ГЛАВА XVI.
Обширная монархия Александра была непрочным и временным объединением. После длительной борьбы за власть между преемниками Александра его монархия распалась, и на развалинах ее возникли новые царства, во главе которых стали полководцы Александра: в Египте — Птолемей, в Сирии — Селевк, в Македонии — Антипатр. Кроме этих основных государств в Малой Азии возникали монархии Пергам, Понтийское царство, Вифиния и др., а к востоку от Двуречья — Парфия и Бактрия. Города Греции находились в состоянии упадка, обескровленные долгими войнами и отливом масс городского населения на восток.
Этот период в античной истории называется эллинистическим. Термин «эллинизм», по мнению некоторых ученых, обозначает только проникновение греков и греческой культуры на Восток путем основания многочисленных городов и распространения греческих форм эксплуатации местного населения. Советские ученые, обычно, сохраняя этот условный термин, вкладывают в него другое содержание. Они полагают, что со времени завоеваний Александра и особенно после них начинается новый период развития рабовладельческой формации, отличающий его от прежних греческих форм рабовладения и эксплуатации. Этот период характерен, органическим сочетанием восточных и греческих форм эксплуатации, с преобладанием восточных форм в эксплуатации земледельческого населения, и греческих — в городах. Кроме того, в отличие от предшествующего времени, города становятся центрами товарного производства и основной опорой эллинистических монархов.
Наиболее характерными чертами новых государственных образований являются монопольная собственность государства на землю и резкое разделение всего населения государства на население городское и сельское. Верховными собственниками земли были цари, уступавшие, путем ли временной передачи во владение или путем подарков и продажи, часть государственных Земель храмам, городам, чиновникам, полководцам и солдатам, которых они привлекали на службу, предоставляя им места для поселений и наделяя их участками земли.
Города стали теперь опорой царей как центры развития денежного хозяйства, товарного производства, ремесла и землевладения. Гражданские права продавались и покупались. Гражданином полиса мог стать любой человек, независимо от его происхождения. В то же время люди, потерявшие землю и оставшиеся без средств к жизни, лишались гражданских прав. Таким образом, городские общины объединены теперь не только по этническому и политическому, но и по классовому признаку. Во главе их стоят «рекомендованные» царем должностные лица и городской совет, членами которого были богатые граждане. Народное собрание теряет свое значение: оно лишь выслушивает и утверждает решения магистратов и совета. Землевладельческо-торговая знать городов заинтересована в поддержке царской власти, ибо монархия обеспечивала им защиту границ, предоставляя одновременно большие возможности к развитию ремесла и торговли на обширных территориях государства.
Из городов, основанных Александром, особенно большое развитие получила Александрия при Египте. Вскоре после смерти Александра Александрия оказалась столицей царства одного из его полководцев Птолемея. При династии Птолемеев Александрия превратилась в один из наиболее благоустроенных городов мира. Ее жители гордились прекрасной планировкой улиц, из которых главная, как утверждали, тянулась на 8 км. и достигала 35 м. ширины. Самые многолюдные улицы обсаживались деревьями, дающими прохладу в знойные дни. На острове Фарос, защищавшем входы в две морские гавани Александрии, был построен большой маяк в виде башни в три этажа, достигавший 120 м. высоты. Постройка этой башни по-праву считалась замечательным достижением строительного искусства, и Александрийский маяк был причислен к одному из семи чудес античного мира. Маяк простоял до XIII в1. Сам город славился садами и царскими дворцами. На территории дворца, занимавшего значительную часть города, находился знаменитый Александрийский музей с величайшей библиотекой мира, насчитывавшей более 700 000 древних рукописей. «Мусейон», т. е.
здание, посвященное музам, был одновременно и центром научных и литературных работ ученых и поэтов, собиравшихся сюда из разных концов греческого мира, и святилищем. В нем были залы для работы, лаборатории, столовая и квартиры ученых, содержавшихся за счет государства. К Музею примыкали ботанический и зоологический сад. Ученый, управляющий библиотекой, был одновременно и воспитателем царских детей.
На протяжении ряда столетий этот город был центром наук, особенно медицины, точных наук и филологии.
