 |
103 |
8. Учащиеся афинской академии в IV веке
Студенты стекались в этот университет не только с разных
концов
Греции, но и из всех стран востока, начиная от Египта и
кончая
Мизией и Арменией. Были здесь студенты и из Рима, Италии
и
западных провинций, но они составляли меньшинство. Молодые
люди
являлись обыкновенно в возрасте 15 лет и в среднем оставались
в
Афинах лет пять, иногда дольше. Бывали, впрочем, учащиеся
и
старше этого возраста.
По обычаю, который связан с древними приемами воспитания,
юношу сопровождал педагог, исполнявший при нем обязанности
слуги, надзирателя, репетитора и наставника. Педагог не
оставлял
своего питомца и во время ученических сражений. Поднять
руку на
педагога считалось чем-то диким и верхом жестокости. Кроме
того,
учащийся находился под опекой и в полном повиновении у своего
главного профессора. Этот последний чудесным образом соединял
в
себе нежность к питомцу со строгостью учителя, особенно
когда
нужно было показать характер и поддержать свой авторитет.
Преподаватель устраивал своих учеников на квартире в подходящих
семействах, заботился об их интересах нравственных и материальных,
ухаживал за ними в случае болезни; случалось, что он отказывался
от вознаграждения, если ученик был беден, а иногда даже
помогал
ему из собственных средств.
Что касается дисциплины, то прежде всего приходилось заботиться
о поддержании порядка в самой аудитории, куда слушатели
допускались только с разрешения преподавателя. Здесь часто
происходили
шумные и грубые сцены. В таких случаях Гимерий обнаруживал
большую снисходительность и лишь кротко упрекал виновных.
Другие
преподаватели резко отчитывали молодых людей за дурное поведение.
Нередко учащийся подвергался за это даже телесному наказанию.
У учащихся существовали организованные корпорации или,
как
их тогда называли, «хоры», во главе которых стояли «простаты».
Это были «землячества», состоявшие обыкновенно из молодых
людей,
которые были родом из одной и той же провинции; они примыкали
к какому-нибудь преподавателю, происходившему из тех же
мест.
Новичок делался жертвой всевозможных грубых шуток, прежде
чем
его удостаивали чести повести в очистительную баню, оттуда
в
торжественной веселой процессии к своему преподавателю,
а потом
на товарищескую пирушку. Такое устройство уничтожало в сущности
всякую свободу выбора преподавателя. Учащиеся какой-нибудь
корпорации были исключительно преданы своему преподавателю.
Они
относились с энтузиазмом к нему, составляли отряд его телохранителей,
его шумную клаку. Соперничество между преподавателями,
|
|
|
104 |
попытка какого-нибудь ученика бросить свою корпорацию или
перейти из одной школы в другую, столкновения во время попойки
—
все это приводило часто к побоищам не на жизнь, а на смерть,
в
которых наносили друг другу удары дубинами, саблями и камнями.
Даже преподаватели не всегда выходили целыми и невредимыми
из
такой драки, особенно когда какая-нибудь враждебная корпорация
силою выгоняла преподавателя и его слушателей, как это случилось
с Гимерием. После одного столкновения между землячеством
лакедемонским с одной стороны, каппадокийским и понтийским
— с другой, оказалось необходимым вмешательство императорского
прокурора; произведено было судебное следствие, во время
которого благодарные преподаватели защищали своих слушателей.
Когда новые учащиеся появлялись в Афинах, старые наперебой
друг перед другом старались заманить их в свою корпорацию,
употребляя при этом не только убеждение, но и насилие. Часто
юноша
против воли должен был записаться к какому-нибудь ритору,
который
был ему вовсе не по вкусу. Так, например, Либаний, явившись
в
336 г. в Афины с намерением слушать лекции Аристодема, попал
в руки одной корпорации, которая, так сказать, конфисковала
его
в пользу своего ритора. На следующее утро он был вырван
из рук
этой корпорации землячеством арабов, которые бросили его
в бочку
и держали там пленником, пока несчастный Либаний не согласился
стать приверженцем Диофанта. Ему, впрочем, позволяли слушать
также и других риторов. Если кто-нибудь хотел следовать
своему
особенному плану занятий, не входя ни в какие отношения
к остальным слушателям, он должен был проявить необыкновенную
осторожность и хитрость, чтобы не попасть в руки «охотников
за
лисицами». Легче всего было выйти из этого затруднения при
тех
условиях, какие были, например, у Эвнапа. Этот последний
явился
в сопровождении толпы соотечественников, среди которых было
несколько здоровых молодцов, собиравшихся вместе с ним слушать
Проэрезия. К тому же капитан корабля, привезший их из Лидии,
был связан дружбой и узами гостеприимства с этим преподавателем.
Высадившись в Пирее, капитан образовал из молодых учеников,
их
спутников и матросов целую наступательную колонну, которой
никакое нападение не могло быть страшно. Охотники за лисицами
даже
не решились вступить с этим отрядом в бой и беспрепятственно
пропустили их в Афины и в дом Проэрезия. Новые слушатели,
—
добровольные или невольные, могли быть уверены в одном,
а именно,
что во всякое время дня и ночи они могут быть приняты ритором,
которого себе избрали. Поэтому и Эвнап со своими друзьями,
несмотря
на позднее время (около полуночи), был допущен к Проэрезию,
в
то время уже 87-летнему старцу.
Такая грубая борьба оказывала весьма пагубное влияние на
занятия. Выбирая себе преподавателя, ученики обращали внимание
|
|
|
105 |
не столько на научные его достоинства, сколько на слухи
о его
красноречии. Они увлекались модой. С другой стороны, риторы,
ослепленные денежной выгодой, а также шумными одобрениями
своих приверженцев, пускались на всевозможные уловки, проявляли
крайнюю снисходительность к безобразным выходкам своих слушателей
и яростно соперничали друг с другом. Все это производило
страшный беспорядок, тем более что все граждане, даже матросы,
носильщики и рабочие в порту принимали весьма деятельное
участие
в университетской борьбе; и так как благополучие Афин было
тесно
связано с процветанием академии, то жители города весьма
терпеливо
сносили все выходки шумной учащейся молодежи.
Без сомнения, серьезные слушатели не тратили всего своего
времени на игру, пирушки и всякие удовольствия. Они жили
одиноко
или маленькими группами в постоянной работе и, изучив древности
Афин, совершали образовательные поездки в различные части
Греции. Практические занятия, весьма разработанная техника
приемов и схоластическая дрессировка риторов давали их уму
известную выправку и развитие, так что для многих пребывание
в
академии было очень полезно. Выдающихся учащихся было, конечно,
ничтожное меньшинство, но если бы можно было составить им
список,
то набралась бы порядочная толпа знаменитых государственных
людей, полководцев, ученых и отцов церкви, которые прославили
свой век.
(Hertzberg, Histoire de la Grece sous la domination des
Remains, III, стр. 312—321, франц. перевод).
|
|
|
|
 |