Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
56

Раздел второй

ИСКУССТВО ЭПОХИ СЛОЖЕНИЯ, РАСЦВЕТА И КРИЗИСА ГРЕЧЕСКОГО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ПОЛИСА

В конце VIII в. до н. э. древнегреческое общество переходит к классовой стадии своего развития. Идет ожесточенная борьба за тот или иной (авторитарноаристократический или демократический) путь развития формирующегося рабовладельческого общества и государства. В ходе этой борьбы и складывается специфический античный вариант рабовладельческого общества, столь отличный от рабовладельческой деспотии Древнего Востока. В широком смысле слова весь период от конца гомеровской Греции до возникновения эллинистических монархий в конце IV в. до н. э. представляется единой исторической эпохой — эпохой сложения, расцвета и упадка первой (полисной) стадии античного рабовладельческого общества. Неразрывная связь личной судьбы гражданина с общественным укладом и благополучием родного города-государства, активная общественно-гражданская и практическая деятельность свободной части населения как основа силы и процветания родного полиса определяли собой своеобразие политической, духовной и культурной жизни этой эпохи.

Переход от геометрического орнаментализма к пластическим монументальным формам искусства, от объективной безличности и универсальности образов античного эпоса к более индивидуализированному душевному состоянию в греческой лирике и к пластической определенности образа человека в скульптуре, кристаллизация вокруг возникающей монументальной архитектуры величественной системы пластических образов, воплощающих представления греков о красоте и совершенстве человеческой личности, — все это было неразрывно связано с формированием полиса. Этот процесс четко определился в VII и VI вв. до н. э., пришел к своей кульминации в V веке и вступил в полосу кризиса и поисков новых путей в художественной культуре IV в. до н. э. Каждый из этих этапов — культура архаики (VII—VI вв. до н. э.), ранней и зрелой классики (V в. до н. э.) и поздней классики (IV в. до н. э.) — обладает своими историческими особенностями и художественным своеобразием. Но различия между ними — это различия ступеней эволюции единой культуры греческого города-государства.

Вместе с тем водораздел между культурой гомеровской Греции и греческой культурой VII—IV вв. до н.э. принципиально глубже. Это грань, которая отделяет
доклассовую эру истории культуры от классовой. Конечно, культура гомеровской Греции была культурой завершающей стадии развития доклассового общества. Последнее обстоятельство и дает основание ряду западных исследователей включать VIII в. до н. э. в период архаики. Однако с точки зрения исторической логики развития самого искусства перелом наступает именно к VII в. до н. э. — тип искусства, иерархия его художественных ценностей начиная с VII в. до н. э. качественно иные, чем гомеровской Греции. Внутри истории культуры греческого полиса период наивысшего расцвета специфических возможностей его художественной культуры, естественно, совпадает с периодом кульминационного этапа в социальном развитии города-государства. Это время—V в. до н. э. определяется как время классического расцвета культуры полиса. Действительно, это был период наивысшего расцвета таких ведущих в античности видов искусства, как ваяние, драма. V век был веком не только наиболее высоких форм общественной жизни полиса, но и периодом относительно всестороннего расцвета всей художественной культуры, всех видов искусства. Художественная культура в целом поражала своей классической гармонией.

Однако хронологический переход к развитым и высоким формам эволюции в отдельных видах искусства осуществлялся в разное время и не обязательно в V в. до н. э. Керамика достигла в ряде отношений наивысшей стадии своего развития в период зрелой архаики. Некоторые формы лирической поэзии, воплощавшие духовный мир и эстетические идеалы человеческой личности (поэзия Сафо, Алкея, Ивика), переживают высший расцвет в VI в. до н. э.

В начале V в. до н. э. греко-персидские войны ускорили процессы формирования новой ступени в эволюции греческого общества, его экономики, его социальных установлений. Великое испытание жизнестойкости греческих городов-государств способствовало осознанию греческим обществом ценности и своеобразия своей культуры. Это и дает нам право считать начало

V в. до н. э. концом архаического и началом классического этапа в истории древнегреческой культуры и искусства в целом. Вместе с тем и в самой сфере пластических искусств эта схема периодизации верна лишь в самой общей форме.

57

Подготовлено по изданию:

Колпинский Ю. Д.
Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., «Изобразительное искусство», 1977.
© Издательство «Изобразительное искусство». 1977



Rambler's Top100