Основание новых городов и реконструкция старых были тесно связаны с развитием строительного искусства. Развивается архитектура и мастерство планировки больших городов, насчитывавших до 500—600 тысяч населения, как например Александрия, Пергам (ныне — Бергама в Турции), Антиохия и многие другие города Азии и Африки. Новые города отнюдь не напоминали старые Афины с узкими и кривыми улицами и с агорой неправильной формы. Улицы новых городов шли параллельно друг другу, пересекаясь под прямым углом, а это требовало работы геометров. В центре города была расположена агора правильной четырехугольной формы, обрамленная портиками с выходящими по фасаду красивыми колоннадами. Агора перестала быть рынком, теперь она — место для прогулок и отдыха, а также для народных собраний. На агоре обычно находилось и здание городского совета. Скульптуры, статуи и посвятительные памятники украшали площадь. Кроме того, создавались площади для продажи товаров и особые рынки для торговли скоропортящимися товарами. Для этого на таком рынке ставились столы со слегка наклонной поверхностью, удобной как для стока воды, так и для уборки столов. Здесь же находились и специальные подвалы для хранения продуктов. Площади изобиловали водой, наполнявшей крытые бассейны и бьющей из красиво оформленных фонтанов.
Кроме Александрии, одним из красивейших городов был Пергам. Он был построен красивыми террасами, поднимавшимися параллельными рядами к вершине холма — акрополю города. На верхних террасах располагались гимнасий, святилища и храмы, а на вершине холма — дворцовые постройки, храмы и библиотеки. Прекрасный скульптурный фриз, украшавший алтарь Зевса, со сценами борьбы богов и титанов, найденный в Пергаме, принадлежит к величайшим произведениям античного искусства. Этот памятник ярко описан И. С. Тургеневым1. Как и другие эллинистические города, Пергам имел водопровод и хорошую канализацию. Государство наблюдало за правильной постройкой домов и за чистотой как государственных, так и частных водоемов.
В период эллинизма наблюдается довольно быстрое развитие производительных сил в ремесле и особенно в строительстве и военном деле. В горном деле стали применяться водоподъемные приспособления. Изобретение винтовых водоотливных машин приписывается Архимеду («Архимедов винт»); однако подобные механизмы с давних пор применялись в Египте для орошения. Вероятнее всего, Архимед лишь усовершенствовал эти механизмы. Были усовершенствованы различные металлургические процессы (амальгамация золота, получение многих сортов стали, новые способы получения бронзы и т. д.). Имеются сведения о знакомстве греков в этот период с минеральным углем (вероятно, бурым).
Строительство в городах показывает высокий уровень развития архитектуры; даже руины храмов, дворцов, гимнасиев свидетельствуют о высоком мастерстве неведомых зодчих и тяжелом труде мастеровых и рабов. Зодчие широко использовали мозаику как широко распространенный элемент отделки зданий; стены дворцов и частных домов покрывались изысканными фресками.
Стекло, известное еще в Египте, получило теперь широкое распространение. Мастера изготовляли мозаичное, двухцветное, гравированное, золоченое, молочное и расписное стекло. Стеклянные вазы этого времени украшают витрины наших музеев.
Большой прогресс наблюдается и в гончарном производстве. Рельефные сосуды получили теперь всеобщее распространение. Упрощение производственного процесса позволило перейти к их серийному изготовлению. Открытием гончаров Александрии была свинцовая глазурь различного цвета, которая придавала прочность глиняной посуде.
Значительный прогресс наблюдается в текстильном производстве. Широко применяются горизонтальные ткацкие станки с 3—4 ремизами; в городах изготовлялись сложные узорные ткани, золототканные материи, ковры. Папирус в качестве писчего материала распространяется почти^ по всему эллинистическому миру.
Высокого развития достигает военная техника, оборудование морских гаваней, строительство военного флота разных типов и кораблей разного назначения. Были усовершенствованы старые и созданы новые осадные приспособления и военные машины — баллисты, катапульты, онагры и др., потребовавшие введения в состав войска специалистов-инженеров. При дворе сирийских царей существовала и должность главного физика.
Четыре чуда света из семи чудес, которыми гордился древний мир, были созданы в период эллинизма: храм Артемиды Эфесской, маяк в Александрии, гигантская статуя Гелиоса, стоявшая у входа в родосскую гавань и надгробный памятник царю Мавсолу в Галикарнассе (отсюда слово — мавзолей)1.
