8) ошибочно дает этим войскам имя эпигонов, которое, скорее, подходит к детям македонских солдат и азиатских женщин, заботу о военном воспитании которых царь взял на себя. Подобным же образом, сто лет спустя, в войске Лагидов (Polyb., V, 65) эпигонами назывались не «вооруженные по македонскому образцу воины», но потомки призванных Филадельфом в страну галатов (Schol. ad. Callimach. In Del., p. 165). Арриан (VII, 11, 3) называет эти новые войска персами, а в другом месте (VII, 6, 1) говорит, что они были приведены сатрапами новых городов и завоеванных земель; Диодор (XVII, 108) и Юстин (XII, 12) употребляют выражение «персы». Они, несомненно, не только были персами, но были взяты из различных сатрапий и из тех βασίλειοι παΐδες, шесть тысяч которых Александр приказал навербовать и обучить, когда был еще в Египте.

,0 Это число кажется странным, так как во время битвы при Гидаспе кроме агемы было восемь гиппархий. Неужели поход по пустыне сопровождался такими значительными потерями, что воинов хватало только для четырех гиппархий? В связи с этими событиями необходимо понимать и показание Арриана (VII, 29, 4), что Александр ввел в состав македонских таксисов прежних персидских мелофоров, 10 000 «бессмертных с украшенными золотыми и серебряными гранатами копьями» (Herod., VII, 40, 83; Arrian.,

Ill, 11, 5) и принял в агемы ομότιμοι (вероятно, έντιμοι Арриана, II, 11, 8), «родственников », а также, несомненно, и «застольников » персидского царя.

51 Относительно орфографии имен необходимо сравнить комментаторов Арриана (VII, 6, 5). — Гистасп есть, быть может, называемый Курцием (VI, 2, 7) родственник Дария.

ГЛАВА ВТОРАЯ

1 Эвлей, как заключает Spiegel (И, 625), основываясь на тождестве позднейшего имени этой реки (Abai в Авесте и Avrai в Бундехеше), есть Ку-ран, река Шустера, который в шести милях ниже этого города соединяется с такою же значительной рекой, Дицфулем. Последняя, по словам Loftus'a

(Travels, p. 342), протекает в 1 ‘/г милях расстояния от развалин Суз. Неарх со своим флотом поднялся по Паситигриду, т. е. по соединившимся Курану и Дицфулю, καί πρός τη σχεδίη ορμίζονται, έφ' ή το στράτευμα διαβιβάσεις εμελλεν 'Αλέξανδρος ες Σοϋσα (Arrian., Ind., 42, 7).

2 Plin, VI, 26. Cp. Männert, p. 421; город был выстроен на насыпной земле в десяти стадиях от моря и был отчасти населен жителями прежнего царского города Дурины.

3 Arrian, VII, 7. О гидравлических работах на Тигре см. Strab, XVI, 740. Речные плотины называются у древних катарактами и относительно их поучителен поход императора Юлиана в эти страны; он тоже должен был avellere cataractas (Amm. Marc, XXIV, 6), чтобы иметь возможность войти в царский канал (Naar malcha у Аммиана и новейших писателей).

4 Felix Jones (см. Приложение об основанных Александром городах в конце третьего тома с примечанием Kiepert’a) определил положение Описа в Тель-Манджуре, на правом берегу теперешнего Тигра. С большей точностью времени их прибытия определить нельзя. От Басры до Багдада, по словам Tavernier, около 60 дней пути водой, а по словам Hackluit’a — 47 (см. Vincent, р. 462), от Суз вниз по реке до моря должно было быть около 30 миль, дня четыре пути; сюда присоединялось для Александра плавание от устьев Эвлея до устьев Тигра, затем остановка при разрушении плотин, затем дальнейшее плавание от Багдада до Описа, наконец обыкновенное в это время года половодье и большие трудности, представляемые плаванием вверх по реке, так что двух-трех месяцев для переезда от Суз до Описа не должно было быть слишком много.

5 Никто не говорит о том, что делало войско в течение этих трех печальных дней; только Диодор (XVII, 109) замечает: έπί πολύ της διαφοράς αυξανόμενης. Впрочем в мятеже принимали участие все македонские войска, за исключением части гипаспистов, и большинство офицеров, за исключением ближайших приближенных царя (Arrian, VII, 11, 3).

6 Имя среброщитников (καί άργυρασπίδων τάξις Περσική, VII, 11, 3) Арриан употребляет здесь впервые; гипасписты, — если здесь τάξις употреблено

о гипаспистах в другом смысле, чем в начале походов, — должны были уже ранее получить серебряные щиты; Диодор (XVII, 56) уже в битве при Гавга-мелах называет τό των άργυρασπίδων πεζών τάγμα и что под этим понимаются все гипасписты — видно из Курция (VI, 13, 27), хотя у него Александр sentis argentias laminas addidit только значительно ниже (VIII, 5, 4).

7 Арриан ничего не говорит об этом приказе; но он, конечно, был вполне естествен, чтобы дать мятежникам толчок к тому, что они затем сделали. Поэтому мы следовали здесь Полиену (IV, 3, 7), который говорит даже, что обе армии были выстроены в боевой порядок по приказу царя и что он предложил битву македонянам.

8 σπουδή εξέρχεται (Arrian, VII, 11, 5). Плутарх (Alex., 71) говорит, что он заставил их умолять себя два дня и две ночи; он, несомненно, следует Кли-тарху, который не заботили о том, чтобы выяснить себе реальное положение вещей.

’ Число возвращавшихся на родину ветеранов равнялось, по словам Арриана, 10 000 (τους μυρίους, VII, 12,1); то же число дает Диодор (οντων μυρίων,

XVIII, по Иерониму); и поэтому ниже (XVIII, 12) вместо όντας υπέρ τρισμυρίους

18 История Александра Великого

следует писать ύπέρ τούς μυρίους. По свидетельству Диодора (XVII, 16), это были 6000 пехотинцев, выступивших в поход с царем еще в 334 году, 4000 των έν τη παρόδω προσειλημένων (следовательно, из гарнизонов), 1500 всадников, 1000 персидских стрелков и пращников.

10 Арриан (VII, 12, 4) называет только Кратера и Полисперхонта; Юстин (XII, 12, 8) приводит и другие имена, из которых Антиген, позднейший предводитель аргираспидов, возбуждает сомнения, а Амад совершенно неизвестен.

11 Μακεδονίας τε καί Θράκης καί Θεττάλων έξηγείσθαι καί τών άλλων της ελευθερίας (Arrian., VII, 12, 4). —jusses praeesse Macedonibus in Antipatri locum (Iustin., XII, 12,9).

