Главная страница > Библиотека > В. Иванов. Дионис и прадионисийство : Предыдущая глава < - > Следующая глава
Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

147

2. Связь позднейших буколов с орфиками

Религиозные общины буколов из эпох эллинистической и римской достаточно известны, особенно по надписям 1, и можно считать удостоверенным их независимое бытие от общин чисто-орфических, между тем как прежде понятие и имя «буколов» казались лишь элементами орфической символики 2. Божества буколических фиасов суть, прежде всего, Дионис 3, потом — Артемида 4 и, как явствует из орфических гимнов, Геката5 и Куреты6. Распространены были эти фиасы, судя по численности надписей, как раз в тех местностях, — именно, в Понте и в Ионии, — где, по словам Лукиана, особенно любимы были и целыми днями занимали зрителей «вакхические балеты» (bakchike orchesis) — мифологические пантомимы с ролями Титанов, Корибантов, Сатиров и — Буколов. Итак, буколы-фиасоты приняли мистическое имя «пастырей» дионисийского мифа.
В надписях упоминаются среди мистов-буколов — «архибуколы», «гимноучители», «силены», далее — «ликнофоры», «кистофоры», «архимисты» и настоятельницы менад — «архибассары» 7. Достоинство «архибукола» было, по-видимому, родом пожизненного жречества, тогда как, напротив, «архимисты» были временными архонтами, или председателями, мистерий 8.
Что буколические общины по своему происхождению гораздо древнее той поры, к которой относятся прямые о них известия, можно утверждать с достоверностью, хотя бы по характерным сообщениям о Кратине, одна из комедий которого носила, соот-


1 Kern у Pauly-Wissowa, RE. 1, 1014. Dieterich, de hymnis orphicis, с. I.
2 Напр., h. orph. XXXI (Kuretön) Bukolöi euantetoi aei kechareoti thymöi.
3 Dionysos Kathegemon — Inschr. v. Pergamon, II, 485. Срв. Aristoph. Vesp. 10: bukoleis Sabazion.
4 Reitzenstein, Epigramm und Skolion, Kap. IV.
5 Срв. С. I. L. VI, 510.
6 Корибанты — по указаниям Лукиана de salt. 79 и Еврипида в «Критянах».
7 Inschr. v. Perg. II, 485 — archibukolos, hymnodidaskaloi, seilenoi, choregos участвуют в tu Kathegemonos Dionysu theia mysteria. Срв. гл. III. § 2, стр. 62. С. I. G. II, 2053 — liknaphoros, kistaphoros, archimystes, archibassara, Bukolos.
8 Так, в перинфской надписи упоминается Spellios Euethis archibukolos Herak-leidu Alexandra archimystuntos. Срв. archibucolus dei Liberi — С. I. L. VI, 300.
 
148
ветственно маскам хора, название «Буколы» и начиналась с дифирамба, почему Аристофан, осмеивая «вакхизм» (bakcheia) своего собрата по искусству, придает ему в шутку эпитет Диониса-Дифирамба — «таврофаг», или «пожиратель быка» 1. В трагедии «Критяне» Еврипид выводит хор мистов, корифей которых называет себя «мистом идейского Зевса» и «волопасом блуждающего по ночам Загрея, причастившимся омофагии и вознесшим светочи горной Матери, одним из посвященных вакхов» 2.
Как мисты Загрея, буколы восходят, очевидно, к орфической организации VI века и представляют собой разновидность Орфеева братства; из чего, однако, не следует, что союзы пастырей не сохранили в своих мистериях обряда столь же древнего, как их имя. Напротив, внутренняя вероятность говорит в пользу предположения, что волопасы настолько же старее орфиков, насколько бог-Бык старее орфического Загрея, и что их задолго до орфической реформы оставившая свой след в Афинах община была одним из древнейших вместилищ образующейся Дионисовой религии.

1 Crusius в Philologus XLXII, 34 и в Rhein. Museum XLVII, 267. Дионис Taurophagos у Софокла fr. 607 Nauck (из тр. «Тиро»).
2 По установленному Дильсом чтению: nyktipolu Zagrebs butes — bakchos eklelhen hosiotheis. Упоминание о топоре и быке в предшествующем описании храма (chalyböi pelekei, taurodetoi kollei) намеренно: поэту нужно, хотя и вне логической связи с обрядом, наименовать важнейшие символы культа; ассоциировать это упоминание с буколами предоставлено слушателю.
 

 

 

Главная страница > Библиотека > В. Иванов. Дионис и прадионисийство : Предыдущая глава < - > Следующая глава



Rambler's Top100