Основой хозяйства эллинистических государств было землевладение. Вся земля, обработанная и необработанная, пастбища, леса и рудники признавались по-праву завоевания собственностью царя. Это было возможно, потому что основная масса земледельческого населения восточных государств не знала развитой частной собственности на землю. Земледельцы жили общинами, издавна обрабатывая землю царей, предоставленную им за поставку царям определенной доли урожая. Эта система была сохранена и в эллинистических государствах. Все земледельцы Египта и монархии Селевкидов стали «царскими крестьянами» или «царским людом» и на правах арендаторов должны были обрабатывать предоставленные им земли за установленную царями долю урожая (обычно за половину урожая). Взаимоотношения «царских крестьян» с новой властью изменились лишь политически, экономическая же основа их производства осталась прежней. Энгельс указывал, что на завоеванных землях, в случае господства деревни, слагаются крепостные отношения, при господстве городов — рабовладельческие 1. Города, особенно в районах, не объединенных, подобно Египту, единством ирригационной системы, господствовали над сельскими территориями. Основание городов царями и их опора на старые городские центры связана с политикой укрепления рабовладельческих отношений и приемов эксплуатации подвластного земледельческого населения. Крупное землевладение знати городов было опорой царя при эксплуатации земледельческих общин. Самая форма общин была удобна для осуществления контроля над ними в целях планомерного поступления налогов и обработки всей земли общинников, так как ответственность за это возлагалась не на отдельных земледельцев, а на общину в целом.
В этот период не только морские, но еще в большей степени сухопутные торговые пути охватывали огромные территории: от Средиземного моря через Евфрат — до Китая и Индии, от Северного Причерноморья — до Аральского моря и Алтая. Из Египта торговые пути шли на восток через Аравийский полуостров — в Индию, на юг — в богатую золотом и слоновой костью Нубию, на запад в Киренаику и Карфаген, а оттуда— в Испанию и к Британским островам. Границы эллинистического мира раздвинулись. Купцы достигали границ океанов на востоке и западе. Совершались морские походы в неизведанные земли, вплоть до северных берегов Европы. Капитаны кораблей пользовались морскими картами; увеличилась грузоподъемность торговых кораблей.
Особенно большие прибыли приносила торговля с отдаленными районами, где было возможно обменивать с огромным барышом изделия ремесла на дорогие товары и предметы роскоши. Обладание торговыми путями означало политическое господство и над приле-
гавшими к ним территориями, поэтому между отдельными государствами шла упорная борьба за господство над этими путями и особенно над выходами к морю.
Параллельно с торговлей шло и развитие ремесла. Сбыт ремесленных изделий на обширных рынках предоставлял большие возможности личного обогащения. Кроме частных мастерских с большим количеством рабов, возникают царские и храмовые мастерские, в которых работают «царские» и «храмовые» рабы.
В то время как города были центрами денежного обмена на внешних рынках, внутри страны преобладал натуральный обмен и все налоги с крестьян взимались натурой.
Развитие торговли и расширение рынкЬв открывали купцам огромные возможности для приобретения рабов. Спрос на рабов чрезвычайно возрос в связи с широким применением их труда в мастерских, на рудниках, в сельских поместьях, храмовых хозяйствах и на землях городов. И все же, даже при наличии рабских рынков, на территории Египта и в монархии Селевкидов происходила охота на людей, насильственно превращаемых в рабов. Роль рабского труда была велика в рудниках и каменоломнях. Эксплуатация рабов достигала здесь самых бесчеловечных форм, вызывая большую смертность и быструю инвалидность; поэтому восстания в рудниках были особенно частыми, хотя и подавлялись с большой жестокостью.
Экономические и социальные изменения в жизни как отдельных людей, так и целых государств, в этот период оказали огромное влияние на характер культуры и ее развитие. С кризисом старой полисной системы развивается кризис полисной идеологии; становится характерным индивидуализм и стремление чувствовать себя гражданином не только своего города, но и огромного государства и даже государств, поскольку везде у трона царей стояли греки и македоняне, а греческий язык везде был государственным языком. Наряду с индивидуализмом развивается и космополитизм как неизбежное следствие развития наемничества и классово-привилегированного положения людей, воспитанных на греческой культуре. Космополитизм того времени был классовой идеологией рабовладельцев, идеологией, оторванной от народа и противопоставленной ему, как идеология политически господствующей верхушки неполноправным и угнетаемым массам производительного населения, чуждого грекам по происхождению, по культуре и языку. Таким образом, основным и характерным признаком эллинистической культуры является ее антинародный классовый характер, который неразрывно связан с интересами господства и подчинения.
