 |
330 |
2. Божества различных моментов человеческой
жизни
У римлян были божества, заведовавшие всеми отдельными
действиями человека: они принимали его при рождении и сопровождали
до могилы. Partula — присутствует при первых родовых болях;
Lucina — заведывает самим рождением; Diespiter — дарует
ребенку
свет; Vitumnus — жизнь, Sentinus — чувства; Vaticanus или
Vagitanus —
открывает рот и производит первый крик новорожденного; Leuana
—
поднимает его с земли и представляет отцу, который признает
его
своим; Cinina — охраняет колыбель; Rumina — приучает его
сосать
грудь, которую древние называли rumа; Nundina — богиня девятого
дня — напоминает, что через девять дней после рождения мальчик,
очистившись, получив имя и снабженный амулетами, которые
должны
оберегать его от дурного глаза, действительно вступает в
жизнь; рядом с ней Ceneta, Mana и феи (Fata) сулят ему счастливую
судьбу.
Ребенок растет. В течение некоторого времени кажется, что
боги меньше занимаются им, предоставляют его исключительно
на попечение кормилицы. Но вот его отняли от груди — тотчас
являются новые божества, которые окружают ребенка: Educa
и Potina учат его есть и пить; Cuba следует за ним, когда
он переходит из колыбели на кровать. Ossipaga укрепляет
его кости, a Carna — мускулы. Ему нечего бояться упасть,
когда он станет ходить: Statinus, Statilinus и Statina —
помогут ему держаться на ногах; Аbеопа и Adeona научат его
идти вперед и возвращаться назад; Iterduca и Domiduca —
ходить вне дома.
Вместе с тем развивается и душа ребенка, и тоже при помощи
разных божеств: Farinus — разверзает уста и помогает испускать
первые звуки; Fabulinus — учит словам; iocutius — целым
предложениям. Вслед затем появляются у ребенка разум, воля
и чувства: разум вместе с Mens, Mens bona, богиней ума и
в особенности
здравого смысла, вместе с Catius — богом сметливости; Consus
— богом
|
|
|
331 |
мудрых решений; Sentia — богиней мудрых советов. Воля образуется
при помощи Volumnus, Volumna или Voleta, которые, по-видимому,
играют ту же роль, что и божества, способствующие принятию
решений; Stimula, которая возбуждает и увлекает; Peta —
заведующая
первым внешним проявлением воли; Agoniiis, Agenoria, Peragenor
—
приводящие в исполнение задуманное действие; Strenia — возбуждающая
мужество, необходимое для преодоления препятствий; Pollentia
и Valentia — помогающие продолжать начатое дело; Praestana
или
Praestitia — закончить его. Чувства рождаются при помощи
Lubia или
Lubentina и Liburnus — божеств удовлетворения; Volupia —
богини наслаждения; Cluacina, которая была, вероятно, божеством
грубых
страстей; Venilia — богини надежд, которые осуществляются,
и
противоположной ей Pauentia — богини смущения и страхов.
Особые божества заканчивают нравственное и телесное развитие
ребенка, превращая его из подростка в юношу: Numeria — учит
его
считать; Camena — петь; Minerva — заканчивает дело богини
Mens,
укрепляя его память; Jwentas — юность и Fortuna barbata
— бородатая фортуна — оживляет тело юноши, вступающего в
зрелый возраст.
Римское богословие не позволяет нам ни на одну минуту остановиться
в этом бесконечном перечислении божеств. Тотчас за богами
юности появляются божества брака: во главе их находится
Juno Juga
или Pronuba — в качестве богини, заведующей, по-видимому,
вообще
всем этим событием; потом Afferenda — занятая приданым;
Domiducus, Domitius и Manturna — три божества, которые следуют
друг за другом: первое, чтобы привести новобрачную к супружескому
дому; второе, чтобы помочь ей решиться войти в этот дом;
третье, чтобы заставить ее остаться там жить. Unxia — напоминает,
что порог дома умащен благовониями, что составляет хорошее
предзнаменование.
После свадьбы мы уже встречаем гораздо меньше божеств,
потому
ли, что римляне считали человека с этого времени более способным
к самостоятельной жизни, или же просто потому, что до нас
не
дошли их имена. Время от времени, впрочем, попадаются божества
отдельных моментов семейной жизни: Tutanus и Tutilina, —
помогавшие во время нужды; Viriplaca, которой молились в
дни супружеских размолвок; Orbona, к которой обращались
бездетные
родители.