12 ’Αντίπατρον δε διαδόχους τοΐς ίποπεμπομένοις ίγειν Μακεδύνας τών ακμαζόντων έκέλευσεν (Arrian., VII, 12, 4). —Antipatrum cum supplemento tironum in locum ejus evocat (Iustin., ibid.). Хотя мы раньше предположили, что некоторые таксисы, т..е. милиция некоторых местностей, остались в Македонии и что в таксисы боевой армии посылались только рекруты их этих округов, то все-таки не видно, были ли впоследствии (с 330 года) для почти двойного числа фаланг, которое имело войско в Индии, посылаемы с родины целые таксисы, или Антипатр получил приказ вести их в Азию только теперь, чтобы заменить мобилизованные фаланги, которые теперь возвращались на родину как ветераны.

13 В одном упоминаемом Гиперидом письме (Pro Eux., 36) она пишет о святилище в Додоне ώς ή χώρα ε'ί·η ή Μολοττία αυτής.

14 У Плутарха (Alex., 69) события рассказаны так, как будто бы обе царицы формально разделили между собой власть (ο-τασιάσασαι διείλοντο την αρχήν). Александр будто бы сказал, что мать его рассчитала лучше, чем сестра, так как никогда македоняне не позволят женщине управлять собой.

13 ’έξωθεν ’Αντίπατρος λευκοπάροφός έστι, та δε 'ένδον όλοπύρφορος (Plut., Apophth. reg. [Alex., 17]). Это противопоставление позволяет предположить, что платьем «с белою каймою» обозначается обыкновенный плащ македонских всадников, хотя, как кажется, мы не имеем никаких указаний насчет того, что у него была такая кайма.

16 Александр посоветовал ему окружить себя своими собственными телохранителями, чтобы находиться в безопасности от покушений своих врагов (Plut., Alex., 39).

17 Arrian., VII, 12, 6.

18 Юстин (XII, 14) говорит, что Антипатр недавно наложил жестокие наказания на предводителей побежденных народов (in praefectos devictarum nationum) и поэтому полагал, что Александр призывает его в Азию для наказания. Возможно, что после победы его над Агисом народы Фракии почувствовали тяжелую руку Антипатра. Плутарх (Alex., 74) тоже говорит, что весной 323 года к Александру прибыл Кассандр, чтобы опровергнуть многочисленные жалобы на своего отца, которые были принесены царю потерпевшими. При этом случае, как рассказывают, Александр был отравлен.

” По словам Плутарха (Phocion, 18), когда Александр разгневался на то, что Фокион отказался от предложенных ему 100 талантов, φίλους μη νομίζειν τούς μηδέν αύτοΰ δεομένους, то милостью, которой попросил Фокион, было освобождение четырех заключенных в Сардах; Плутарх называет софиста Ехскрата, Афинодора с Имброса, игравшего в 358 году большую роль во

фракийских делах, и двух родосцев Спартона и Демарата; во всяком случае, последнее имя испорчено; на родосских монетах этого времени встречаются Δαμάτριος и Στρατών и не о них ли шла здесь речь? Немедленное освобождение Александром заключенных показывает, что они были заключены за политические преступления; что тогда случилось — мы не знаем.

20 Aeschin., In Ctesiph., § 162; Hyperid, In Demosth., IX, 17.

21 Plut., Apophth. reg. [Alex., 15]; Alex., 27.

22 В какой форме было сделано это предложение, и не было ли оно сделано в форме приглашения лицам, преданность которых была известна, мы теперь не можем определить. Точно так же неизвестны нам подлинные слова этого требования; ближе всего к ним должны быть те слова, в которых Полибий (XII, 12 а) приводит похвалу Тимея относительно поведения Демосфена и других, διότι τοΐς Αλεξάνδρου τιμαΐς ταΐς ισόθεοις άντέλεγον.

23 Эти слова приводит Элиан (Var. Hist., II, 19) и с большей точностью Плутарх (Apophth. Lac. [Δαμίδας, или, по предположению Schäfer’a, Εϋδαμίδας): συγχωροΰμεν ’Αλεξάνδρω εάν θέλη θεός καλεΐσθαι.

24 Впоследствии за это предложение (ότι θεόν ε’ισηγήσατο ’Αλέξανδρον) Демада был присужден к уплате десяти (Athen, 251 а) или ста талантов штрафа (Aelian, Var. Hist., V, 12).

25 Plut, Princ. pol., p. 804.

26 Не сюда ли следует отнести то место Павсания (I, 25, 3 и VIII, 52, 5), где он говорит, что Леосфен посадил на корабли и перевез из Азии в Европу греков, которые находились на службе у Дария и у сатрапов и которых Александр желал поселить в Азии, числом до 50 000 (?) человек Леосфен был избран ими предводителем (Diodor, XVII, 111), и позднее, при начале Ламийской войны, все-таки мог располагать только 8000 наемников; это уменьшение их количества должно быть объяснено возвращением на родину многих изгнанников. Что Гиперид поддерживал сношения с Леосфеном, как уже раньше с Харетом, который теперь умер, видно из биографии Гипе-рида (Plut, Vit. X Orat.): συνεβούλευσεν καί τό έπι Ταινά^ω ξενικόν μη διαλΰσαι ου Χάρης ηγείτο, εύνόως πρός τόν στρατηγόν διακειμένος.

27 О цифре этой олимпиады велся бесконечный спор, так как она представляет большую важность для определения года смерти Александра; мнение Ideler’a (Abh. der Berl. Acad. 1820, p. 280) подтверждается, с одной стороны, тем обстоятельством, что афиняне были устранены от празднования 113-й олимпиады (Pausan, V, 21, 5. Ср. Schäfer, III, р. 268) за обман, который позволил себе один афинский гражданин при праздновании 112-й олимпиады; с другой стороны, слова Гиперида (In Demosth. XV, 8, изд. Бласса) стоят вне всякого сомнения.

28 Так передает Диодор (XVIII, 8) слова декрета. Эта редакция отчасти подтверждается письмом царя к афинянам: εγώ μέν ουκ άν ύμίν έλευθέραν πόλιν εδωκα καί ένδοξον и т.д. (Plut, Alex., 28). Официальное его название, по-видимому, было διάγραμμα, так, по крайней мере, он назван в надписи Иаса: κατά τό διάγραμ[ματου] βασιλέως (C. I. Graec, n° 2671, строка 45) и в надписи Эреса: κατά τάν διαγραφάν τώ βασιλέως ’Αλεξάνδρω (Sauppe, Comment, de duabus inscr. Lesb. II, строка 25). Гиперид называет его έπιτάγματа.

