Главная страница > Библиотека > В. Иванов. Дионис и прадионисийство : Предыдущая глава < - > Следующая глава
Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

140

6. Личины и живые иконы Диониса

Маска, возлагаемая на лицо мужскими служителями Диониса и ненужная его служительницам, кажется особенностью островного культа с его мужским жертвенным обезглавлением и почитанием Дионисовых голов или личин, — поскольку речь идет о древнейшем времени и о маске человеческой 3. Звериная же маска свойственна, напротив, культу Фракии и материковой Эллады. Родина дифирамба представляется нам и родиной маскарада, или миметического действа в формах человеческих. Маска героическая развивается из гробовой; личина покойника, надетая на живого, делает его одержимым душой покойника. Употребление же гробовой маски при погребении было распространено в островном и побережном круге минойской культурой. «Кони» (силены) и «козлы» (сатиры), фракийская татуировка, вымазывание лица виноградными выжимками (trygodaimones Аристофана, Nub. 296) или сажей (Plut. Cim. 1), рогатые мималлоны, менады — лани, лисицы, собаки и т. д. — вот чем, по-видимому, ограничивался первоначально материковый оргиастический маскарад. Прибавим уродливые демонические личины, подобные недавно найденным в Пелопоннесе в святилищах Артемиды 4.


3 Dionysos Kechenos, т. е. «зияющий», чтится на Самосе: Plin. п. h. VIII, 58; Aelian. hist. VII, 48. Значение культа спорно; нам кажется все же, что речь идет о Дионисовой маске, с широко раскрытым ртом, как у маски трагической. С этим культом уже была (на наш взгляд, удачно) сопоставлена эпиграмма Каллимаха, в которой Дионис, имеющий вид трагической маски, будучи помещен в гимназии, жалуется, что вечно зевает при вечном повторении наизусть все тех же избитых классических отрывков о нем из трагедий Еврипида, и называет себя поэтому воистину Дионисом трагическим.
4 Кук, в описании своего третьего путешествия, с изумлением говорит о чудовищных масках северо-американских индейцев. Они вырезаны из дерева и покрывают лицо или только верхнюю часть головы и лба. «Однажды я видел, — рассказывает Кук, — дикаря, одетого в волчью шкуру, причем голова волка возвышалась над его головой» (Magnin, les Origines du Theatre, p. 45, ss.). Срв. гл. I, § 4. — О раскраске лица в культе Диониса см. Lobeck, Aglaophamus p. 653 sqq.
 
141

В островном круге начались drömena. Дельфийское действо Септерий, с его отроком, изображающим Аполлона, мы склонны выводить из древнейшего критского на Дельфы влияния; ибо на Крите мы находим первые священные действа, как изображение рождества Зевсова или блуждания в Лабиринте: последнее, без сомнения, обусловило миф о Тесее и отроках, а не наоборот. Кипр, с его действами во имя Адониса, с его «родинами Ариадны», принадлежит той же островной культуре.
Отсюда развивается своеобразный религиозный обычай, едва угадываемый по полустертым следам. На одном саркофаге уже римской эпохи изображен юноша в венке из виноградных гроздьев; надпись гласит:

Я наречен Сатурнином. Отец и милая матерь
С детства меня посвятили в живой кумир Диониса 1.

Итак, посвящения по обету в «Дионисы», с соответствующим переодеванием и введением во храм посвящаемого отрока, который должен был в определенные праздники предстоять молящимся живой иконой бога, по-видимому, было обычной практикой позднего культа. Это напоминает обряды Сатурналий, ныне известные нам ближе по житию св. Дасия; наречение отрока Сатурнином, быть может, объясняется именно этой связью: она указывала бы на заморское, азиатское происхождение обычая.
Дионисийская религия открывала простор культу «живых икон», как впрочем, всякий оргиазм, до нашего хлыстовства включительно: ведь Дионисовы верные мистически все «вакхи». Уже Платон знает изречение, что «тирсоносцев много, но мало вакхов»2. Древнее происхождение этого наименования доказывают племенные имена фракийских поклонников Диониса (как сабы, бассары), произведенные от имени бога. В позднейших религиозных общинах «вакх», или «бакх», священный сан; иерархически выше его «архибакх» 3.


1 CIG. 6286 — Kaibel epigr. 705: Satorneinos egö kikleskomai, ek de me paidos eis Dionysu agalm' ethesan meter te pater te. Кайбель замечает: «Primus recte explicavit Ross. Parentes, cum in vivis esset, puerum Dionysi specie indutum in aliquo dei fano posuerunt ideoque personati Bacchi imaginem etiam sarcophago mortui insculpendam curaverunt».
2 Plat. Phaedr. 6, 9 C: eisi gar de, phasin hoi peri tas teletas, narthekophoroi men polloi, bakchoi de te pauroi. Schol. Aristoph. Equ. 401: Bakchon u monon ton Dionyson ekalun, alla kai teluntas ta orgia, kai tus ktydus, hus mystai pherusi.
3 Примеры из надписей: CIG. 3190 (Smyrnae): he hiera synhodos ton peri ton Brisea Dionyson techneiton kai myston Markon Aurelion Charidemu Iuliänon ton... Bakchon tu theü. Inscr. Gr. IV (Argolidis), 666 — Le Bas-Foucart, Voyage, expl., II, 142 b - Kaibel ep. 821:

Bakchoi m[e] bakchon kai Prosymnai[äi] theoi
stasanto Deüs en katereph [ei] domö[i]
ton Arche [la] ü pa[i]da ho[m]ön[y]m[on] pat[ri].
tautöi d[e] m' ex [er'] en chrono! d[a]ma[r] kly[t]6i
Bakchon L[y]aio[i] ges de pyrpho|r]oi]s] theafis]
Phoiböi Lykeilöi UV] — ktl.

