Главная страница > Библиотека > В. Иванов. Дионис и прадионисийство : Предыдущая глава < - > Следующая глава
Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

201

3. Страсти божественные и геодические. Подражания страстям. Оргии и таинства

Слово «страсти» (pathe) обычно как означение героической участи; оно выражает религиозную канонизацию героя 1. Велькер чутко подметил сакральный характер выражения, по-видимому искони приуроченного к хоровым действам. Так, по Геродоту, сикионские трагические хоры славили «страсти» Адраста, прежде чем тиран Клисфен «отдал» хоры Дионису: древнейшее определенное упоминание о страстном служении Дионису в форме хорового действа 2. Характерно то же словоупотребление по отношению к действующим лицам (героям-ипостасям) дионисийского этиологического мифа, отразившего оргиастический обряд с его исступлениями и человеческими жертвами 3.
В основе «метаморфозы» всегда лежит понятие «страстей»4. Уже этот признак обнаруживает преломление древнейшего зооморфизма и фитоморфизма в культовой среде оргиастической религии. Обряд, откуда развивается этот круг представлений, несомненно, — экстатическое богослужение в звериных личинах, участники которого чувствуют себя одержимыми богом и превращенными в его животных. «Метаморфоза» наступает или как божественное


1 Слово «страсти» в применении к героям, встречается в сочетаниях: tu Linu ta pathemata (Paus. IX, 29, 7); ta Melanippu pathemata (ib VII, 19, 3); pathos Dirkes (ib. XI, 17, 6); ta Palamedus pathe (Xenoph. Memor. IV, 2, 33); hoion ho Ikarios epathen (Lucian. deor. dial. VIII, 18, 2); mneme tu pathus об Адонисе (Lucian. de dea Syria, c. 6); thnetoi kai u makares patheessin у Григория Назианзина (ad Nemes. 286 sqq.; epitaph. 70) — о Геракле, Эмпедотиме, Трофонии и Аристее.
2 Срв. гл. IV, § 3, прим. 4, стр. 75. -Welcker. Göttelehre II, 631.
3 Примеры: to pathos to en Thräike katatolmethen — о Прокне, Филомеле и Tepee, у Элиана, с многозначительной ссылкой на Гесиода (Aelian. v. h. XII, 20 — Hesiod. Rz, fr. 203—125); hypomnema tu pathus tutu mystikon phalloi kata poleis anistantai Dionysöi — о фаллических мистериях Алимунта в воспоминании о страстях Просимна (Clem, protr. II, 34, p. 29 P.); hypomnema tu pathus he toiaute heorte— о фаллическом культе, предписанном оракулом для избавления от безумия, охватившего селян по убиении Икария (см. гл. VI, § 6, прим. 1, стр. 122), — и то же выражение в другой версии этиологического сказания, где pathos'oM служит болезнь, насланная Дионисом на жителей Аттики за неуважение к его кумиру, принесенному элевте-рейцем Пегасом (Schol. Aristoph. Ach. 243: histato de ho phallos Dionysöi kata ti mysterion ktl. — peisthentes un tois engelmenois — sc. hypo theörön — hoi Athenaioi phallus idiäi te kai demosiäi kateskeuasan kai tutois egerairon ton theon, hypomnema poiumenoi tu pathus.).
4 To же относится и к более позднему катастеризму.

 
202
разрешение героической гибели, или как божественная кара, или как богами открытый исход из состояний отчаяния, мании, меланхолии и т. п.
Понятие божественных страстей обнимало различные виды претерпений. «Страсти богов» суть, например, «узы Арея, рабство Аполлона, низвержение в море Гефеста, а также горести Ино, различные бегства от преследования» 1, — наконец, безумие и смерть. Обосновать возможность божественной смерти, — поскольку речь шла не о Дионисе и Персефоне, — этиологический миф не умел; но героический культ священных могил, тем не менее, был издавна перенесен и на богов. Упоминаются гробницы Зевса, Крона, Афродиты, Арея, Гермия, Плутона, Посейдона, Гелия, Селены 2, а также Аполлона, Исиды, Деметры (§ 4, прим. 1, стр. 205). И хотя далеко не все из только что названных, по поздним свидетельствам, могил могут быть признаны за действительно удостоверенные, подобно древнейшей могиле Зевса на критской Иде 3, — тем не менее, самый тип культа и его прадионисийская древность не возбуждают сомнения. Так, Пиндар (Nem. X, 56) в прекрасном повествовании о страстях Диоскуров, почерпнутом из Киприй, говорит, что божественные братья, в вечной смене, один день проводят у Зевса, другой — в недрах земли, в могильном склепе лаконской Ферапны 4. Упомянутые виды суть разновидности одного страстного прадионисийского культа, сполна раскрывшегося в мифе о Дионисе. Недаром, по Клименту Александрийскому, Иакх-Дионис есть зачинатель и чиноначальник «мистерий» как таинственных страстных служений и откровений о божественных страстях 5.