К этому же периоду жизни относятся, без сомнения, и те
боги,
которые дают человеку почести, богатство, счастье и здоровье:
Fessona — богиня утомленных людей; Pellonia — обезоруживающая
врагов; Quies — доставляющая покой; Redicuhis, который первоначально
был, вероятно, богом возвращения. Материальное благосостояние
находится под покровительством богов выгоды и корысти
(dii Lucrii), а в особенности Pecunia, Argentinus, Aesculanus
— божеств
|
|
|
332 |
денег, серебра и бронзы [1], и Arculus — бога шкатулок.
Honorinus
был богом почести и общественных должностей.
У изголовья умирающего человека стояло столько же богов,
сколько их было у колыбели новорожденного: Caecutus — лишавший
света
его глаза; Viduus — отделявший душу от тела; Mors — которая
заканчивала дело смерти; Libitinа — участвовавшая в погребальном
шествии; Nenia — в оплакивании покойника.
Ко всем этим божествам следует причислить также и тех,
которые,
как говорит Варрон, касаются не самого человека, а различных
вещей, имеющих отношение к нему, как, напр., пищи, одежды
и
вообще всего необходимого для жизни.
Во главе их нужно поставить божества плодов земных: Janus
и
Saturnus, которые открывают покров земли и осеменяют ее;
Seia
Semonia или Fructiseia — питающая посеянное зерно в земле,
и
Segetia — после того как оно пустит росток; Proserpina,
которая была
первоначально богиней прозябания; Nodutus — заведующий ростом
стебля; Vohitina — окружающая колос предохранительным покровом;
Patelana — помогающая колосу развернуться; Panda — богиня
колосьев, развернувшихся и открытых; Hostilina — выравнивавшая
колосья.
Затем идут Flora — богиня цветения хлебных злаков; Lactans
— бог
колосьев, зерна которых еще налиты молоком; Matuta — способствовавшая
созреванию. Sterquilinus — дает силу растениям, удобряя
землю; Robigus и Robigo — заботятся о том, чтобы ржа не
испортила
хлеба; Spiniensis — уничтожает колючки и репейник. Призывают
еще
Runcina, когда хлеб снят или, вернее, когда он очищен от
сорной
травы; Messia — охраняющую жатву спелого хлеба; Tutelina
— сберегающую его после жатвы; Noduterensis — заведующего
молотьбой; Pilumnus, который мелет зерно.
Существовала особая богиня для плодов — Ротопа, другая,
Flora,
для цветов, третья, Meditrina (относительно которой, впрочем,
существует сомнение), для виноградной лозы. Уход за пчелами
был
поручен богине меда Mellona. Из божеств, покровительствующих
скоту, известны имена троих: Pales — богиня овец и ягнят,
ВиЬопа —
быков, Еропа (кельтского происхождения) — лошадей.
Кроме того, мы знаем богов различных местностей и частей
земли, на которых живет или ходит человек. Ascensus и Cliuicola
—
напоминают о спусках и тропинках по склонам холмов и гор,
Jugatinus
и Montinus — о вершинах гор и горных равнинах. Coltatina
— богиня
холмов, Vallonia — долин, Rusina — окружающей местности.
Порог
человеческого жилища охраняла Jana; Arquis был богом сводов,
Forcutus — дверей; Cardea — дверного крюка; Limentinus —
камня у
|
|
__________
[1] Особого божества золота не было, потому что все эти божества
очень древнего происхождения, а римляне вполне познакомились с
употреблением золота лишь около 217 года до Р. X.
|
333 |
порога, рядом с ним была его подруга — Lima. Внутри был
Lateranus —
бог домашнего огня.
Список всех этих божеств был помещен в Indigitamenta —
древних
книгах понтификов. Это были не простые эпитеты, не отвлеченные
понятия. Перечисленные выше боги действительно существовали
по
представлениям римлян. Они были вполне определенными существами;
им поклонялись и молились, как божествам действительно
существующим отдельно друг от друга.
(Jullian, Dictionn. des antiq., II, pp. 179—182, chez
Hachette).
|
|
|
|
 |