Именно поэтому так ограничено и бедно развитие литературы, поэзии и красноречия. Политическая жизнь более не интересует поэтов, а если они и обращаются к политическим темам, то только для прославления монархической
власти, царя и членов его фамилии. Литературные произведения этого времени, несмотря на наличие ряда даровитых поэтов, никогда не достигают совершенства великих художников слова Греции V в. до н. э. Театр представлен бытовой комедией, а проза — новым литературным жанром, эллинистическим романом. Процесс вырождения литературы и симптомы растущего пессимизма становятся все более заметными, начиная с середины III в. до н. э. Философские школы этого времени также отмечены реакционным аристократическим характером. Призывая искать счастья путем самосовершенствования, они предлагали лишь отказаться от желаний и спокойно переносить страдания как личные, так и своих близких. Единственной школой; продолжавшей материалистическую философию Демокрита, была школа философа Эпикура, который также развивал учение о вечности и неизменности материи. Важным научным открытием Эпикура было утверждение, что материя и движение неотделимы друг от друга. Эпикур учил, как и Демокрит, что атомы лежат в основе мира. Но в отличие от своего предшественника, он полагал, что атомы движутся не по прямым, а по кривым линиям и при столкновении образуют тела, характеризующиеся новыми качествами. Будучи материалистом, Эпикур проповедывал атеизм и впервые, по замечанию Маркса, стал открыто нападать на религию; поэтому Маркс и считал Эпикура одним из величайших греческих просветителей. Однако Эпикур и его последователи сторонились политической борьбы и полагали, что говорить о своем учении можно только среди друзей, среди единомышленников. Таким образом, и эта школа сохраняла свой аристократически замкнутый характер.
Гораздо большей популярностью в то время пользовалось учение идеалистической школы стоиков, получивших название от «стой»—крытого портика, где в Афинах учил мудрости основатель школы Зенон. Позднее христианство заимствовало у стоиков учение о добродетели, под которой понималось соединение разума, мужества, самообладания и справедливости, так же как и учение о природном равенстве людей.
Стоики учили, что человек должен на земле выполнять свой общественный долг, не сторонясь людей, и относиться с состраданием к рабам. Рабство они определяли как «пожизненную наемную работу». Долг мудреца, учили стоики, состоит в том, чтобы помогать царям разумно управлять подданными, а если правитель плох, то помочь народу избавиться от него, заменив его разумным правителем. Поэтому стоики принимали участие в политических движениях. Однако идеальное государство стоиков по-прежнему покоилось на рабстве.
В исторической науке того времени большое место отводилось истории Филиппа и Александра. Для большинства историков было характерно выдвижение на первый план сильной личности, противопоставленной политически пассивной и покорной массе. Наряду с этим у ряда писателей возникает интерес к истории отдельных
стран, в частности к истории Аттики, Спарты, к истории Египта, Вавилонии, Индии и Сицилии. Эти работы представляют большой научный интерес, хотя до нас дошли лишь фрагменты этой большой литературы или ее пересказы.
Наибольшего расцвета в IV—III вв. до н. э. достигают точные науки.
Центрами культуры в это время были крупные города, особенно Александрия, Пергам и Родос; из старых городов Афины также сохранили свое культурное значение как центр фило--софии.
Расширение географических границ эллинистического мира привели к высокому развитию географии и ботаники. Учеными Александрии проводилась большая работа по точному определению расположения отдельных стран и городов на картах, впервые вводятся в науку такие понятия как меридиан и параллель. Наиболее известным географом того времени был Эратосфен, составивший географическую карту земли, попытавшийся вычислить окружность Земли 1 и описание ее формы. В это же время жил и работал ученик Аристотеля Феофраст, слывший, вплоть до XV в. н. э., самым выдающимся ботаником, да и в XV в. ботаника начала свое развитие с изучения работ Феофраста, впервые переведенных тогда на европейские языки. Феофраст положил начало научному изучению анатомии, морфологии, систематики и даже физиологии растений. Он уже знал, что растения питаются при помощи листьев, отличал в стебле древесину и сердцевину от коры и находил в растительных органах такие же жилы, какие замечаются у животных. Но труд его не получил дальнейшего развития ни при эллинистических царях, ни при римлянах, так как в то время в изучении ботаники преобладали практические интересы. Ботаника оставалась наукой о лекарственных и ядовитых растениях.
Большие успехи в медицине связаны с работой александрийских врачей, которые стали впервые применять при занятиях анатомией вивисекцию. Для этого цари Египта предоставляли им людей, осужденных на смертную казнь. Специальному изучению подвергались внутренние органы человека, нервная система и мозг, уже тогда считавшийся центром умственной деятельности.
