|
|
26
|
§ 4. Гуманистическое движение в других
странах Европы
Воздействие итальянского Возрождения на Францию
возросло во время грабительских походов Карла VIII и
его преемников в Италию. Французские дворяне пришли
в непосредственное соприкосновение с яркими достижениями
итальянской гуманистической культуры. При
французском королевском дворе появляются образованные итальянцы.
Они переводят на французский язык
Ксенофонта, Диодора, Фукидида и других авторов. Входит в
обыкновение посылать в Италию сыновей для завершения образования.
Одним из крупных знатоков античной культуры и ее пропагандистом
был Гильом Бюде (1467 — 1540). Пользуясь своим влиянием'при
королевском дворе, он организовал библиотеку в Фонтенбло,
которая былa впоследствии перевезена в Париж и стала ядром
Национальной библиотеки. Влиянию Бюде обязана своим возникновением
кафедра греческого, древнегреческого и латинского языков
университета. Опубликованный Бюде в 1514 г. трактат «Об
ассе» явился плодом девятилетнего изучения римских монет.
В труде «О переходе от эллинства к христианству» (1534).
Бюде рассматривает греческую философию как предшественницу
христианства и защищает изучение греческого прошлого от
ходячего обвинения в приверженности к ереси.
Славу французской гуманистической науке принес
Юлиус Цезарь Скалигер (1484 — 1558) — ученый итальянского
происхождения. В 1531 г. он опубликовал памфлет против «цицеронианца»
Эразма Роттердамского,
в котором защищал Цицерона против, как он считал,
несправедливых нападок нидерландского гуманиста.
В труде о принципах-лашнского языка Скалигер исправил 634
погрешности у Валлы и других предшественников. Его «Поэтика»
(1561) была одна из первых современных попыток систематического
изложения предмета
поэзии. Он разбирает различные поэмы и поэтические
размеры, критикует латинских поэтов, древних и современных,
проводит детальное сопоставление Вергилия
с Гомером.
Сторонником критического направления во французской гуманистической
историографии был Этьен Доле
(1509 — 1546). Его «Комментарии» к текстам древних ав-
|
|
|
|
|
27
|
торов и Библии благодаря своему научному методу составили
целую эпоху. Обвиненный в ереси, Доле был
сожжен на площади Мобер, где ныне стоит его бронзовая статуя
с надписью «Мученик Ренессанса».
К тому же поколению гуманистов принадлежал великий французский
писатель Франсуа Рабле (1494 — 1555).
В своем произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль», написанном
в манере античного сатирика Лукиана, Рабле
называет средневековье «густой готической ночью», а Ренессанс
сравнивает с сияющим светом солнца. Рабле
создает картину свободной и радостной жизни в Телемском
аббатстве, воплощая в ней идеал гуманистического
образования всесторонне развитого человека.
Крупным достижением научной мысли явился труд
Жозефа Жюста Скалигеда «Об улучшении хронологии» (1583),
зaлoживший фундамент этой научной дисциплины. Чтобы завершить
работу в том женаправлении, он
издает в 1606 г. «Тезаурус темпорум». где собирает сведения
всех известных ему античных хронографов. Наиболее удачным
было издание «Хроники Евсевия», которую он остроумно реконструирует
с помощью других
текстов. Скалигера считают также основателем научной эпиграфики.
Во время путешествия он собрал. много текстов надписей,
в том числе и греческих. Он передал их
профессору Гейдельбергского университета Яну Грутеру и помог
в их издании, составив к ним указатель. Так,
в 1603 г. появилось огромное собрание из 12 тыс. латинских
и греческих надписей, открывшее серию подобного
рода сборников латинских, греческих, этрусских надписей.