1 Aristid. or. III (I, p. 41 Dind); срв. Lobeck, Agl. p. 1102 sq.: nomen autem pathe varios deorum casus significat — Kronu pathe, Persephones pathos, Inus pathe, Dionysu pathe, — quibus tum fuga dei, tum insania, tum etiam interitus significari potest. Paus. VIII, 37, 5: Onomakritos einai tus Titanas töi Dionysöi tön pathematön epoiesen auturgus. Dionys, Hal. II, 19: ta Dionysu pathe. Clem. ström. VI, 2, 26, p. 751 Pr.: Dionysu aphanismos. Безумие Диониса — pathos (Plut. de fluv. 24, 1).
2 О гробницах богов см. Lobeck, Agl. p. 574 sqq. Климент Александрийский (hom. V, 23, 668) знает в Фивах другой, кроме дельфийского, гроб Диониса. — О гробе демона Ориона в Танагре упоминает Павсаний (IX, 20, 3). Он же, описывая элейское святилище Силена близ Дионисова храма (VI, 24, 8), замечает, что Силены не бессмертны, ибо известны гробницы двух из их рода — в Палестине и в Пергаме. — Любопытно, что порфировый саркофаг Констанции, дочери Константина Великого, находящийся в Ватиканском музее, еще в XVII веке, по Мабильону, считался «гробом Вакха» (Piper, Mythologie der christlichen Kunst. I, S. 211) — так живучи были воспоминания о гробах богов! — вследствие того, что на нем изваяны крылатые отроки, занятые сбором и выжимкой винограда, овен и павлины.
3 Rohde, Psyche, I, S. 131, Α. 1.
4 Срв. Bethe у Pauly-Wissowa, RE. V, 1091. 1098. 1108. Гробницу Кастора в Спарте знает Павсаний (III, 13, 1), Срв. Hom. П. III, 243; Od. XI, 300.
5 Clem, ström. X, p. 468: lakchen de kai ton Dionyson kalusi kai ton archegeten tön mysteriön.
 
203
Если дионисийский праздничный обряд знаменательно толкуется как «воспоминание о неких страстях» (hypomnema pathus, прим. 3, стр. 201), то энтузиастическое служение рассматривается как «mimesis pathus 1 — их «подражательное воспроизведение». На самом деле, конечно, отношение страстного мифа и страстного обряда обратно тому, какое утверждается в веровании; мифологема создается для этиологического объяснения уже существующего обряда, но, однажды созданная, она может, в свою очередь, видоизменять обряд 2.
Поскольку страстные службы правятся всей общиной призванных к их свершению, поскольку все, допущенные к этим службам, непосредственно в них участвуют, — они означаются словом «оргии». Поскольку же к участию в них уполномочены лишь определенные категории лиц (например, чрез известные сроки весь женский приход местного Дионисова святилища, поставленный под начало жриц-настоятельниц, или члены данного вакхического фиаса), — те же страстные службы называются «таинствами», или «мистериями»3 Наконец, по их внутреннему значению для участников, они носят сакраментальное наименование «освящений» и «очищений» (teletai,

1 По схолиям у Фотия, ad Demosth. de cor. p. 313, nebrizein значит или носить шкуру молодого оленя, или разрывать молодых оленей, в подражание дионисийским страстям (kata mimesin tu peri Dionyson pathus) — согласно мистическому преданию (kata arrheton logon). Ibid. ad p. 294: hoi pompenontes töi Dionysöi kata mimesin tes peri auton therapeias epompenon hoi men to tön Satyrön schema sözontes, hoi de tön Bakchon, hoi de ton Seilenön. По Лактанцию, обряд есть подражательное воспроизведение божественных деяний или страстей (V, 19, 15). Так, культ Великой Матери был объясняем подражанием (apomimumenns — Diod. III, 56). Срв. Ον. Fast. IV, 211: priseique imitamina facti, aera deae comites raucaque terga movent. Имя «мималлоны» (македонские менады) древние производили от миметического воспроизведения Дионисовых деяний и образа (schol. Lycophr. 1237: Mimallones ekalunto dia to mimeisthai autas ton Dionyson, keratophorusi gar kai hautai kata mimesin Dionysu, taurokranos gar phantazetai kai zögrapheitai. Срв. гл. VII, § 5, прим. 2, стр. 139). — См. также прим. 2 и 3.
2 Омофагия — пожрание жертвы живьем — была объясняема как мистическое повторение дела Титанов над жертвоприносящимся Дионисом-Загреем. Schol. Clem. Alex, protr. I. p. 433D: öma gar esthion hoi myumenoi töi Dionysöi, deigma tuto telumenoi tu sparagmu-, hon hypeste Dionysos hypo Titanön. Но это истолкование породило и действа в масках титанов. В то же время, обряд, идущий из первобытной древности, создал и другие этиологические мифы, напр. миф о Пелопсе (kreürgia tu Pelopos — schol. Aristid. p. 216 Frommel). И, несомненно, Отфрид Мюллер был прав, догадываясь, что рассказ о съедении Пелопсова плеча, вследствие подобозвучия слов ömos, плечо, и ömös, сырой, — возник из неудачной попытки этимологически истолковать священное имя «омофагии» (Prolegomena, S. 335, А. 7).
3 Steph. Byz. s. v. Agrai: mikra mysteria epiteleitai tön peri Dionyson. Отсюда «эноптии», т. е. созерцания посвящаемых. Что касается drömena, священных действ, они также были зрелищами для внешних, но исполнялись в Дельфах посвященными в их тайное значение фиадами; таковы — дельфийское действо убиения Пифона (mimema tes pros ton Pythöna tu theii maches), с участием отрока, очевидно, посвященного Аполлону или Дионису, — и особенно мистическая часть дельфийской heröis — успение и олимпийское венчание Семелы (гл. II, § 4, прим. 1, стр. 47).
 
