Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
53

III

АРИСТОФАН И КОМЕДИЯ ЕГО ВРЕМЕНИ

БИОГРАФИЯ АРИСТОФАНА

Аристофан — единственный из представителей древней комедии, пьесы которого, хотя и далеко не все, дошли до нас в цельном виде. Источники, из которых можно было бы почерпнуть сведения о жизни Аристофана, отличаются крайней скудостью. К ним относятся две анонимные биографии, статья в словаре Свиды1, схолия2 из Платона, схолии и дидаскалии, дошедшие до нас с текстом комедий драматурга и некоторые другие. Сюда нужно добавить еще самый текст комедий «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир».

1 Свида — составитель словаря древностей, живший в Византии в X в.
2 Схолии — объяснительные примечания на краях или внутри средневековых греческих или латинских рукописей, восходящие главным образом к трудам александрийских ученых.
54

Аристофан родился около 446 г. до н. э. Родители его были афиняне и люди свободнорожденные, но, повидимому, не очень состоятельные. Поэтический гений Аристофана проявился еще в юношеском возрасте. В 427 г., когда ему было только 19 лет, на сцене шла уже его пьеса, и он получил на состязаниях вторую награду.
В 431 г., когда разразилась Пелопоннесская война, Аристофану было только 15 лет. Можно полагать, что именно этот страшный для всей Греции год был началом его сознательной жизни. Аристофан был непосредственным очевидцем тех бедствий, которые постигли Афины в первые годы войны.
Когда умер Перикл, и руководство делами перешло в руки вождя радикальной демократии Клеона, Аристофану было 17 лет, следовательно, он мог уже сознательно воспринимать происходящие события. Аристофан, обвинявший в своих комедиях Перикла в развязывании войны, тем более отрицательно должен был отнестись к установлению господства радикальной демократии, которая настаивала на более решительном ведении войны с Пелопоннесским союзом. Действительно, в 426 г. на великих Дионисиях Аристофан поставил комедию «Вавилоняне». Эта не дошедшая до нас пьеса содержала резкие нападки на Клеона, изображавшегося бесчестным демагогом и взяточником. Клеон привлек Аристофана к ответственности, ссылаясь на то, что в пьесе в присутствии иностранцев были оскорблены народ и представители государственной власти. Аристофану с трудом удалось избежать наказания.
Однако в начале своего творческого пути Аристофан не мог сам выступать перед архонтом и просить хора. Перед архонтом как авторы пьес выступали друзья Аристофана и тем самым принимали на себя ответственность за комедии. Так, комедия «Арханяне» (425 г. до н. э.), в которой Аристофан призывал к скорейшему заключению мира со Спартой, была поставлена от имени поэта и актера Каллистрата. К этому времени молодой драматург был уже известен афинской публике, так как в 427 г. он представил на конкурс, конечно тоже не от своего имени, комедию «Пирующие», которая, повидимому, представляла собою сатиру на софистическое воспитание.
В 424 г. Аристофан поставил на Ленеях, уже под своим именем, комедию «Всадники». Пьеса получила первую на-

55

граду. Но в следующем году Аристофан потерпел неудачу на состязаниях, выступив с комедией «Облака», осмеивающей новую философию софистов. Позже он переработал пьесу, рассчитывая на второе представление, но оно так и не состоялось. С 422 г. Аристофан одерживает ряд побед на драматических состязаниях и получает то первую, то вторую награду. В 422 г. идет его комедия «Осы», в которой он осмеивает афинское судопроизводство; в 421 г. —комедия «Мир», в 414 г.— «Птицы» и в 411 г.— «Женщины на празднике Фесмофорий», пародировавшие трагедии Еврипида, и «Лисистрата», призывавшая, как и комедия «Мир», к прекращению войны со спартанцами.
Особенно большой успех выпал на долю комедии «Лягушки» (405), которая представляет собою критику афинской драматургии последней четверти V в. Успех этой пьесы был настолько велик, что она была поставлена вторично.
Годы, которые последовали за этим, мало благоприятствовали развитию политической комедии. Афины были разбиты в Пелопоннесской войне спартанским полководцем Лисандром, а их демократические учреждения уничтожены. Установилась так называемая «тирания тридцати». Затем последовала гражданская война за восстановление демократии. И хотя демократические учреждения в 403 г. до н. э. были восстановлены, демократия не могла уже вернуть прежней силы и значения. К тому же Афины обеднели. Трудно было найти богатых граждан, которые могли бы взять на себя издержки по постановке пьес, и поэтому выступления хора были сведены к немногим партиям.
Аристофан должен был применяться к новым условиям. В двух его последних из дошедших до нас комедиях «Женщины в народном собрании» (около 392 г. до н. э.) и «Плутос» («Богатство»; 388 г. до н. э.) почти совсем исчезает злободневная политическая сатира. Эти пьесы представляют собой переход от древней политической комедии к средней комедии, которая изображала человека в его частной жизни и пародировала мифы и трагедии.
Дату смерти Аристофана относят приблизительно к 385 г. Известно, что после «Богатства» он написал еще две комедии. Они были поставлены на сцене от имени его сына Арара, которому он хотел снискать благосклонность зрите-

