Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
131

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период от Суллы до Клавдия включительно представляет собой единое целое как в области римской восточной политики вообще, так и во взаимоотношениях с Северным Причерноморьем.

В основном период этот характеризуется тем, что Рим в своем стремлении утвердиться на Востоке пытался найти опору в городах и зависимых государствах. Это тесно связано с внешней политикой Рима, его взаимоотношениями с Парфией и Дакией.

В системе римской восточной политики вопрос об отношении к городам имеет очень большое значение, так как именно πόλις (полис) является основной единицей административного деления на Востоке, а муниципальное управление — основным видом самоуправления. Со времени Митридатовых войн вопрос о политике по отношению к городам приобрел особую актуальность.    

Римляне не только взимают налоги с городов, но одновременно и покровительствуют их торговле, что дает возможность привлечь некоторые слои населения на свою сторону, облегчив тем самым управление провинциями. Они опираются главным образом на аристократические и плутократические слои населения городов, что способствует его классовой дифференциации. Часть местных negotiatores (торговцев), поддерживавших Рим и бывших в союзе со своей проримской аристократией, получают освобождение от налогов как римских, так и муниципальных, что дает им возможность обогащаться на беспошлинной торговле. Система городского управления на Востоке римлянами изменена не была; осталась прежней и система сбора налогов. Место царя, под властью которого был тот или иной город, занял теперь римский наместник, а вместо чиновников, собиравших налоги, появились публиканы и их агенты.

Кроме экономического значения городов очень важна их стратегическая роль при охране восточных границ; с этой

   132

целью Помпей, Цезарь и Август основывают военные колонии на Востоке.

В тесной связи со стратегическими мероприятиями римских императоров находится политика их по отношению к городам Северного Причерноморья. Например, при Помпее получает свободу и автономию Фанагория за то, что она выступила против Митридата, злейшего врага римлян. В благодарность за полученные привилегии фанагорийцы восстают против Фарнака, боровшегося с Цезарем.

Цезарь, подготовляя поход против Парфии, укрепляет восточные границы империи. Он привлекает на свою сторону Херсонес Таврический, имевший важное стратегическое значение.

Август, придерживаясь оборонительной политики, хочет защищать восточные границы империи силами зависимых государств Востока. Поэтому Херсонес включается в состав Боспорского царства. В системе римской восточной политики зависимые государства имеют также большое значение для охраны и укрепления восточных границ. В эпоху Цезаря и Августа ясно сказывается тенденция превращения зависимых царств в римские провинции (Вифиния, Каппадокия, Галатия, Иудея и др.). В случае неудачи предпринимаются попытки посадить на престол своего ставленника, чтобы сохранить зависимую территорию в русле римской политики.

Кроме политического и стратегического значения зависимых царств в римской восточной политике, велико было их значение и в экономической жизни Рима. Они обязаны были поставлять в неограниченном количестве войска и корабли в случае войны, давать оружие и оплачивать большие военные издержки. Кроме того, зависимые цари хотя и не платили регулярных налогов, как в провинциях, тем не менее им приходилось затрачивать большие суммы денег на содержание своих войск и флота, отправленных в римские армии, и на экстраординарные налоги. Титул друга римского народа (amicus populi Romani), который давался зависимым царям, стоил им недешево.

Отношения Рима к зависимым государствам Востока многообразны, но можно выделить из них наиболее типические.

Во-первых, политика Рима по отношению к мелким зависимым государствам Востока, которые всецело находились в русле римской политики (Галатия, Каппадокия). Рим вмешивается в их внутренние дела и во внешнюю политику. В эпоху Цезаря и Августа они включаются в состав римских провинций.

Во-вторых, политика по отношению к зависимым царствам, имевшим большое значение и пользовавшимся большей

133

самостоятельностью (например, Иудея). Они были обязаны поставлять римлянам войска в затруднительных случаях и не могли вести самостоятельной внешней политики.

Третьим видом взаимоотношений с зависимыми государствами могут служить взаимоотношения Рима с Арменией. Армения пользовалась большой самостоятельностью. Единственным способом удерживать ее в русле римской политики было назначение ставленников на армянский престол. Имевшие место конфликты с Парфией и переход Армении на сторону противника заставляли Рим уделять этому вопросу большое внимание.

Подобная же самостоятельность характеризует и политику Боспора по отношению к Риму в конце республики — начале империи. Боспор не был связан с Римом никакими обязательствами, кроме политических договоров. Он не поставлял войск, не платил налогов и не нес никаких повинностей.

Риму приходилось считаться с позицией, занимаемой Боспором. Попытки римлян укрепиться в Северном Причерноморье встречали сопротивление населения юга нашей Родины, упорно боровшегося за свою независимость.

Подготовлено по изданию:

Голубцова Е. С.
Северное Причерноморье и Рим на рубеже нашей эры. - М. : Б. и., 1951.



Rambler's Top100