Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

235

 

2. Несколько типов Марциала

Знаешь ли ты, отчего Селий так печален, отчего он опустил нос почти до земли, бьет себя в грудь и рвет свои волосы? Не друга и не брата оплакивает он. Оба его ребенка живы, и я желаю, чтобы они еще долго жили; его жена чувствует себя превосходно; дом его щадят воры и арендатор его не обанкротился. Отчего же он так печален? Оттого, что он обедает дома. Когда Селию угрожает опасность обедать за собственный счет, он на все готов, чтобы избежать этого. Он бежит на Марсово поле и восхваляет там быстроту твоих ног, Паулин. С Марсова поля отправляется на рынок, оттуда в бани Фауста, из бань Фауста в бани Фортуната, моется в тех и других, отчего его аппетит усиливается еще более. Нет никакой возможности уклониться от Селия, какие бы старания ты к этому ни прилагал. Играешь ли ты в мяч, он поднимет его и подаст тебе. Если ты в бане, и Селий увидит, что ты берешь простыню, чтобы вытереться, он начнет восторгаться белизной простыни, хотя бы она была грязнее детских пеленок. А если ты причесываешься, он будет уверять, что у тебя волосы Ахилла. Он поднесет тебе вино, которым ты омываешь свое тело и которое служит тебе рвотным перед обедом; он станет собирать капли пота, падающие с твоего лба; он будет кричать, топать ногами, приходить в восторг до тех пор, пока, утомленный его надоедливостью, ты не скажешь ему: приходи.

— Ростовщик Секст, (мой старый приятель, как вы знаете) так боится, чтоб я у него не попросил денег взаймы, что завидя меня, начинает разговаривать с самим собой настолько громко, чтобы я слышал: я должен 7000 сестерций Секунду, 4000 — Фебу, 11 000 — Филету, а у меня нет ни гроша в сундуке. О божественный гений моего друга! Очень жестоко, Секст, отказывать, когда просят; но это уже верх жестокости — отказывать раньше, чем тебя просят!

— Тонгиллиан купил себе дом за 200 тысяч сестерций; пожар (что в Риме не редкость) уничтожил этот дом. Друзья и клиенты потерпевшего открыли между собою подписку и собрали ему сумму в 10 раз большую, чем то, что стоил сгоревший дом. Не сам ли Тонгиллиан поджег его?

Галерея марциаловских типов весьма разнообразна. Вот хозяин, который угощает своих гостей плохим вином в стаканах, а сам пьет превосходное вино в чаше из непрозрачной мирры, чтобы нельзя было заметить разницы обоих вин. Вот некий Симмах — врач, являющийся к вам с целой толпой учеников; эти последние один за другим холодными руками щупают ваш пульс, отчего у вас делается лихорадка, которой раньше не было. А вот Левин, пробравшийся на всаднические места в театре и. притворившийся спящим, чтобы обмануть бдительность неумолимого Океана, очень сурового стража,

236

 

который тотчас же заметит и выведет вон всякого непрошенного гостя. Такой вид тщеславия был очень распространен в Риме зажиточные люди и даже рабы часто наряжались в платье всадников и пробирались на их места, чтобы сидеть среди аристократии Среди марциаловских типов мы видим Клита, празднующего день своего рождения восемь раз в год, чтобы получать побольше подарков от своих друзей; Мамурру, который бегает по рынкам, осматривает с видом покупателя лучших рабов, выставленных на продажу, носилки с черепаховой инкрустацией, столы из цитра и слоновой кости, он обнюхивает статуи, чтобы узнать, действительно ли они сделаны из коринфской меди и принадлежат резцу Поликлета; он выбирает и откладывает в сторону, как бы для того чтобы купить, хрустальные чаши, старинные амфоры, чеканные вазы работы Ментора; торгует драгоценные камни, жемчуг, яшму, и в конце концов, набегавшись до одиннадцатого часу (6 ч. вечера), покупает два самых простых кубка ценой в асс и за неимением рабов собственноручно уносит их домой. А вот Галлик — адвокат, который настойчиво упрашивает, чтоб с ним были откровенны и говорили правду о его ведении тяжб «Это доставит мне величайшее удовольствие», — заявляет он. — «Я ни в чем не могу отказать тебе, Галлик. Выслушай же одну вещь, которая справедливее самой правды: Галлик, ты не любишь, чтобы тебе говорили правду».

(Nisard, Poetes latms de la decadence, pp 392 et suiv, 5-e edit).

 

 



Rambler's Top100