Большой прогресс наблюдался и в развитии математических наук. Работа александрийского ученого Евклида «Элементы геометрии» (куда входили тогда и элементы алгебры) оставалась настольной книгой не только у римлян, но позже и у арабов и у европейских ученых. Ряд положений этой книги сохранил значение и в наше время. Крупнейшим математиком был Архимед из Сиракуз (III в. до н. э.). Простой и неполный перечень проблем, которыми занимался Архимед, показывает широту и глубину его научных ин-
тересов: отношение диаметра круга к его окружности, изобретение научной терминологии для обозначения любых цифр, исчисление бесконечно-малых, занятия гидростатикой, впервые в его работах получившей научное обоснование. В механике Архимед сделал много открытий: изобрел лебедку для перемещения тяжестей, сконструировал ряд военных машин. Фактически он был творцом научной механики.
Его трагическая смерть при взятии римлянами Сиракуз покрыла позором имя римлян. Поэтому они позже сочинили легенду об ученом-чудаке, убитом будто бы случайно и по его собственной вине.
В области астрономии Аристарх Самосский высказал гениальную догадку о том, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг неподвижного Солнца, в 300 раз превышающего размеры земли. Однако обосновать свою научную догадку он в то время, конечно, не мог. Широкое распространение получила разработанная тогда крупным астрономом Гиппархом из Никеи геоцентрическая система, которая господствовала в науке вплоть до Коперника.
Замечательным открытием Гиппарха было точно вычисленное им предварение (прецессия) равноденствий. Гиппарху принадлежит и составление первого звездного каталога, в котором были определены более 1000 звезд.
Расцвет эллинистической науки и техники не был продолжителен. Во II в. до н. э. начинается упадок науки и научной мысли и одновременно распространение астрологии, магии и всевозможных грубых суеверий. В литературе, философии усиливаются мрачные тона и рост пессимизма. Развивается детерминизм, т. е. полное отрицание свободы человеческой воли. Упадок творческой мысли, науки и литературы сопровождался усилением роли религии, особенно ростом влияния восточных культов. Цари проводили политику религиозного синкретизма — смешения религиозных верований и культов,— пытаясь таким образом объединить греческое и восточное население городов. Они устанавливали официальный культ царей, который, однако, привился лишь в городах. Местное земледельческое население оставалось верным своим религиозным культам, обрядам, своему языку и своей местной культуре.
Развитие точных наук также было кратковременным. Оно было вызвано знакомством с наукой и техникой восточных стран, с широкими возможностями опытных наблюдений, с практическими задачами, поставленными перед учеными, и одновременно это было подведением итогов знаниям, накопленным в предшествующих периодах. Но наука, оторванная от философской основы, неизбежно вела к эмпиризму, к отказу от теоретических изысканий, к узкому практицизму. Об этом ясно свидетельствуют примеры судьбы трудов Архимеда и Феофраста, не нашедшие достойных продолжателей ни в эллинистический, ни в римский период.
Развитие науки могло быть длительным процессом только при условии привлечения к ней заинтересованного в ее развитии народа. Этого как раз не было и не могло быть в эллинистических государствах, основанных на подавлении и эксплуатации не только рабов, но и широчайших слоев сельского и городского населения, занимавшегося производительным трудом. Перед нами предстает верхушка общества, зараженная космополитизмом, потерявшая родину, так как она не была связана ни этнически, ни исторически, ни культурно с народом, которым она управляла, охваченная чувством нараставшего пессимизма, отчаяния и обреченности. Вырождение ее классово ограниченной культуры было закономерным процессом. Система эллинистических государств, основанная на рабовладельческих монополиях, т. е. на прямом принуждении трудящихся масс, экономически мало заинтересованных или совсем не заинтересованных в техническом развитии своего производства, не могла долго развиваться. Всякая монополия, как отмечал В. И. Ленин, имеет тенденции к быстрому загниванию.
В то же время среди народов, подвластных эллинистическим правителям, медленно, но неуклонно происходило развитие их местной народной культуры, росло самосознание, приобретаемое в классовой борьбе, крепло чувство родины и патриотизма. Вот почему в эллинистический период, кроме борьбы рабов и борьбы земледельцев, направлявших свою ненависть прежде всего на города, развивается и борьба народностей за свое освобождение, за право на самостоятельное политическое и экономическое развитие.
Неслучайно поэтому процесс завоевания римлянами эллинистических государств был быстрым. Народ, ненавидя своих правителей, не поддерживал их во время войны, рассматривая любую войну как средство избавления от ненавистного ига. Однако новое иго, наложенное на древние народы Римом, принесло им новые страдания, слезы и кровь.