” Diodor, XVII, 109; XVIII, 8. Curt, X, 2. Iustin, XIII, 5. Dinarch, In Demosth., 81 и 103. Тех, относительно которых было сделано исключение в 18*

законе о возвращении на родину, Диодор один раз называетπλήν τών ένάγα>ν, а другой раз πλην τών ίεροσύλαιν καί φονεων. Курций говорит: exsules praeter eos, qui civili sanguine aspersi erant, Юстин: praeter caedis damnatos. — В речи De foed. Alex., находящейся между речами Демосфена, думали найти намеки на этот приказ Александра и на этом основании определить ее дату (Becker, Demosthenes als Redner und Staatsmann, p. 265); это ошибочно, так как она может принадлежать только времени между 333 и 330 годами. На результаты декрета, позволившего изгнанникам различных городов возвратиться на родину, мы имеем указания в надписях многих городов, две из них воспроизведены ниже в Приложениях. Особенный интерес представляет надпись, найденная Conze в Митилене и изданная им в отчета о своем путешествии (табл. VII, 2) на Лесбос. Blass (Hermes, XIII, 384) доказал, что она составляет часть надписи, помещенной в С. I. Graec., II, 2166 b и дополняет ее.

30 Более точные детали этого изнания находятся у Curtius’a (Inschriften und Studien zur Geschichte von Samos, 1877, p. 21), где приводится также и постановление, в котором возвратившиеся на родину самосцы благодарили Горга и Минния из Иаса.

31 Эта высказанная мною раньше в виде предположения связь событий подтверждается теперь отрывками папируса, заключавшего в себе речи Ги-перида, что и доказал в особенности von Duhn, Zur Geschichte des harpa-lischen Processes (Fleckeisens Iahrbiicher, 1871, p. 33).

32 Plut., Demosth., 25. — πρός την Ελλάδα (не όλυμ,πιάδа, как исправляет von Duhn чтение ελπίδα) προσεπεσεν ώστε μ,'ηδένα προαισθέσθαι (Hyperid., In Demosth., XV, 1 издание Бласса).

33 Диодор (XVII, 108) говорит, что это требование пришло от Антипатра и Олимпиада; у Фотия, Плутарха (Vit. X Pratt. [Demosth.]) и у других авторов речь идет только об Антипатре; Павсаний (II, 33) говорит, что Филок-сен потребовал его выдачи, и только Филоксен называется в речи Гиперида против Демосфена (о! παρά Φιλοξένου, I, 14. 21).

34 Curt., X, 2, 2. Iustin., XIII, 5 и особенно тост Горга у Афинея (XII, стр. 537), приводимый им со слов Эфиппа. Горг возвестил через глашатая, что он дает Александру венок в 3000 золотых статеров и, когда он будет осаждать Афины, 10 000 паноплий, столько же катапульт и все другие потребные для осады орудия.

35 χαί περί του τους κοινούς συλλόγους ’Αχαιών τε καί ’Αρκάδων (Hyper., In Demosth., XV).

36 По словам Элиана (Var. Hist., II, 12), Демад предложил присоединить Александра тринадцатым к циклу двенадцати олимпийских богов. Текст мнения, выраженного, по словам Гиперида (In Demosth., XXV, издание Бласса), Демосфеном, к сожалению, крайне испорчен; Бласс дополнил его так: σνγχωρεΐν ’Αλεξάνδρα) κ[α<] той Διάς καί του Ποσειδώνο[ς είναι εί βούλ]οπο καί άφι[κομένου... (Hermes, X, 33); Sauppe предложил читать: ...Пοσειδώνος εΐ[ναι υ'ιώ, εί βούλ]οιτο καί 'à φίλ]ον ε)'·η αύτφ άπενέγκασθαι...

37 Diodor., XVII, 108. Arrian., De rebus succ., § 16, y Müller’a, Fragm., p. 242. Pausan., II, 34, 4. Несколько лет спустя в Афинах было издано в честь его почетное постановление, вошедшее в С. I. Attic., II, п° 231.

31 Словами Динарха (In Demosth., § 68) нимало не опровергается тот факт, что эти списки уже находились в Афинах в то время, когда дело перешло на

разбирательство суда присяжных; раб, показание которого было прислано Филоксеном, был сначала сам допрошен в Афинах под пыткой, хотя его показание должно было бы иметь законную силу в глазах афинских судей.

3’ Athen., XV, 592. Но это показание сомнительно не потому, что оно заимствовано из апокрифической речи под заглавием περί χρυσίου или под каким-либо иным заглавием (Schäfer, III, 128), но потому, что упоминание о появлении детей без матери, как это здесь мотивируется, скорее встречалось в речи обвинителя, если только оно, вообще, не есть продукт литературных сплетен. Динах в своей речи Против Демосфена, § 94, упоминает о попытке Демосфена придать другой оборот процессу с помощью εισαγγελία, что Каллимедонт желает собрать в Мегаре изгнанников и ниспровергнуть демократию. Дальнейшие детали этих процессов собраны с его обычной точностью Schäfer’oM (III, 295), к которому я здесь и отсылаю читателя.

40 Судя по второму из апокрифических писем Демосфена, в самом начале.

41 Демада был, несомненно, осужден в процессе по делу Гарпала (Dinarch., In Aristogit., §14). Тот же самый Динарх (In Demosth., § 104) говорит, что Демада открыто признало в том, что брал деньги и вперед будет брать, но в то же время не решился лично предстать перед судом (αύτοΐς δείξαι то ■πρόσωπον) и защищаться далее против показания ареопага. По добытым следствием данным он получил шесть тысяч статеров (двадцать талантов); если он даже был настолько богат, что раз противозаконным образом мог вывести на сцену сто чужеземных танцоров и заплатить за каждого законный штраф в тысячу драхм, то установленный законом пятерной или даже десятерной штраф за подкуп должен был разорить его; если бы он не мог уплатить его, он должен был бы или бежать, или подвергнуться заключению в темнице. Вместо этого шесть месяцев спустя мы находим его при вести о смерти Александра на ораторской трибуне (Plut., Phocion, 22); быть может, этот штраф был прощен ему народом во внимание к Александру и к сделанному из этих денег употреблению, как это было сделано с Лахетом, сыном Меланопа (Demosth., Epist. III, стр. 642); его репутация падает только по смерти Александра; он был осужден за три или даже за семь параномий (Diodor., XVIII, 18; Plut., Phocion, 26) и, так как он не мог уплатить законного штрафа, то был объявлен άτιμος. Среди этих параномий главное место, бесспорно, занимало предложение объявить Александра богом; заплатить за это десять талантов, как утверждает Афиней, было бы для него нетрудно; 100 талантов у Элиана дают нам более правдоподобную цифру.