В изучении взглядов античных историков много сделал французский
гуманист Жан Боден (1530 — -1596). Написанный им на латинском
языке труд «Метод для легкого познания истории» содержал
в качестве приложения сочинение Лукиана «Как писать историю»
и трактат
Дионисия Галикарнасского «О Фукидиде». Развивая органическую
теорию Полибия о вырождении государства, Брден считает образцом-
этого вырождения средневековье, а свое время — началом расцвета
новой цивилизации, более высокой, чем античная. Резкой критике
подвергалась средневековая теория четырех монархий,
оправдывавшая существование Германской империи. Боден осуждал
рабство и родственные ему формы подневольного труда.
|
|
|
|
|
28
|
Ведущие знатоки классической древности XVI в. во
Франции являлись протестантами и поэтому были вынуждены
покинуть свою страну и искать убежища в Нидерландах и Англии.
Под давлением Контрреформации и
преследования иезуитов многие ученые первой половины XVII
в. обратились к изучению христианских авторов.
Но интерес к антикварным штудиям еще сохранялся.
В Нидерландах провозвестником гуманистического
движения был Р. Гюисман, принявший впоследствии имя
Агрикола (1442 — 1485). Посетив Италию, он познакомился там
с произведениями древнегреческих авторов и
стал пропагандистом античной литературы у себя в стране.
Перед открытыми собраниями Агрикола произносил
речи о пользе изучения древней философии и языков, читал
лекции об Аристотеле и Демосфене, добивался введения древнегреческого
языка как предмета обучения в
школах. Центром классического образования в Нидерландах
стал университет Лейдена, основанный в 1575 г.
Во вновь организованный университет был приглашен крупнейший
знаток латинских авторов Юст Липсий (1547 — 1606). Еще в 1574
г. он опубликовал исторические труды Корнелия Тацита. Издание
Тацита было строго критическим, Основываясь на знании римской
истории, Липсий внес много поправок. Этот труд обеспечил
ему одно из первых мест в ряду знатоков латинских текстов.
Кроме Тацита Липсий издал Валерия Максима и Веллея Патеркула,
некоторые произведения Сенеки и «Панегирик» Плиния Младшего.
Перу Липсия принадлежат трактаты «О военной службе римлян»,
«Полиоркетика». Первый из них включает комментарий к описанию
Полибием римского лагеря.
В распространении классического образования в странах Центральной
и Северной Европы особенно велики
заслуги Эразма Роттердамского (1466 — 1536). Свои общие принципы
он высказал в ряде педагогических трактатов и в «Беседах»,
где высмеял средневековую схоласт
тику. Большую роль сыграли переведенная Эразмом на
латинский язык «Греческая грамматика» Феодора Газы
и дополненный им «Учебник латинского синтаксиса» Доната.
Эразму принадлежат издания латинских авторов
Сенеки, Светония, ряда произведений Цицерона, Плиния, Теренция.
Среди изданных им греческих текстов
первое место занимали труды Аристотеля и Птолемея.
Огромной популярностью в XVI и XVII вв. пользовалось
|
|
|
|
|
29
|
составленное Эразмом собрание пословиц, поговорок и
изречений древних греков и римлян..
Идеи Возрождения проникают в Англию несколько
позднее, чем в Нидерланды и Германию. В 1500 г. в Англии
было всего 5 типографий, в то время как в Германии
их имелось 51. Невелико было и число образованных
людей. Но отставание Англии, объяснимое феодальной
войной Алой и Белой розы (1455 — 1485), было преодолено с
удивительной быстротой, и уже в начале XVI в.
в Англии расцветает гуманистическая культура.
Центрами гуманистического образования стали университеты,
куда приглашались в качестве преподавателей ученые из Италии
и Голландии. В Оксфордском и
Кембриджском университетах древняя история преподавалась
в форме комментариев к произведениям древних авторов. Одно
время в Кембриджском университете
преподавал Юст Липсий. Выпускником этого университета был
шотландец Фома Демпстер, человек феноменальной начитанности
и памяти. Он мог не обращаться к
текстам латинских авторов, так как знал их наизусть.
Вынужденный по политическим мотивам покинуть Англию, Демпстер
преподавал в Торуни, Сорбонне, в итальянских университетах.
