Главная страница > Библиотека > В. Иванов. Дионис и прадионисийство : Предыдущая глава < - > Следующая глава
Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

29

6. Арей

Грозная ипостась двойственного оргиастического божества, которую мы видели отожествленною в ряде культов с верховным Зевсом, — в тех случаях, когда противоположная ипостась уже определенно дана в религиозном сознании, когда лицо собственно Диониса уже отчетливо выявлено, — не преобладает над ней в виде верховного Зевса, но ей соподчиняется и обусловливает представление о яростном боге-двойнике кроткого Диониса — кровожадно исступленном Арее.
«Фригийцы, — говорит Плутарх (de Is. et Os. 69),—думают, что бог зимою спит, а летом пробуждается: как усыпление, так и пробуждение бога они отмечают вакхическими празднествами (bakcheuontes). Пафлагонцы же говорят, что зимою он связан и пленен, а весною освобождается от оков». Так фригийская колония фракийцев, распространившая свою религию в Пафлагонии, «в

 
30
одно сливает», по Страбону 1, божества эдонского (фракийского) Ликурга и Диониса. Ища ближе определить этого Ликурга, местные культы тяготели к отожествлению его с Зевсом, откуда и выше описанный Зевс-Вакх. В первоначальном же фракийском веровании это был Арей, т. е. тот бог, которого эллины, издревле себе усвоив, наименовали Ареем. Ибо, по основному свидетельству Геродота, «из богов чтут фракийцы только Арея, Диониса и Артемиду» 2, причем Арей и Дионис должны рассматриваться как два противоположные лица одного мужского numen, носившего разные племенные имена, как Сабазий, Бассарей, Гигон, Балий, Диал 3; те же богопочитания были перенесены во Фригию и, как кажется, распространились из нее по Лидии 4.
«Арея долю некую он взял в удел»: так намекает на изначальное тожество Диониса и Арея Еврипид 5. Дионис — бог воинских кликов, Элелей (Eleleus) 6, как бог воинских кликов и Арей; Дионис— Эниалий (Enyalios), как Арей 7. Причем одноименный герой, Эниалий-фракиец, представляет собою страстный, в дионисийском смысле, тип Арея: он умирает от руки своего же божественного двойника 8. Дионис, далее, — «бог, радующийся на мечи и на кровь» 9; он — «меднодоспешный воевода» 10 . Оба божества сливаются в одном образе: «Бромий, копьеносец ярый, в битвах шумящий, отец Арей!»11 Воинственные пляски в честь Диониса издавна совершались фракийцами 12 и вошли в эллинский быт особенно после походов Александра 13. Спартанская pyrrhiche стала тогда вакхической: вместо копий пляшущие перебрасывались тирсами и размахивали зажженными факелами, изображая Дионисову победу над Пенфеем и
1 Str. X, р. 147: eis hen synhaptontes.
2 Herod. V, 7: theus de sebontai munus Area kai Dionyson kai Artemin.
3 Rohde, Psyche II, S. 7, A. 3.
4 Ibid. S. 10, Α. I.
5 Eurip. Bacch. 333: Areos te moiran metalabon lina.
6 Wentzel, Epikleseis, VII, 50; Kern у Pauly-Wissowa, RE V, 1028.
7 Macrob. sat. I, 19, 1.
8 Eustath. ρ 673, 50. — Энией — сын Диониса от Ариадны: Roscher's Lex. I, 1251.
9 Orph. hymn. XL 50: hos xiphesi chaireis ed' haimati Mainasi th'hagnais. Ibid. XXX: arefos Dionysos.
10 Meneptolemos и chalkochilon у Нонна.
11 Hiller-Crusius, Anthol. Lyr., fr. mel. adespota, 60; Bromie, doratophor', enyalie polemokelade, pater Агё. Срв. Diod. IV, 4.
12 Мах. Туг. XXVIII, 4, 58. Lobeck, Aglaophamus, p. 674.
13 Хиосцы, высадившись в Смирне, рассчитывают найти город покинутым мужчинами, которые, по их предположению, должны были уйти «в горы» для празднования оргий Дионисовых, но смирнейцы в городе учредили в честь бога воинские пляски (enhoplion orchesamenon): в мужских подражаниях женским нагорным радениям прославляется, как видим, Ареев лик Диониса. Aristid. ог. 17 Smyrn. (I, 373 Dind.). Lobeck, Agl, р. 679.
 
31

его битвы в Индии 1. Такая милитаризация обряда под впечатлением подвигов македонского «нового Диониса» (neos Dionysos) была принципиально возможна потому, что тирсы изначала служили копьями и Дионисово действо часто оказывалось воинским, как Ареево дионисийским 2. Вооруженные двуострыми секирами дикие служительницы Арея, девы-амазонки, составляют полный коррелят вооруженным тирсами менадам Диониса; общим для тех и других является и ближайшее культовое отношение к Артемиде. Отсюда уподобление поэтического вдохновения вакхическим битвам в «Тристиях» Овидия (VI 1, 41):

Как, острием пронзена, не чувствует раны вакханка,
Дико взывая в ответ зовам эдонских теснин:
Так загорается грудь, пораженная тирсом зеленым;
Так, воскрыляясь, душа боли не помнит земной.

Из всех прадионисийских образов оргиастического бога Арей и в историческую эпоху Дионисовой религии, оставаясь вполне самобытным в своем круге, по существу не отделился от обособленного Дионисова божества: отношение между обоими богами представляет собой редкий случай изначальной, самопроизвольной, естественной теократии. Вообще же Арей почти не отличается от других пра-Дионисов: он, по Гомеру, пьет кровь, — как, ради оргиастического обуяния Ареем, пьют человеческую кровь воины перед битвой, по рассказу Геродота (III, 11).


1 Kern у Pauly-Wissowa, RE V, 1040.
2 Срв. Himer, eel. 19,2: Dionysu hopla nebrides kai thyrsoi. — Хваля^ Эсхилову трагедию «Семь против Фив» как «драму хмельную Ареем» (drama Areos meston), Аристофан тем самым утверждает, что она полна Диониса, какою и должна быть трагедия.
 

 

 

Главная страница > Библиотека > В. Иванов. Дионис и прадионисийство : Предыдущая глава < - > Следующая глава



Rambler's Top100