204
katharmoi) 1, а участники, пока и поскольку они исполнены благодатью этих очищений, признаются «святыми» (hosioi). «Очиститься» (kekatharthai) и «освятиться» (ephosiösthai) — синонимы 2.
«Поминовение страстей» есть этиологический миф, ставший всенародным достоянием. Тайнодействия оргий потому именно и суть тайнодействия, или мистерии, что миф, предносящийся сознанию их участников, утаивается от «непосвященных», или «внешних», и раскрывается в самом священнодействии, от народа сокровенном. В словесном изложении он представляет собою для эллина уже не «миф», т. е. из уст в уста идущее и потому зыбкое предание о богах и героях, в целом, однако, утвержденное согласием и доверием всего народа — но в исключительных случаях сообщаемую со всей точностью отдельным лицам, не для разглашения, а для назидания, «священную повесть», или даже «слово неизреченное» (hieros logos, arrhetos logos).
Афинагор, христианский писатель II века, видит в эллинских мистериях изображение божественных страстей и ссылается, в подтверждение своих слов, на «отца истории» 3. В самом деле, в V веке Геродот говорит уже языком позднейших мистиков о страстях Осириса, составляющих содержание египетских «мистерий», и о его гробе (II, 170). Поучительно во всяком случае, что он усматривает в них нечто сходное с культами Эллады и даже о гробницах (taphai) богов упоминает без удивления. С другой стороны, Диодор, называя Мелампа распространителем египетских страстных служений и легенд по Элладе и в этом смысле признавая его учение за первоисточник «всей эллинской священной истории о страстях богов» 4, исходит из утверждения Геродота, что «Меламп, от египтян научившись, и иное о богах раскрыл, и то, что узнал там о страстном служении Дионису, немногое в услышанном изменив» 5. Заимствование из Египта, как мы выше видели, можно

1 Lobeck Agl. p. 304: bacchicorum orgiorum et nominis «telete» exemplum antiquissimum praebet Hesiodi locus ad Apollodoro excerptus II, 2, 2 (emanesan, hös men Hesiodos phesin, hoti tas Dionysu teletas и katedechonto — о дочерях Пройта).
2 Rohde, Psyche I, S. 288, A. I.
3 Athenagor. supplic pro christianis 32: ta pathe auton (intell. theon) deiknyusi mysteria. Ibid. 28: Herodotos de kai ta pathemata autön phasi mysteria. Климент Александрийский намекает на происхождение мистических служений, мистерий, из героических тризн с их игрищами и страстными действами в честь героев: mysteria agones epi nekrois diathlumenoi (protr. II, 34).
4 Diod. I, 97, 4: to synholon ten peri ta pathe ton theon historian.
5 Herod. II, 46: Melampoda — pyfhomenon ap' Aigyptu atla te exegesasthai kai ta peri ton Dionyson, oliga auton parallaxanta. Срв. гл. I, § 5, прим. 1, стр. 28.— Выражение ta peri ton Dionyson означает Дионисовы страсти (ta Dionysu pathe — Dionys. Hal. II, 19, Dionysu pathemata — Paus. VIII, 37, 5) и ведет начало, быть может, от хоровых действ, где место бога было в середине хоровода (kyklios choros); откуда пошло и наименование актеров hoi peri Dionyson technitai.
 
205
утверждать только по отношению к орфическому культу Диониса; показательна же в свидетельстве Геродота сама приводимая им аналогия, предполагающая действительную наличность религиозных фактов, подлежащих сравнению.
 

 

 

Главная страница > Библиотека > В. Иванов. Дионис и прадионисийство : Предыдущая глава < - > Следующая глава



Rambler's Top100