|
534 |
4. Адвокатский гонорар во времена республики
Во все времена адвокаты отказывались от того, что можно
было
бы назвать жалованьем, определенной заработной платой, но
они
ничего не теряли вследствие этого: услуги, на которые нет
определенной таксы, оплачиваются обыкновенно дороже всех
других. Для
обозначения платы за те услуги, которые они оказывали своим
клиентам, римские адвокаты придумали слово honorarium, перешедшее
затем и в современные европейские языки.
В речах Цицерона мы имеем много указаний на продажность
судей, но, если бы судьи, в свою очередь, сообщили нам сведения
о барышах адвокатов, то мы увидели бы, что этим последним
доставалась львиная доля. Lex Cincia — закон, запрещающий
адвокатам принимать подарки деньгами или натурой, существовал
уже
за 100 лет до рождения Цицерона (он был издан в 204 г. до
Р. X.).
Таким образом, злоупотребления адвокатов оказываются очень
древними, и вышеупомянутый закон скорее устанавливает факт
их
|
|
|
535 |
существования, чем уничтожает их: трудно ведь, в самом
деле,
перехватывать деньги при переходе их из рук в руки. Во всяком
случае, закон этот успел выйти из употребления, и лишь в
эпоху
империи произведена была попытка восстановить его: Август
постановил: адвокатов, уличенных в принятии платы, наказывать
штрафом в четыре раза большим, чем полученная сумма. Но
сила вещей
взяла верх, и Клавдий отменил lex Cincia, по крайней мере
по
отношению к подаркам, не превышающим 10000 сестерций. Эта
же
сумма была допускаема и во времена Плиния Младшего, но уплачивать
гонорар позволялось лишь по окончании дела: на суде же
адвокат должен был давать клятву, что ничего не получил,
а клиент,
что ничего не дал. Бессилие всех этих предписаний очевидно:
рядом
с бедным адвокатом, который получает от своего страдающего
подагрой клиента мешок бобов, мы видим Вибия Криспа, оратора
времен
империи, нажившего себе колоссальное состояние.
В последний век республики, оратор Филипп (которого Катулл
назвал вором, что возбуждало лишь смех) был знаменит своими
драгоценными рыбными садками, свидетельствовавшими о безумной
роскоши. Очевидно, совесть Филиппа, запрещавшая ему быть
щедрым
по отношении к народу, нисколько не мешала пользоваться
щедротами своих клиентов. Красе вел такую же жизнь и проявлял
такие
же вкусы к расточительности, как и Филипп: он дошел до того,
что
однажды надел траур по случаю кончины мурены. Но самым жадным
из ораторов был Гортензий, которого прозвали именем одной
танцовщицы, Дионисии, ввиду распущенности как его поведения,
так
и красноречия. При этом он нисколько не скрывал своей алчности;
однажды, напр., Гортензий защищал в суде фальшивое завещание,
в котором ему вместе с Крассом была отказана известная сумма:
ведь надо же было ему кормить миног в своем баульском имении,
миног, для которых он, обыкновенно, закупал всю рыбу на
рынке!
Известно, что Веррес разделил на три части все, что он награбил
в Сицилии: одну он предназначал для себя, другую — для адвокатов,
третью — для судей; что касается адвокатов, то из них один
только
Гортензий, согласившись сделаться соучастником преступлений
Верреса, участвовал в дележе его добычи.
Цицерон, по крайней мере, не принимал подарков натурой,
если не считать книг, да и то он заручился предварительно
у одного юриста очень свободным толкованием lex Cincia.
Таким образом, в деле гонораров, как и во всем остальном,
Цицерон оказывается одним из самых честных людей своего
времени. А между тем, главным источником его благосостояния
была именно адвокатская деятельность. Мы еще можем поверить
вместе с Плутархом, что его наследственное имущество, с
прибавкой приданого Теренции, давало ему в начале карьеры
возможность проявлять бескорыстие, тем более замечательное,
что оно было очень редким в те времена. Но как
|
|
|
536 |
могло хватать этих скудных средств на расходы по его эдильству
и
многочисленным кандидатурам, на роскошную жизнь, которую
он
вел впоследствии? Если у него были тысячи способов тратить
деньги,
то должно было быть столько же и источников для их добывания.
Весьма вероятно, что приношения тяжущихся доставляли немалую
долю средств, необходимых для такой жизни; а они достигали
иногда
значительных размеров, если верно то, что за свой палатинский
дом он заплатил наличными деньгами 2 миллиона сестерций,
которые
занял у своего клиента Суллы, а потом забыл отдать. Чьими
еще
карманами пользовался он для того, чтобы купить себе имения
в
Тускуле, в Формиях, наполнить их прекрасными статуями, драгоценной
мебелью, которая иногда обходилась не дешевле дома, так
как за один только стол он заплатил 10000 сестерций? Откуда
он
взял приданое своей дочери Туллии, а также деньги на содержание
сына, этого ребенка «такого скромного и кроткого», из которого
впоследствии вышел юноша далеко не примерный?
Независимо от прижизненных подарков, болыпую часть этих
средств Цицерон получал от щедрот завещателей, так как в
Риме
весьма распространен был обычай делать своими наследниками
разных именитых людей: помещение их имени в завещании для
них
было почетом, а само завещание делало более действительным.
Вот
почему Цицерон значится рядом со смертельным врагом своим
Клодием в завещании одного банкира. Очевидно, этот обычай
был
особенно выгоден для знаменитых адвокатов, которые кичились
подобной щедростью завещателей: «Я получил по разным завещаниям
более 20-ти миллионов сестерций», — говорит Цицерон в конце
своей
карьеры. Но это не дает, конечно, права повторять вместе
с автором
одного сочинения, приписываемого Саллюстию, что Цицерон
«разжирел, питаясь кровью обвиняемых и эксплуатируя их несчастья».
Такие напыщенно-декламаторские выражения совершенно несправедливы
по отношению к человеку, который, живя в городе, где
слава требовала соответствующей обстановки, должен был уступать
обычаю и считаться с нуждами своего положения; к тому же
он
получал вознаграждение не большее, чем другие, за талант,
стоивший
во всяком случае дороже.
(Poiret, Essai sur l`eloquence judiriaire a Rome pendant
la
Republique, pp. 174 et suiv.).
|
|
|
|
|