42 Ликург умер еще до начала процессов по делу Гарпала [Plut., Vit. X Oratt. (Hyperid.)]. Cp. Böckh, Staatshaushaltung, И, p. 244). На первый план выступил не исполненный легкомыслия и доктринерства Гиперид, но юный Пифей, обнаруживший себя сторонником Македонии, Стратокл, Мнесехм, Прокл, люди самого дурного типа.

41 Мы не имеем никаких оснований заключить, что Александр сделал уступки афинянам по вопросу об изгнанниках; если Арриан (VII, 19, 2) и относит к этому времени возвращение на родину статуй Гармодия и Аристогитона, то он уже упоминал об нем (III, 16, 7), как об отданном в 331 году в Сузах приказе.

44 τοιαύτην тάξιν,ην ραδίως εκ των ύτταρχουσών καί πεισ&ήσονται καί όυνήσονται κοινωνεΐν (Aristot., Polit., IV, 1, 4 и 11, 1).

45 κατασπείρας την Ασίαν Έλληνικοΐς τέλεσιν (вместо чего следует читать не γένεσιν или εθεσιν, но πύλεσιν) — où γάρ ληστρικώς τήν Ασίαν καταδρομών ούδ'ε ώσπερ 'άρπαγμα και λάφνρον εύτνχίας άνελπίστον σπαράξαι και άνασύρασθαι διανοηθείς и т.д. [(Plut), De fort. Alex., I, 5, 8].

« Пусть читатели сравнят меткую критику Эратосфена (у Страбона, I, 66) на данный Аристотелем Александру совет τοΐς μέν Έλλησιν ώς φίλοις χρησθαι, τοΐς δέ βαρβάραις ώς πολεμίοις. Эратосфен замечает на это βελτίον είναι άρετη και κακίφ διαρεΐν ταντα, и прибавляет, что Александр действовал сообразно с этим.

47 С. I. Graec., II, п° 2166.

48 По словам большой, найденной Conze и комментированной Sauppe (Comment, de duabus inscr. Lesb.) надписи. Это место гласит: ai μέν κατά τών φνγάδων κρίσεις αϊκριθεΐσαι ύπδ 'Αλέξανδρον κνρίον έστωσαν και ών κατέγνω φνγήν, φενγέτωσαν μέν, άγωγίμον δέ μη έστιασαν.

4’ С. I. Graec., II, η° 2671.

i0 С. I. Graec, II, π° 3137: это надпись, имеющая большую важность для всего вопроса о колонизации.

и Первыми сведениями о царских имениях, βασιλική χώρα и живущих там βασιλικοί λαοί мы обязаны найденной Schliemann’oM в Гиссарлике надписи (Trojanische Alterthümer, p. 203).

!Z Plut, Phocion, 18.

53 όσοι σατράπαι ή νπαρχοι η νομάρχαι άπολείποιντο (Arrian, VI, 27, 4). Объяснение слова «номарх » мы, быть может, найдем в том месте Геродота (V, 102), где он рассказывает, как при нападении ионян на Сарды туда спешат oi Πέρσαι οι έντός Άλνος ποταμον νομούς έγοντες, так как отсутствие члена не позволяет нам понимать под словом νομοί сатрапии, как их называл в других местах этим словом Геродот.

54 ήμιόδιος ’Αλεξάνδρου γενόμενος περί Βαβνλώνος ((Aristot), Oeconom., II, 35), если только в этом месте указывается на должность, а не скрывается под исторченным текстом что-либо совершенно иное.

и Плутарх (Alex., 42) приводит данные Александром «Мегабизу» эфесского храма Артемиды инструкции.

56 τά δέ πολλά τον πολέμου γνώμη και χρημάτων περιονσίφ κρατεΐσθαι (Thucyd,

II, 13, 2). — αύτονργοί τε γάρ είσιν ο'ι Πελοποννήσιοι και ούτε ίδίφ ο ντε έν κοινφ χβ'ήματά έστιν αύτοΐς (Thucyd, I, 141, 3).

57 Иначе определяет величину этой суммы Диодор (XVII, 66). Он насчитывает «более 40 000 талантов золота и серебра в слитках и, кроме того, 9000 талантов χρνσον χαρακτήρα δαρεικόν ίχοντα ». Далее (XVII, 71) он говорит, что в θησανροΐς Персеполя было найдено более 120 000 ταλάντων εις άργνρίον λόγον άγομένον τον χρνσίον.

58 Так в Сузах было найдено на 5000 талантов пурпурных тканей, которые собирались там в течение 120 лет и были еще совершенно свежи и прекрасны (Plut, Alex, 36).

” Здесь уместно напомнить об упомянутом выше (прим. 5 к гл. 1 II кн.) факте, что по словам Аикурга, в его финансовом отчете в Афинах можно было покупать золото в такой пропорции относительно серебра, которая равнялась отношению 1:11, 47, тогда как во время Филиппа ценность его равнялась 1 : 12, 51, а в начале царствования Александра 1 : 12, 30.

60 Так, например, Афины, преобладающее значение которых для хлебной торговли уже раньше оспаривалось Византием (Demosth., De расе, §25) и Родосом (Lycurg., In Leocrat. § 18), принуждены были весьма много потерять в пользу Родоса от обширных хлебных спекуляций Клеомена в Египте [(Demosth.), 1и Dionysiodor., § 7-10]. Из выражения Κλεομένους του ίν τη Αΐγντττφ άρξαντος A. Schäter справедливо заключил, что эта речь написана около 322-321 года.

61 Юстин (XIII, 1) говорит, что при смерти Александра erant in thesauris quinquaginta millia talentum, et in annuo vectigali tributo tricena millia.

61 Псевдо-Аристотель (Oecon., II, 39) говорит, что родосец Антимен приказал сатрапам, через области которых проходили войска, τους θησαυρούς τούς ιταρά τάς οδούς ό,ναπλ/ηροΰν κατά τον νόμον τόν τής χώρας, и продавал затем из этих магазинов войскам то, в чем они нуждались. Та же система прилагалась относительно придуманных Филоксеном (Oecon., II, 32) добровольных приношений, вынуждавшихся открытой силой.

63 О. Müller, Orchomenos, p. 57.

61 [Plut.], De fort. Alex., II, 13.

65 Мы здесь с намерением не коснулись монетной системы Александра, общей единицы веса, введенной им в своем государстве, крайне замечательной многочисленности типов монет и т. д. Прекрасная работа L. Müller'a (Numismatique d’ Alexandre le Grand, 1855) открыла нам такие точки зрения, которые, хотя и не всегда выдерживают критику, но имеют свое значение для исторического исследования.