 
142
В надписи афинского Иобакхейона, содержащей устав орфического братства 1, упоминаются сочлены, облеченные саном архибакха, Диониса, Коры, Палемона, Афродиты, Протэвритма (по толкованию Маасса — Орфея). Временное обожествление оргиаста, испытывающего соединение с богом, им одержимого, — общая мистическая основа Дионисовой религии. Но, кажется, именно в островном круге, испытавшем восточные влияния, надлежит искать корней лишь впоследствии расцветшего и принесшего свои исторические плоды верования в повторные воплощения Диониса.
Несомненных воплощений бога можно было насчитать несколько; отсюда попытки установления их канона, не доведенные, однако, до завершения догматического. По словам Арнобия (adv. gentes, IV, 15), «теологи утверждают, что Дионисов пять». Цицерон (de nat, deor. III, 23) напоминает, что Ампелий называет девять Дионисов, Диодор же сицилийский — только трех; сам он придерживается канона пяти эпифаний. Первый Дионис, по Цицерону, рожден от Зевса и Персефоны (это — основной орфический миф); второй — от Нила ( — знакомая нам египтизация Дионисова культа) ; третий — от Кабира, основатель мистерий Сабазия ( — попытка ввести самофракийские мистерии и вместе фракийский культ в синкретическую форму Дионисовой религии); четвертый — от Зевса и Селены, патрон мистерий орфических ( — мистическая интерпретация Артемидина сопрестольничества); пятый — от Ниса и Фионы (т. е. от Зевса, одождяющего землю, и Семелы), бог триетерии.
Принципиальное утверждение плюрализма воплощений открывало неограниченные исторические возможности таковых народной психике, воспитанной на идее человекообоготворения и формами оргиастического культа, и представлениями культа героического, и религиозной практикой героизации. С Александра Македонского, зачатого от змия-Зевса македонскою менадой 2, царственные эпифа-

1 Athen. Mitth. 1894, n. 260, 1. 116, sqq.: ho de archibakchos thyetö ten thysian toi theoi ktl. — merön de geinomenön hairetö hiereus, anthiereus, archibakchos, tamias, bukolikos, Dionysos, Köre, Palaimön, Aphrodeite, Pröteurhythmos — ta de onomata autön synklerusthö pasi.
2 По Нонну, любовь Зевса к Олимпиаде — двенадцатая страсть его к смертной женщине: dodekatos (sc. Dios eros) trielikton Olympiados posin helkei (VII, 128) Родовым культом Александр считал культ Диониса, ta bakchika: Athen. XIV, p. 659 F. О связи убийства Клита с Дионисиями см. Lobeck, Agl., p. 292. Arrhian. IV, 8; Curt. VII, 2: Alexander Clitum occidit die sacro, quo Libero Castoribusque fecerat pulvinar; Poet. Min. III, 41 с: Clitum ad Bacchi necat aram. Александр предпринимает поход в Индию в подражание вакхическому набегу Диониса (pros mimesin tes Dionysu bakcheias) и потому зовется Thriambos (Kern у Pauly-Wissowa, RE V, 1040). Срв. Plut. de Alex. fort. 10, 332 В [II, 422 Bern.]: ta Dionysu metion ichne theü genarchu kai propatoros (см. выше, о родовом культе Александра) bulomai palin en Indiäi nikontas Hellenas enchoreusai kai tus hyper Kaukason oreius kai agrius ton bakchikön anamnesai kömus. — Птолемеи вносят «neos Dionysos» в царский титул. О дионисийской процессии Птолемея Филадельфа, коей придан вид божественного фиаса, — Athen. V, 196 sqq. — Царь Митридат также Дионис: Plut. Symp. I, 6.
 
143
нии бога становятся частыми, поддержанные теократической идеей египетской и восточной монархии 1. Ближайшими после Александра «новыми Дионисами» (neoi Dionysöi) были Птолемеи и Селевкиды. Рим взял из этого восточно-эллинистического верования столько, сколько ему было нужно для утверждения императорского культа. Но Дионис был не по нраву римлянам, и если Антоний «neos Dionysos», то Август является Аполлоновой ипостасью; только в мессианском пророчестве Вергилия божественный младенец, долженствующий вернуть золотой век, представлен в дионисийском озарении.

1 Любопытно, что строгий республиканец Эсхил в своей патриотической и свободолюбивой трагедии «Персы» не отрицает божественности Дария; он имеет к тому, как эллин, свое, независимое от персидских представлений, соединенных с proskynesis, объективно-мифологическое основание: персидские цари — потомки божественного Персея. Так любили эллины, в лучшую эпоху — бескорыстно и свободно, идею человекообожествления.
 

 

 

Главная страница > Библиотека > В. Иванов. Дионис и прадионисийство : Предыдущая глава < - > Следующая глава



Rambler's Top100