 |
404 |
11. Политическое и судебное красноречие
в республиканскую эпоху
В прежние времена юноша, готовившийся быть общественным
деятелем и оратором, сначала дома питался наукой и насыщался
благородными занятиями, а потом отец или родственники отводили
его к тому оратору, который занимал первое место в ряду
других.
Юноша часто посещал его, был его обычным спутником, присутствовал
вместе с ним на судебных разбирательствах и политических
сходках, слушал пререкания и участвовал в спорах — одним
словом,
он на поле битвы изучал военное искусство. Благодаря этому
юноши
быстро приобретали навык, самообладание и рассудительность:
им
приходилось учиться у всех на виду, среди самой борьбы.
Нельзя
было безнаказанно сказать какую-нибудь глупость или что-нибудь
непоследовательное: судья тотчас отметил бы это, противник
не
спустил бы, да и друзья оратора осудили бы. Таким образом
они
привыкали к истинному, неиспорченному красноречию; следуя
за
одним, они в то же время знали по многочисленным судебным
делам
и других современных ораторов; наконец, им приходилось слышать
разнообразнейшие мнения самого народа, по которым нетрудно
было
узнать его вкусы и антипатии.
У них был, таким образом, руководитель, и притом руководитель
очень хороший, избранный, который олицетворял собой в их
глазах
настоящее красноречие, а не слабое подобие его. У них не
было
|
|
|
405 |
также недостатка ни в противниках, ни в конкурентах, которые
сражались настоящими мечами, а не рапирами; была аудитория,
всегда полная, всегда новая, состоявшая как из завистников,
так и
из доброжелателей, — аудитория, от которой ни достоинство,
ни недостатки не укрывались...
При таких руководителях юноша, о котором мы говорим, —
ученик ораторов, посещавший форум, присутствовавший на суде,
наученный опытом других, знавший законы, потому что ежедневно
их слышал, знакомый с характером судей, привыкший к виду
общественных собраний, не раз слышавший мнения народа, —
такой юноша мог сразу один справиться со всяким делом, брался
ли он за обвинение, или за защиту. Те речи, которые мы и
теперь еще читаем с восхищением, Л. Красс произнес против
Г. Карбона на 18 году своей жизни, Цезарь против Долабеллы
— на 21-м, Азиний Поллион против Г. Катона — на 22-м и Гальба
против Ватиния — несколько моложе...
Истинное красноречие, подобно пламени, нуждается в пище,
растет от движения, и во время горения приобретает блеск.
Те же
причины содействовали в прежние времена развитию ораторского
искусства в нашем государстве. Правда, современные нам ораторы
достигли того, чего можно было добиться при спокойствии,
порядке
и благоденствии государства. Однако прежние ораторы, жившие
среди
смут и распущенности, ставили себе более высокие цели: при
всеобщем смешении и отсутствии единого умиротворителя каждый
оратор
имел значение в той степени, в какой он мог действовать
убеждением
на заблуждавшийся народ. Отсюда постоянные законопроекты
и
постоянное стремление к популярности, бесчисленные речи
магистратов, чуть ли не ночевавших на трибуне; отсюда обвинения
против
самых могущественных людей и вражда, простиравшаяся на целые
семьи; отсюда партийные соединения знатных и вечная борьба
между
сенатом и народом. Все это, правда, раздирало государство,
но зато
способствовало развитию красноречия и доставляло оратору
великие
награды: чем сильнее был кто-либо в ораторском искусстве,
тем
легче был для него доступ к почетным должностям, тем дальше
опережал он своих товарищей по службе, тем больше приобретал
он
влияния у знатных, авторитета у сенаторов, известности и
расположения у народа. Такие люди имели в числе своих клиентов
даже
чужие народы, перед ними заискивали должностные лица, отправляясь
в свои провинции, и выказывали им свое уважение по возвращении
в Рим; к ним, казалось, сами собой притекали должности
претора и консула. Оставаясь даже и частными людьми, они
обладали
великой властью, управляя посредством своих советов и влияния
народом и сенатом.
Мало того, наши предки были убеждены, что без красноречия
нельзя ни достичь видного и выдающегося положения в государстве,
ни удержаться на нем. И это неудивительно для тех времен,
когда
|
|
|
406 |
каждый, даже против воли, мог быть поднят на трибуну, когда
недостаточно было коротко высказаться в сенате, а приходилось
с помощью ораторского таланта защищать свое мнение, когда
обвиняемому надо было самому защищаться, когда даже свидетели
давали
свои показания устно, сами присутствуя на суде, а не письменно.
Таким образом, помимо того что красноречие сопровождалось
наградами, в нем чувствовалась прямая необходимость, и если
с одной
стороны деятельность оратора считалась славным и прекрасным
делом, то с другой — неумение говорить казалось позором.
Таким образом, и награды, и стыд побуждали к занятию красноречием:
было бы стыдно из патрона превратиться в клиента,
уступить другим связи, полученные в наследство от предков,
не
получив должности по лени или неспособности, или, получив,
не
удержать ее за собой...
Не одним только насилием и оружием приобрели влияние Помпей
и Красс, но и талантом также, и красноречием. Лентулы, Метеллы,
Лукуллы, Курионы, и вся эта группа выдающихся людей много
трудов и старания потратила на это занятие, и никто в те
времена
не достигал могущества без помощи красноречия. Вдобавок
и знатность обвиняемых, и важность обвинений придавали ораторскому
искусству еще большее значение. Ведь громадная разница —
говорить
о воровстве... или о подкупах на выборах, об ограблении
союзников,
убийстве граждан. Конечно, лучше, чтобы этих бедствий не
случалось,
и тот строй государства должен считаться наилучшим, в котором
им нет места, но когда они случались, они доставляли прекрасную
пищу красноречию... Кто станет отрицать, что выгоднее и
лучше
пользоваться миром, чем страдать от войны. Однако войны
доставляют большее количество хороших воинов, чем мир. В
тех же условиях находится и красноречие; чем чаще приходилось
ему браться
за оружие, чем больше наносило оно и принимало ударов; чем
сильнее были противники и ожесточеннее тот бой, который
оно само
вызывало, тем выше и величественнее являлось оно, облагороженное
борьбой, в глазах людей, которые уж так созданы, что любят
созерцать опасности.
(Тацит, Диалог об ораторах, 34, 36, 37).
|
|
|
|
 |