66 ού yoLQ ληστρικώς την 'Ασίαν καταδρομών ούδέ ώσπερ άρπαγμα καί λάφυρον ευτυχίας ανέλπιστου σπαράξαι καί άνασύρασθαι διανοηθείς. ..όλλ’ ενός ύτνηκοα λόγου τά επί γης καί μιας πολιτείας, ενα δήμον ανθρώπους απαντας άποφήναι βουλόμενος, ούτως и т.д. [(Plut.), De fort. Alex., I, 8].

67 ώσπερ εν κρατήρι φιλότητος μίξας τούς βίους καί τα ήθη... πατρίδα μέν την οικουμένην ήγεΐσθαι προσέταξεν πίντας и т.д. [(Plut.), De fort. Alex., I, 6].

68 Non levem et Alexandri Magni temporibus auctoritatem addidit professioni secundus Osthanes comitatu ejus exornatus planeque, quod nemo dubitet, orbem terrarum peragravit etc. [Plin., Hist. Nat. XXX, 2 (§ 11 ed. Detlefsen)].

69 К тому, что нами выше сказано об Аммонии, мы прибавим здесь в виде дополнения еще слова Плутарха (Alex., 17)·.λίγεται δέ καί ιΐ’άμμωνος έν Α’ιγύπτφ του φιλοσόφου διακούσας άποδέξασθαι μάλιστα τών λεχθέντων ότι πάντες οί άνθρωποι βασιλεύονται ύπο θεοΰ· τό γάρ αρχον έν έκάστψ καί κρατούν θειον έστιν κτλ.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

1 «Tant de campagnes laborieuses, qui avaient usé mon temperament, et mon âge avancé, qui commençait à me faire ressentir les infirmités qui en sont la suite nécessaire, me faisaient entrevoir comme prochaine la fin de ma carrière» (Oeuvres de Frederic de Grand, VI, p. 2).

2 Isidor. Charac., p. 248 изд. Müller'a (Geogr. Minor.). Более точно проследил этот путь Masson (Joum. of the Asiat. Soc. XII, 1850, p. 97), a Mordtmann

(в Вег. der Münchener Akad., 1876, IV, p. 360 слд.) пояснил его. Диодор (XVII, 110), сообщающий подробности об этой дороге (у Арриана здесь находится пробел перед VII, 13), совершенно пропускает переход из Суз до Описа и рассказывает так, как будто Александр из Суз направился по дороге в Мидию.

3 Еще и теперь изобилующий скульптурными украшениями и надписями западный вход в проходы Биситуна (или, как это Mordtmann считает более правильным, Бегистуна) называется Tank-i-Bostan, «свод сада», и Диодор (II, 13) рассказывает, что Семирамида приказала разбить у горы Багистана сад в двенадцать стадий в окружности и украсить гору скульптурной работой.

4 Нисейские поля, по Mordtmann’y (с. 369 сл.), лежат западнее между Χαλωνΐτις и Κάρινα Исидора, т. е. между нынешними Серпулом и Кериндом; он, конечно, прав, что N i ç â у а, где Дарий I разбил Гаумату, есть эта же Нисейская равнина; находится ли упоминаемое в Бегистунской надписи место битвы Cikthanvatis, «замок сокола » около деревни Зидж-пайтак, остается неизвестным.

5 Ни Птолемей, ни Аристобул не рассказывали об этом (Arrian, VII, 13). Преувеличения происходят от Клитарха (Strab, IX, 420. Ср. Plut, Alex., 41). Это время рационализма старалось найти историческое подтверждение мифа об амазонках, и можно предположить, что сатрап Мидии после частых расспросов об этом доставил царю нечто подобное им, что он мог найти в своей сатрапии. Женщины так называемых кочевых племен гор независимее, мужественнее и сильнее других азиатских женщин, они принимают участие во всех походах и во всех опасностях своей орды, и Malcolm (II, 446, нем. пер.) рассказывает как очевидец интересный пример смелости и ловкости, с какою одна курдская девушка объезжала коня. Плутарх называет авторитеты за и против истории об амазонках; Онесикрит, принадлежащий к величайшим лжецам, читал однажды царю Лисимаху относящееся к этому место из четвертой книги своих «Меморабилий», после чего Лисимах сказал: «Где же мог я быть в это время»!

6 Plut, Еитеп., 1. Неизвестно, что в этом рассказе заимствовано из Ду-рида и, следовательно, сомнительно. В высшей степени подозрительным делает этот рассказ приведенная сумма, особенно если принять во внимание, что тогда вступили в отправление своих обязанностей 33 триерарха. Что касса царя среди его грандиозных успехов в Индии могла до такой степени истощиться (χρήματα ού γάρ ήν εν τώ βασιλείψ, Plut.), тоже весьма странно.

7 Plut, Alex., 39.

8 Это приблизительно вытекает из текста Плутарха (Еитеп., 2) и из двух первых строчек Арриана (VII, 13) после пробела.

9 Эти хронологические данные вытекают из слов Диодора (XVII, 110), который определяет пятьдесят дней для перехода из Описа в Экбатаны.

10 Я не сомневаюсь, что сюда должно быть отнесено замечание Полибия (X, 4, 3) о том, что по приказу царя Александра Мидия была наполнена множеством греческих городов.

11 Насколько мне известно, предание не говорит о том, когда праздновались Дионисии по македонскому обычаю.

12 Polyb, X, 17.

13 Это, быть может, тот «металлевт» Торг, о котором говорит Страбон в цитированном выше (прим. 84 к гл. 3 III кн.) месте; вероятно, это был тот

самый иасосец, который выступил перед Александром в защиту изгнанных афинскими клерухами самосцев, о чем подробно говорится в надписи, изданной G. Curtius’oM (Urkunden zur Geschichte von Samos, p. 40). В надписи он называется сыном Теодота и таким образом падает попытка отождествить этого Горга с основателем Амбракии (Γοργού του Κυφέλου χτίσμα., пишет Meinecke вместо Ύόλγου. Strab., VII, 325).

