Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
83

Глава одиннадцатая

ИСТОРИОГРАФИЯ ОППОЗИЦИИ В ЭПОХУ ЮЛИЕВ —КЛАВДИЕВ

Преобразование государственного устройства, осуществленное Октавианом Августом, имело глубокие последствия, проявившиеся в культурной и литературной жизни Римской империи, но больше всего изменения коснулись историографии. С приходом Августа к власти резко повысилось значение всаднического сословия, к которому присоединилась обширная прослойка административных и военных чиновников, необходимых для управления непомерно разбухшей империей. Расширение власти новых социальных слоев шло в ущерб всесилию сенатской аристократии, которая по-прежнему оставалась хранительницей историографических традиций в Риме. Поэтому отрицательное отношение к принципату нашло отражение главным образом в тех сочинениях, которые создавались в русле традиционных форм.

Негативная оценка происходящего выливалась чаще всего в оплакивание попранной принципатом свободы. Тема гражданских войн, приведших к гибели республики, становится в это время самой предпочтительной темой оппозиционной историографии. Так, историю гражданских войн пишет виднейший представитель республиканской оппозиции при Августе Тит Лабиен. Он происходил из семьи помпеянцев, доведенной до нищеты. Живя в тяжелых лишениях и нужде, Лабиен нападал на власть имущих с такой резкой критикой, что заслужил прозвище Rabienus («Бешеный»). Его сочинения были осуждены на сожжение, а сам он покончил с собой.

Судьба Лабиена и его книг свидетельствуют о том, что Август был либерален только по отношению к тем историкам, сочинения которых не приобретали оппозиционной направленности.

Среди тех, кто осмелился открыто выразить свои республиканские взгляды, был Кремуций Корд. Он написал «Анналы», трактовавшие период гражданских войн. Хотя Август проявил

84

терпимость к этому сочинению, при Тиберии оно все же было осуждено на сожжение, а против автора в 25 г. н. э. было возбуждено судебное преследование, не дожидаясь завершения которого он покончил жизнь самоубийством, по примеру Тита Лaбиена уморив себя голодом.

Республиканские симпатии Кремуция Корда выразились, например, в его отношении к убийцам Цезаря Бруту и Кассию: о первом он отозвался с большой похвалой, а второго назвал «последним из римлян». Кроме того, он прославлял Цицерона как мученика за свободу. Несмотря на распоряжение Тиберия, «Анналы» Кремуция Корда были спасены его дочерью, тайно распространялись и впоследствии, когда при Калигуле было разрешено их обнародование, изданы, правда, очищенные от всего, что было отмечено явным республиканизмом автора.

От этого произведения сохранился фрагмент, в котором описывается смерть Цицерона. Возможно, этот отрывок послужил моделью для Тита Ливия в его рассказе о смерти великого оратора и последнего защитника республики. Трагико-риторический тон фрагмента указывает на драматический характер историографии Кремуция Корда.

Лишь незначительная часть сохранилась от «Истории» Луция Аннея Сенеки-ритора, повествование в которой было доведено по меньшей мере до смерти Тиберия (37 г. н. э.). Сочинение имело примечательный подзаголовок: «Ab initio bellorum civilium» («От начала гражданских войн»). В «Истории» Сенеки содержалось сопоставление истории римского государства с человеческой жизнью: младенчество и детство Рима приходится на период царей, отрочество — на эпоху ранней республики, когда, став совершеннолетним, он предпочел повиноваться не царям, а законам; молодость и зрелость совпали с эпохой средиземноморских завоеваний, в том числе пунических войн; первые признаки старости проявились с началом гражданских войн, когда, не имея больше внешних врагов, Рим начал раздираться внутренними раздорами, и, наконец, глубокую старость являет собой империя, как бы вновь вернувшаяся в младенчество, так как государство, не имея сил управлять собой без посторонней помощи, обратилось к поддержке единоличных правителей, как когда-то царей.

В этой яркой метафоре сожаление об утраченной свободе звучит в унисон с жалобами сенатской аристократии, оплакивающей гибель республики.

Не столь ясными представляются политические позиции таких историков, как Фенестелла и Авфидий Басс.

Фенестелла, деятельность которого относится к веку Тиберия, написал «Анналы», включавшие не менее чем 22 книги, от которых сохранились лишь краткие фрагменты. Упоминается также его сочинение под названием «Epitomae». По всей видимости, это было краткое изложение более обширного труда.

85

Насколько мы можем судить, Фенестелла интересовался различными древностями и достопримечательностями. Ему принадлежали многочисленные произведения антикварного характера: о магистратах, публичном праве, календаре, частной жизни, сельском хозяйстве, теории литературы. У последующих поколений Фенестелла пользовался широкой известностью.

Авфидий Басс жил, вероятно, при Тиберии. Он написал сочинение о войне с германцами и другое под названием «История», которое охватывало события римской истории от эпохи Цезаря до падения Сеяна, всесильного временщика при императоре Тиберии (31г. н. э.). В «Истории» рассказывалось, в частности, о смерти Цицерона. Есть основания допускать, что в ней наличествовала просенатская тенденция.

Как мы видим, излюбленными формами филосенатской историографии I в. н. э. были анналы и история, в которых внимание историков было сфокусировано исключительно на Риме как центре вселенной.

Подготовлено по изданию:

Дуров В. С.
Художественная историография Древнего Рима. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1993. — 144 с.
ISBN 5-288-01199-0
© Издательство С.-Петербургского ун-та, 1993
© В. С. Дуров, 1993



Rambler's Top100