|
131 |
3. Культ отрубленной головы
Идея пола в культовом круге островного Диониса, бога обоюдоострой секиры, создает формы своеобразной символики. Здесь, прежде всего, мы встречаемся с представлением об отделенной от туловища голове как о божественном вместилище половой возрождающей силы. Почитание черепов и священное обезглавление не чужды, правда, и фракийско-парнасскому оргиазму 4. Но только в островной области и на зависящих от нее побережьях отрубленной голове, в особенности же брошенной в воду или из воды чудесно выловленной, усвоено специфическое религиозное значение: в этом образе бог умерший почитается как мужское начало подземной растительной мощи и нового возврата из сени смертной на лицо земли 5. Культ плавающей головы здесь является видом фаллического культа 6.
4 Примеры: Пенфей, Меланипп. Обезглавление — завершительный и ритуально важнейший момент священного расчленения (diamelismos); оно поэтому и эквивалент расчленения. — Срв. § 1, прим. 1, стр. 126.
5 О хтоническом значении отрубленной головы приводим следующее примечательное свидетельство — schol. Apoll. Rhod. 1, 587: entoma de ta sphagia kyriös ta tois nekrois enagizomena dia to en tei gei autön apotemnesthai tas kephalas. Итак, умершие в подземном царстве обезглавливаются. О героических жертвах — entoma — см. Roscher's Myth. Lex. 1, 2505.
6 В аспекте фаллическом Дионис почитался как Enorches на Самосе (Hes. s. v., Lycophr. 212) и Thyonidas на Родосе (Hes. s. v.). Срв. Kern у Pauly-Wissowa, RE V, 1028. |
|
|
132 |
Дионисийские женщины в Танагре топором обезглавливают Тритона, привлеченного запахом вина 1. Согласно древнейшей версии голову отсекает Тритону сам Дионис, — что, по закону дионисийского отожествления, указывает на дионисийскую сущность жертвы, отображающей участь самого бога. Сказание ищет этиологически объяснить почитание извлеченной из моря головы. Образ Тритона понадобился для ознаменования бога-рыбы с головой человека. В Метимне этот культ прямо засвидетельствован 2: бог, вытащенный в сетях рыболовами, представлял собой личину (prosöpon) из масличного дерева, которую из Дельфов повелено было чтить как Диониса-Фаллена, т. е. фаллического3. Род дерева указывает на связь культа с триадой дионисийских растительных сил (oinotropoi) — Oino, Spermo, Ela'is, — нимф чудесного изобилия «пшеницы, вина и елея» 4.
Обезглавление самого Диониса приписано в аргивском предании Персею. Голова убиенного падает в озеро Лерну 5, откуда воскресающего женщины вызывают наверх, на свет солнечный (anaklesis), бросая в воду черную овцу мздой Пилаоху, владыке подземных врат. В Лерну сеются, — как это явствует из мифа о Данаидах, — отрубленные мужские головы, как зрелые плоды, несущие в себе зародыш новой жизни, долженствующей возродиться и воскреснуть, — как семена, оплодотворяющие лоно подземной ночи. Так в лернейских Агриониях связывается идея смерти мужской с идеей пола (оплодотворитель умирает), и символу головы явно усвоено значение фаллическое. Правда, Персей, отрубатель голов (и уже по одному этому ипостась Диониса) и владелец головы Горгоны или, что то же в этом культе маски Горгоны, «горгонейона», — отмщает за мужчин, применяя к женщинам ius talionis. Это — обычная и закономерная взаимность в дионисийской религии и
1 Paus. IX, 20, 3, 4. — Сочетание вина и рыбы в островном культе свидетельствуется родосскою легендой о рыбах в пиршественном кратере (Roscher's Myth. Lex. II, 380). Белые вороны той же легенды (срв. Ноева ворона) и финикийское влияние, которое она испытала, заставляют рассматривать ее в связи с представлениями о плывущем по морю ковчеге (§ 4).
2 Paus. X, 19. 3.
3 Оракул у Бвсевия, praep. ev., V, 36:
Будет в Метимне живущим даров благодатных прибыток, Если главу Диониса почтят, именуя Фалленом.
(alia kai Methymnes naetais poly Ιδϊοη estai phallenon timösi Diönysoio karenon). — Срв. выше гл. III, § 1, прим. 1, стр. 60.
4 По преданию о. Делоса, Дионисов сын Staphylos (виноград) имел дочь Rhoiö (гранатовое яблоко), она же родила от Аполлона Ания, отца нимф Oinotropoi, которых знают Киприи. На Делосе, как и в Дельфах, дионисийские черты были, под критским влиянием, перенесены на Аполлона в эпоху прадионисийскую.
5 Schol. Victor, ad II. XIV, 320: (Perseus) Dionyson aneilen eis ten Lernaian limnen embalön. |
|
|
133 |
новый пример оргиастической борьбы полов. Но голова Горгоны и все сто голов лернейской Гидры, изрубленной Гераклом, не перевешивают все же сорока девяти голов сыновей Эгипта и с ними головы самого Диониса. Женщинам принадлежит здесь культовая инициатива; мифы о Гидре и Горгоне только рефлексы, хотя и основанные, без сомнения, в свою очередь на обрядовой действительности 1.
Миф об обезглавлении Диониса Персеем и о падении Дионисовой головы в лернейскую усыпальницу голов представлял многие трудности, чем объясняются и колебания в его изложении2, — скорее, это было местное мистическое предание (arrhetos logos), поддержанное Дельфами (срв. выше, стр. 44, прим. 2), — но миф этот был необходим, так как Дионисово обезглавление служило этиологической предпосылкой древнейшего обряда. Прибавим, что аргивский Дионис мыслится пришельцем с островов, встретившим в Аргосе сопротивление. Он выходит на берег в сонме морских (haliai) менад, могильный курган которых, показанный Павсанию (II, 22, 1), напоминает курган Миррины. Отдельно чтилась могила их начальницы, также погибшей от руки Персея; ее имя — Хорея, т. е. предводительница хороводов. В Аргос Дионисова религия приносится, по-видимому, в своем окончательном виде и составе, после того как на островах уже завершилось то слияние двух оргиазмов, о котором была речь выше по поводу легенды о Макарее (гл. I, § 5, стр. 26 сл.). Темными катастрофами сопровождалось это слияние, как о том можно догадываться по рассеянным намекам на полузабытые были, — вроде аналогического аргивскому рассказа о «месте крови» (panhaimos topos) на Самосе (Plut. q. gr. 56) или рассказа о массовом дионисийском исступлении (oistros manikos) хиосских женщин (Aelian. fr. 342).
1 О волшебной силе отрубленной головы, о связи обезглавления с почитанием ковчега (голова в ковчеге), с полом и эротикой, с маской и т. д. красноречиво говорят факты, сопоставленные в интересных статьях A. Reinach'a: «la töte magique des Templiers» (Revue de Г Histoire ties Religions, 1911, LXIII, p. 43 ss.) и «le rite des tetes coupees chez les Celtes» (ib., 1913, LXVII, p. 43 ss.). Сказание об усечении главы Иоанна Крестителя является, как видим, отголоском женских оргиастических культов средиземного побережья.
2 Roscher's Myth. Lex. III, 2016 f. |
|
|
|
|