14 Ephipp., fr, 3, где сатрап называется Сатрабатом.

15 Arrian., VII, 14. Plut., Alex., 72. Рассказ Плутарха изобличает свое происхождение.

16 Diodor., XVII, 110, 114. Арриан в своем умном и исполненном достоинства рассказе говорит (VII, 14): «О скорби Александра ходят различные рассказы, но все согласны в том, что она была весьма велика; о том, что он сделал, каждый рассказывает различно, смотря по тому, чувствует ли он любовь к Гефестиону, или зависть к нему и к самому царю. Из тех, чей рассказ наполнен преувеличениями, одни, как мне кажется, думали превознести царя, передавая его полные безмерной тоски слова и поступки перед телом этого человека, который ему был всех дороже, другие же — умалить его, представляя его поведение недостойным царя и Александра; одни говорят, что он весь день лежал на его теле и рыдал и что друзья должны были увести его силой, — другие, что он велел «распять на кресте врага, потому что тот дал ему дурное лекарство» (так говорит Плутарх), не желая видеть, что Гефестион умер от злоупотребления вином; рассказ о том, что Александр в честь умершего отрезал свои волосы, кажется правдоподобным и вообще и как подражание тому, что Ахилл сделал у гроба Пат-рокла; рассказ же о том, что он сам ехал на погребальной колеснице, неправдоподобен. Другие рассказывают, что он приказал разрушить храм Асклепия в Экбатанах; это было бы варварством и напоминало бы не Александра, а Ксеркса. Правдоподобнее мне кажется рассказ о том, что, когда по дороге в Вавилон к Александру прибыло много посольств из Греции и в том числе посольство Эпидавра, где находился знаменитый храм Асклепия, то он согласился на все, чего они желали и, кроме того, дал им дар для их бога и сказал: хотя ваш бог и дурно поступил со мною тем, что не спас мне друга, которого я люблю, как свою собственную голову, но я все-таки желаю почтить его! Затем большинство авторов пишет, что он приказал чтить Гефестиона как героя; другие прибавляют, что он послал в храм Аммона спросить, позволяет ли он приносить Гефестиону жертвы, как богу, и что это не было позволено». Так рассказывает Арриан. Иначе рассказывает Плутарх; каким авторитетам он следует, мы можем заключить из критики Арриана; но он говорит (Pelop., 34): «От скорби Александр почти лишился рассудка; в знак печали он приказал отрезать хвосты и гривы всем лошадям и вьючным животным, а в городах страны разрушить башни на стенах»... Он рассказывает также (Alex., 72), что, «чтобы рассеяться, он пошел в поход против коссеев, как на охоту за людьми, приказал перебить весь этот народ и назвал это погребальным торжеством в честь Гефестиона». Точно так же невероятна и история о самосце Агафокле, рассказываемая Лукианом в книге «О недоверии к клевете».

17 σφάς τε αυτούς χαί τά 'όπλα Ήφαιστίωνι ανέθεσαν άποθανόντι (Arrian., VII,

14, 9). Это выражение по меньшей мере неясно, так как слова Диодора (XVII,

115): κατασκεύαζαν είδωλα δι’ έλέφαντος καί χρυσού καί τών άλλων τών θαυμαζομένων παρ’ άνθρώποις не заключают в себе ничего подобного.

“ Arrian, VII, 15. Diodor, XVII, 112. XIX, 20 Plut, Alex. 72. Strab, XVII, 744; Polyaen, IV, 3, 31. Мы уже заметили выше, что их имя, в действительности тождественное с именем уксиев, только у греческих авторов означает совершенно другой народ. Побежденные Александром илоты должны были жить в долинах верхних притоков Керки и реки Дизфуля.

15 Arrian, VII, 15, 5. В этом месте Арриан не говорит, что в числе послов находились греки, как это утверждает Диодор, но это можно заключить из другого места (VII, 14, 6).

20 Об этом союзе упоминает Ливий (VIII, 17).

21 Strab, V, 232. Хотя посольство римлян к Александру и является в приукрашенном виде в позднейших историях Александра, принадлежащих перу Ариста и Асклепиада (Arrian, VII, 5), но в настоящем случае служит довольно достоверным свидетельством то, что, по словам Плиния (Hist. Nat.,

Ill, 9), о нем упоминал Клитарх; Клитарх писал в такое время, когда имя римлян не представляло ничего важного. Аристотель упоминает о Риме, за исключением короткой заметки о летних растениях (De plant., I, 7, 821 b), только в одном отрывке у Плутарха (Camill., 22) и Плутарх поправляет его: ’Αριστοτέλης δε то μέν αλώναι την πόλιν ύπό Κελτών ακριβώς δηλός έστιν άκηκοώς, τόν δέ σώσαντα Αεύκιον είναι ψησιν — ήν δε Μ όρκος, ού Λ εύκιος, ό К άμιλλος, что, естественно, может означать только то, что Аристотель дал спасителю Рима неверное имя. Плиний (Hist. Nat., Ill, 9) говорит: Theophrastus primus externorum aliqua de Romanis diligentius scripsit, nam Theopompus, ante quem nemo mentionem habuit, urbem dumtaxat a G a 11 is captam dicit Clitarchus ab eo proximus legationem tantum ad Alexandrum missam; о мнимом пожаре Рима эти древнейшие авторы ничего не знают. Если Ливий (IX, 18) говорит: Alexandrum ne fama quidem illis notum fuisse arbitror, то это доказывает так же мало, как и молчание римских анналистов о подобном посольстве (ουτε τις 'Ρωμαίων υπέρ της πρεσβείας ταύτης μνήμην έποιήσατό τινα, Arrian, VII, 15, 6). Во всяком случае, стоящие в усло-BHHXMnpH0r0A0r0B0pa338r0AaA0P.X.CA0Bainterdictum est mari Antiati populo (Liv, VIII, 14), существенно отличающиеся от приведенных выше условий того же мира (Liv, VIII, 11), вовсе не доказывают, что отныне имя анциатских пиратов исчезло с морей. Слова Ливия: Antium nova colonia missa... navis inde longae abactae, interdictum mari Antiati populo est et civitas data, заключают в себе, как это доказали Zöller и другие, множество ошибок: если двадцать лет спустя анциаты жалуются в Риме, что они живут sine legibus et sine magistratibus (Liv, IX, 20), то это ясно показывает, что civitas и право записываться в колонисты не было дано всем анциатам вообще, но что выведенная туда римская колония и populus анциев не имели ни общих прав, ни общих должностных лиц.

22 По народному постановлению, на предложение Кефисофонта (Böckh, Seeurkunden, XIV, а, 222 с относящимся сюда комментарием на с. 457 слл.), эта экспедиция должна была выйти в море ранее 10 Мунихиона, CXIII, 4 олимпиады (май 324 года) и ей должен был предводительствовать Лаккиад Мильтиад. Сама эта попытка основать колонию могла дать этрускам повод к жалобам, которые посольство должно было принести.

23 По словам Фронтина (Strateg., I, 2, 3). карфагеняне прислали к Александру, cum animadvertissent Alexandri ita magnas opes, ut Africae quoque immineret, unum ex civibus, virum acrem, nomine Hamilcarem Rodinum (?), где он под видом изгнанника сумел войти в милость к царю, qua is potitus consilia ejus nota suis civibus fecit. Из сообщаемых Юстином (XXI, 6, 1) подробностей видно, что эта стратегема заимствована из Трога Помпея.