56

лей. Найденная в Афинах в начале XX в. надпись содержит сведения о том, что Арар был победителем на Дионисиях 387 г. до н. э. Вне всякого сомнения, он выступал с одной из пьес своего отца.
Сохранилось одиннадцать комедий Аристофана, написал же он, по свидетельствам древних, больше 40 пьес, но от них остались лишь небольшие отрывки. Все дошедшие до нас драмы Аристофана созданы им во время Пелопоннесской войны, за исключением двух, появившихся позже, в начале IV в. до н. э. И в этих последних пьесах Аристофана уже не ощущается той бьющей ключом политической жизни, которая развертывается перед нами в его комедиях периода Пелопоннесской войны.
Какие же вопросы ставит Аристофан в комедиях, написанных им во время войны? Три его комедии могут быть отнесены к разряду пьес, в которых содержится протест против Пелопоннесской войны и призыв к заключению мира со Спартой. Это — «Ахарняне», «Мир» и «Лисистрата». Однако вопросы войны и мира Аристофан неоднократно затрагивает и в других своих пьесах. Поскольку война поддерживалась всей политикой афинской радикальной демократии, то драматург в своих антивоенных пьесах постоянно касается афинских государственных порядков и деятельности вождей демократии. Но у Аристофана есть и две пьесы, специально посвященные порядкам, установленным современной драматургу афинской демократией,— «Всадники» и «Осы». Однако и здесь необходимо заметить, что разные стороны афинских государственных порядков и особенно деятельность демагогов постоянно критикуются и в других комедиях драматурга.
Аристофан понимал связь современных ему социально-экономических отношений с различными проявлениями общественной мысли. Люди, которые, как ему представляется, проводят дурную и своекорыстную политику, защищают ложные взгляды в религии, философии и морали. С другой стороны, и носители ложной мудрости, по его мнению,— причина того, что в Афинах появляются дурные политики. Поэтому в некоторых комедиях Аристофан критикует ложные, с его точки зрения, течения современной ему общественной мысли. Так рождаются его комедии, в которых основное место занимают идеологические вопросы. В «Облаках» он критикует философию софистов и их метр-

57

ды воспитания юношества. В «Лягушках» и «Женщинах на празднике Фесмофорий» Аристофан критикует драматургию Еврипида. Нападки на Еврипида содержатся, кроме того, и в «Ахарнянах». Критикуя Еврипида, Аристофан имеет в виду не только творчество этого драматурга, но и все новое направление в тогдашней трагической поэзии.
Три комедии драматурга содержат критику социальных утопий того времени. Две из них — «Женщины в народном собрании» и «Плутос» («Богатство»)—созданы Аристофаном уже после окончания Пелопоннесской войны. Третья пьеса — «Птицы» была создана еще за десять лет до окончания войны. Как в последней группе комедий Аристофана, так и во всей его драматургии она занимает несколько особое место. По своему замыслу «Птицы»—социальная утопия, но в то же время это комедия-сказка, в которой, наряду с людьми, в качестве действующих лиц выступают и птицы. Вместе с тем эта комедия близко примыкает к пьесам собственно политическим, в частности, к таким, в которых драматург выступает против Пелопоннесской войны.
Пьесы Аристофана и будут рассмотрены в связи с кругом тех вопросов, которые в них затрагиваются.

СТРОЕНИЕ ДРЕВНЕЙ КОМЕДИИ

Как и трагедия, комедия начиналась прологом, в котором давалась завязка действия. В прологе выступали два-три действующих лица, он содержал несколько сцен и оказывался обычно значительно длиннее, чем в трагедии. За прологом шел парод, т. е. вступительная песня хора при выходе его на орхестру. Необходимо отметить, что хоровые партии, органически входящие в развитие действия, занимали значительное место в комедии. Хор или активно поддерживал основную идею, с которой выступал главный персонаж, или, наоборот, энергично боролся с этой идеей, противопоставляя ей свое понимание того или иного общественного принципа.
Хор в комедии состоял из 24 человек и разделялся на полухория, по 12 человек в каждом. Песня одного полухория и ответная песня другого полухория носили название оды и антоды. Парод в комедии был в большей степени драматическим, чем лирическим. Он представлял собой смесь пения, речитатива и простого диалога. Парод проходил

58

очень оживленно. Хоревты обменивались впечатлениями, требовали ответа от актеров, ссорились с ними. Всегда живой и шумный, парод напоминал вторжение дионисийской толпы на деревенскую площадь.
За пародом следовали различные эписодии, т. е. диалогические части комедии, отделенные друг от друга песнями хора. Число эписодиев было различным, как различной была и их длина. Во многих из них пение также сочеталось с диалогом. Между эписодиями помещался почти всегда агон, т. е. словесный поединок, во время которого два противника защищали противоположные положения, а хор подстрекал их.
Среди хоровых партий необходимо отметить так называемую парабазу. В конце того эписодия, который следовал непосредственно за пародом, хор сбрасывал свои маски и приближался на несколько шагов к зрителям. Иногда хор вначале пел короткую песню, а затем следовала речь предводителя хора — корифея, которая называлась анапестами от употреблявшегося в ней размера. Далее шли ода и эпиррема (дословно— «присказка»), т. е. речь к зрителям, произносившаяся корифеем одного полухория; затем — антода и антэпитрема, произносившаяся корифеем другого полухория. В некоторых комедиях, наряду с большой парабазой, существовала еще и малая парабаза. В парабазе корифей старался выставить перед зрителями заслуги поэта или от лица поэта высказывался по поводу тех или иных современных ему событий. Таким образом, в парабазе происходил перерыв в развитии действия.
Последняя часть комедии называлась, как и в трагедии, эксод («уход»), так как хор в конце комедии покидал орхестру.
Песни хора обычно сопровождались танцами.

Подготовлено по изданию:

Головня В.В.
Аристофан. Москва, Издательство Академии Наук СССР, 1955.



Rambler's Top100