В Италии им был написан труд
«О царской Этрурии», который, будучи опубликован через сто
лет после смерти автора, стал одним из классических трудов
в области этрускологии.
О результатах проникновения гуманистических идей
в Англию можно судить по деятельности Томаса Мора
(1478 — 1535). Любовь к греческому языку, литературе и
философии служили Мору путеводной звездой в жизни,
полной головокружительных подъемов и падений, завершившейся
на плахе Тауэра. Особенно близок Мору был
писатель-сатирик Лукиан, борец против ханжества и суеверий.
Только лишь в XVI в. латинский перевод Лукиана, осуществленный
Мором, выдержал 16 изданий.
В подражание Лукиану Мор написал «Золотую книгу,
столь же полезную и забавную, о наилучшем устройстве
государства и о новом острове Утопия» (1516). Это первая
в истории нового времени картина социалистического общества,
давшая название предшественникам научного социализма — утопические
социалисты. Впрочем,
в эпоху великих географических открытий нарисованная
Мором картина справедливого общества воспринималась
многими читателями как реальность, и тем сильнее было
|
|
|
|
|
30
|
ее воздействие. Гуманистические идеалы Мора сочетаются
в «Утопии» с острой критикой общества времени
первоначального накопления капитала.
Идеи гуманизма воспринял великий английский драматург Вильям
Шекспир, создавший многие свои трагедии на сюжеты античных
авторов — Плутарха, Лукиана, Овидия, Плавта. Героями его
произведений часто выступают исторические деятели античного
мира (Кориолан, Юлий Цезарь, Антоний, Клеопатра, Тимон,
Перикл
и др.) и мифологические персонажи (Венера, Адонис,
Троил, Крессида и др.). В их образах Шекспир утверждает
естественность и возвышенность человеческих
чувств, глубину человеческих переживаний, возникающих в
борьбе за власть и в столкновении носителей различных моральных
принципов.
Гуманистические идеи распространяются и в славянских странах.
Центром гуманистической образованности
в Польше был Краковский университет (основан в
1364г.). Гуманистическим содержанием проникнуто творчество
поэта Яна Кохановского (1530 — 1584), большого
знатока античной культуры.
В России интерес к античности в XV — XVI вв. возрастал по
мере формирования русского централизованного государства
и расширения его контактов с Западом.
Сбросив татарское иго (1380), Россия заявила о себе
как о государстве, претендовавшем на крупную международную
роль. В этих условиях берется на вооружение
идея возрождения Рима, вдохновлявшая также итальянских гуманистов,
и Москва объявляется «третьим Римом» (после падения в 1453
г. Константинополя).
В «Сказании о князьях Владимирских» владимирские
князья и их преемники — князья московские объявляются наследниками
императора Августа. Расширяются и
знания об античном мире. В сборник «Еллинский и римский
летописец» входят повествования о гибели Трои и
перевод «Иудейской войны» Иосифа Флавия.
* * *
Историография периода Возрождения занимает особое место
в длительном развитии науки прежде всего
как ее начальный этап. Главная заслуга гуманистов за-
|
|
|
|
|
31
|
ключалась.в пробуждении большого интереса к античности.
и понимании античности как эпохи всемирной истории глубоко
отличной от времени средневековья. Неустанная забота гуманистов
о поиске и издании произведений античных историков, мыслителей
и писателей, собрание богатых коллекций древностей и их
описание заложили прочную источниковую базу для дальнейшего
развития антиковедения.
В период Возрождения возникают зачатки некоторых
научных направлений, которые затем станут постоянными: элементы
критики источников, роль политических учреждений в историческом
развитии, роль выдающихся
личностей, секуляризация исторического процесса. Вместе
с тем это был период младенческого состояния европейской
историографии, когда преклонение перед античными образцами
и резкий критицизм к средневековой
культуре не мог способствовать объективному научному
исследованию античной истории.
|
|
|
|
|
|