Усматривать в данном Гераклиду поручении намерение предпринять впоследствии поход против скифов позволяет нам, кроме правдоподобности такого плана самого по себе, еще и упоминаемый Аррианом (VII, 1, 3) слух.

25 Арриан (VII, 16, 13) говорит: «Александр предпочел бы умереть раньше Гефестиона, чем пережить его, точно так же, как и Ахилл предпочел бы умереть ранее Патрокла, чем сделаться мстителем за его смерть.

26 Arrian., VII, 16, 5. По Плутарху и Диодору, халдеи, боясь говорить с Александром (?), передали свои предостережения адмиралу Неарху, который действительно уже прибыл со своим флотом.

27 Это сведение сообщает нам Диодор (XVII, 112). Плутарх говорит, что царь не обратил никакого внимания на предостережения халдеев; но, приблизившись к стенам города, он увидел множество яростно бившихся между собою воронов, из которых многие попадали мертвыми рядом с ним. Юстин говорит, что это происходило в Борсиппе, но этот священный город находился на западном берегу Евфрата.

28 Так говорит Арриан (VII, 27) об этих слухах и о связанных с ними дальнейших событиях. Полный рассказ находится у Плутарха (Alex., 74), кое-какие подробности — у Диодора (XVII, 118).

29 Plut., Alex., 74. Арриан (VII, 19) называет в особенности статую Артемиды Келкейской (ср. С. I. Graec., II, р. 47, пс1947) и статуи героев Гармодия и Аристогитона, о возвращении которых он упоминает уже выше (III, 16, 7), на первом месте положительно, здесь — с оговоркой λέγεται.

30 Arrian., VII, 17, 4. Strab., XVI, 738.

31 В недавнее время были приведены серьезные доказательства того, что описание Вавилона у Диодора (II, 7 слл.) было заимствовано из Клитарха. Мы вряд ли имеем право сомневаться в том, что система канализации и гидравлические работы на Евфрате до Сиппары и выше, и что город с его зданиями во время Александра были еще почти целы. Со времени Навуходоносора для регулирования разливов реки существовало четыре больших канала между Сиппарой и Вавилоном, ведущих в Тигр, и большой бассейн около Сиппары, на левом берегу Евфрата, и два больших канала на правом берегу, — Наар-зан, проведенный выше Вавилона, и Паллакопа, находившийся в 800 стадиях ниже Вавилона. Из Фапсака по Евфрату в Вавилон могли спускаться пенте-ры и тетреры; Неарх с флотом поднялся по Евфрату до Вавилона, триеры из Евфрата проникли по царскому каналу в Тиф и это показывает, что грандиозная система канализациии, на которой основывалась торговля, плодородие и в значительной степени также и населенность вавилонской области, еще вовсе не пришла в упадок. В этой связи приобретают свое значение и дополнительные работы, произведенные Александром. Он приказал вырыть в окрестностях Вавилона второй обширный бассейн с верфями для тысячи больших кораблей (Arrian., VII, 19, 4) и распорядился переменить место, где Паллакопа соединялся с рекой, так как прежнее место, где берега были низки и болотис

ты, не представляло достаточной защиты, и во время половодья низменность позади плотины заливалась водой на обширное пространство; на милю далее Александр нашел на правом берегу реки место, где можно было удобно преграждать доступ водам ύπό στερρότητος της γης. Такой берег, «высокий и глинистый», Petermann видел во время своей поездки из Вавилона в Зук-е-Шеух, около Замвата, — место, весьма замечательное и в других отношениях и вполне оправдывающее основание там царем Александрии (VII, 21, 7).

32 Арриан, как это замечает Mannen, явно ошибается относительно расстояния этого острова от устья Евфрата; по крайней мере, Страбон (XV, 381) совершенно ясен.

33 По Страбону (XV, 382), Тил, или Тир, находился на один день пути от мыса Макеты и в десяти днях от Теридона (Диридотида) и устья Евфрата; но там нет ни одного острова, который можно было бы назвать большим.

34 Еще Mannert узнал этот мыс в Corondanum Птолемея, в нынешнем Ку-риате или Рас-Акание, и Онесикрит, кажется, ошибался, принимая его за тот же самый мыс (Макету), который показался на западе во время плавания из Индии (Arrian., Ind., 23).

35 Вероятно, этот канал, имени которого не называет Страбон, хотя и упоминает о возведенных на нем сооружениях, подразумевает Эдризи (с. 304), когда говорит: «от крепости Эбн-Гобайра Евфрат протекает по области Куфе, причем избыток его вод собирается в озере». Это озеро — Румья, которое в начале семнадцатого столетия еще не пересохло, точно занесено на карте Вавилонии, составленной Rennel’eM.

36 Этот город, получивший имя Александрии, вероятно, находился приблизительно на месте нынешнего Мезджид-Али (Гира). На пути из Багдада к развалинам Вавилона Mignan нашел на берегах одного канала развалины, тоже носившие имя Искандеры; древним писателям неизвестен на этом месте город Александрия.

37 Таков рассказ Аристобула у Арриана (VII, 22); другие писатели говорят, что этот матрос был казнен; другие, что диадему достал и обвернул ею свою голову Селевк, чтобы возвратиться с ней вплавь, — очевидное доказательство могущества, которое сулила ему в будущем судьба.

38 Этот Менандр есть упомянутый выше (с. 179) сатрап; надпись с его именем, помещенная в С. I. Graec. (II п°, 3561), более точно и полно издана теперь в Bulletin de correspondance hellénique (1877, I, с. 54); начало ее гласит: θεός τύχη àya&fj. Βασιλεύοντος ’Αλεξάνδρου ετει ένδεκάτω, Μενάνδρου σατραπεύοντος, επί πρυτάνιος Ίσαγόρου κτλ. Речь идет о невозделанном участке земли (γην φιλήν άγρόν), лежащем рядом с принадлежащим Кратеру возделанным участком, который он передает Аристомену. Одиннадцатый год царствования Александра кончается осенью 325 года; минимум год спустя сатрап должен был выступить с войсками, которые он вел в Вавилон.

39 Весной 327 года Александр, находясь в Навтаке, послал Менида, Эпо-килла и Сополида ές Μακεδονίαν,την στρατιάν την εκ Μακεδονίας αύτφ άνάξοντας (Arrian., IV, 18, 3). Из слов Арриана (VII, 23, 1):καί Μενίδας τούς ιππέας άγων τούς αύτφ ξυνταχθέντας мы имеем право заключить, что Менид только теперь присоединился к находившейся в походе армии.

40 Мнение Böckh'a (Staatshaushaltung, I2 380) относительно δεκαστάτηρος и размеров жалованья в македонском войске основывается на далеко недо

казанном предположении, что во время Александра тетрадрахма уже называлась статером. Мы можем несколько выяснить этот вопрос, сопоставляя употребляемые Аррианом названия δεχαστάτηρος, διμοιρίτης и т.д.) с указаниями Диодора (XVII, 64) и Курция (V, 1, 45). По их словам, по вступлении в Вавилон осенью 331 года, награды были распределены таким образом, что

каждый македонский всадник получил 6 мин — 600 драхм

всадник союзников 5 » — 500 »

фалангит 2 » — 200 »

ξένος жалованье за 2 месяца.

Конечно, этот список не полон, так как между всадниками, кроме македонян и союзников, находились также наемники, а между пехотой, кроме фалангитов и ξένοι, гипасписты и союзники, не говоря уже о фракийцах, аг-рианах и стрелках. Арриан (VII, 5, 3) говорит, что декастатеры получили свое имя от жалованья, которое они получали в меньшем размере, чем димириты, и в большем, чем обыкновенные солдаты (τών ουχ έν τιμή στρατευομένων). Следовательно, получающие 10 статеров жалованья занимают середину между димиритами и фалангитами. Не имеем ли мы право предположить, что в выше приведенной таблице награды трем первым классам точно так же равны двухмесячному жалованью, как в четвертом. В 328 году в Афинах оратор Ликург купил золото за серебро по валюте, равной 1 : 11 ‘/г. Валюта статеров Александра равна 1 : 12. Статер заключает в себе 8,64 г золота и, при отношении 1:12, равен 103,46 г серебра или 24 драхмам по 4,25 г каждая. По этому расчету жалованье за месяц равнялось бы:

для македонского всадника 300 др. = 12 '/г стат.

для всадника союзников 250 » = 10 }/и »

для педзетайра или фалан гита 100 » =4 у« »

и, прилагая ту же пропорцию, как и в коннице

для ξένος’а приблизительно 84 др. = 3 ι/ι стат.

Но мы знаем (уже из Фукидида), что кормовые деньги равнялись жалованью; следовательно,

македонский всадник получал 25 стат.

всадник союзников 20 5Д »

педзетайр 8 '/з »

ξένος 7 »

Из этого вытекает то, что димирит в фаланге получал 17 статеров, а декастатер, получая 10 статеров в месяц, получал на 1 2/з статера в месяц более фалангита.

41 По словам Арриана (VII, 23, 1), таким образом были распределены

20 000 персов, тапурии, коссееи и т.д., и их не следует смешивать с 30 000 азиатов (Arrian, VII, 6, 1), которые были вооружены по македонскому образцу. Замечания Арриана об этой новой организации весьма коротки, но принадлежат перу знатока. Тем не менее многие вопросы остаются без ответа. Если не считать коссеев и тапуриев, то мы получим цифру в 26 664 человека. Если в македонской пехоте, как это кажется, основной единицей был лох в 500 человек (по 31 человеку в ряду), а четыре лоха составляли

таксис, то нетрудно определить промежутки, необходимые для того, чтобы могли построиться выступившие средние ряды. Недостает только соответствия тому, что дает нам римский манипулярный строй в своем построении en echellon. Весь этот вопрос заслуживает рассмотрения специалистов.

42 Мы имеем полное право предположить, что Александр был знаком с устройством римского легиона; со времени спартанца Архидама и молосца Александра военная организация Италии играла настолько важную роль в глазах тактиков греческого мира, что они не могли не изучить ее во всех подробностях.

43 Это мы можем заключить из Диодора (XVIII, 4).

44 Arrian., VII, 24 (по Аристобулу). Diodor., XVII, 116. Plut., Alex., 74 (с некоторыми уклонениями). Это происшествие случилось за несколько дней до жертвоприношений и празднеств, которые, если верить Эфемеридам, приходились на месяц Десий. Из Приложения читатели увидят, что этот месяц приходился на май и июнь.

4SArrian., VII, 23, 5.

46 Так говорит Арриан (VII, 23, 8). Диодор (XVII, 115) говорит напротив, что Аммоний повелел оказать ему божеские почести и призывать его как πάρεδρος (исправление, сделанное по Лукиану, De column, поп er ed. 17). За первую версию говорит также известие, что Клеомен египетский воздвиг умершему героон в Александрии и на острове Фаросе; известие об этом и о других почестях, придуманных этим сатрапом для Гефестиона, он послал к царю, чьего гнева он боялся за свои утеснения, и получил в ответ письмо, в котором Александр благодарил его и писал между прочим: «Слыша, что храмы Египта и особенно героон Гефестиона составляют для тебя предмет такой заботы, я забываю твои прежние неправды и ты не увидишь от меня ничего худого даже и за то, что ты сделаешь нехорошего в будущем». Даже Арриан произносит суровый приговор над этим ответом царя; и он был бы прав, если бы Александр руководился только удовольствием, которое доставляли ему воздаваемые Гефестиону почести. Но Клеомен был отличным финансистом и весьма полезным администратором; для предстоявших в ближайшем будущем походов его сатрапия представляла величайшую важность, а он родился в Египте и знал страну, как никто другой; быть может, при настоящих обстоятельствах Александр, находившийся сам далеко, не мог привлечь его теперь к ответственности; быть может, одного знака царской немилости было достаточно, чтобы заставить его бежать, и собранные им громадные сокровища пропали бы для сатрапии и царя. Эти вещи ясны сами собой; а сколько тайных и личных побуждений могли делать необходимым такое письмо царя; все, что мы вообще знаем об Александре, не дает нам права приложить к нему сразу такое низменное мерило.

47 Описание костра, как мы его находим у Диодора (XVII, 115), слишком недостаточно в техническом отношении, чтобы можно было с некоторой достоверностью восстановить чертеж этого сооружения; знаменитые рисунки Quatremere de Quincy, чем бы они там ни были, вовсе не соответствуют духу греческой архитектуры.

48 Plut., Alex., 75. Athen., X, 432. Arrian., VII, 24. Я только упомяну о бессмысленном предположении, что у Мидия Александру был дан яд, открытый Аристотелем и привезенный Кассандрой.

Подготовлено по изданию:

Дройзен И.Г.
История эллинизма. История Александра Великого: Пер. с нем. — М.: Академический Проект; Киров: Константа, 2011. — 623 с. — (Технологии истории).
ISBN 978-5-8291-1304-9 (Академический Проект)
ISBN 978-5-902844-34-1 (Константа)
© Оригинал-макет, оформление. Академический Проект, 2011
© Константа, 2011



Rambler's Top100