Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

 

 
32

 

ГЛАВА 2. ИСТОРИОГРАФИЯ АНТИЧНОСТИ ОТ АНГЛИЙСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДО ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1789 Г. ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ РАЦИОНАЛИЗМА И ПРОСВЕЩЕНИЯ

§ 1. Особенности общественно-культурного развития Европы и историко-философские взгляды просветителей

Английская буржуазная революция середины XVII в. открывает новую эпоху в общественном развитии европейских стран — эру капитализма. Однако капиталистические отношения в европейских странах развивались неравномерно. Если в Нидерландах и Англии капитализм начинает занимать господствующее положение в системе общественных отношений, то в большинстве стран Европы развитие капиталистических отношений сдерживается еще сильными феодальными порядками, королевским абсолютизмом и феодально-клерикальной идеологией. Чем активнее развиваются ростки капитализма, тем более глубоким становится конфликт, тем более обостряется борьба между новым, буржуазным мировоззрением и феодально-клерикальной идеологией. Католическая церковь как оплот консервативных сил учла результаты потрясшей ее Реформации, успехи естественных наук и светской идеологии, изменила тактику борьбы и перешла в наступление против прогрессивных сил, используя монашеские ордена и особенно орден иезуитов.

Важной особенностью общественно-культурного развития Европы указанного времени является бурное развитие естественных наук: механики, физики, астрономии, математики, географии. Достижения в области естественных наук привели к созданию новой картины мира, столь отличной от представлений не только средневе-

   
 
33

 

ковья, но и эпохи Возрождения. В области философии получает преобладание рационализм. Предпринимателю — буржуа, владельцу рождающихся мануфактур, ремесленных предприятий, торговых кораблей, нужны были практические, точные знания, проверенные на опыте. Разум и чувства человека, а не схоластические авторитеты объявляются важнейшим инструментом познания и вместе с тем критерием его истинности. Именно в рационализме получили развитие многие элементы материалистического понимания природы. В работах английских философов Гоббса (1588 — 1679) и Локка (1632 — 1704) рационализм был разработан как целостная теория познания.

Философские идеи английских рационалистов были творчески восприняты выдающимися французскими мыслителями XVIII в. — деятелями большого культурного движения в Европе, получившего название Просвещения. Просвещение как особое культурное течение имело место во всех европейских странах, но достигло наибольшей зрелости, особого расцвета во Франции — стране, ставшей в XVIII в. центром острых классовых противоречий рождающейся буржуазии с феодальными порядками.

«Великие люди, — говорил Ф. Энгельс, — которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, сами выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов они не признавали... Религия, понимание природы, общество, государственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике: все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего»*.

Особое значение в деятельности просветителей занимала непримиримая борьба с религиозным мировоззрением, с той картиной природы и общества, которая была разработана средневековыми теологами и освящена авторитетом христианской церкви. Просветители разработали оригинальную теорию развития человеческого общества и государства, которая представляла собой полное переосмысление библейско-христианской концепции всемирной истории, трогать которую гуманисты так и не осмелились.


* Маркс К; Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 16.

 

 
 
34

 

Для историко-философской концепции просветителей характерны полный отказ от идеи провиденциализма, непризнания плана божественного творения и вмешательства. Человеческое общество возникает с их точки зрения как результат развития всей природы и представляет собой коллектив равновеликих единиц — людей, наделенных некоторыми естественными свойствами, например стремлением к общению, к самосохранению, продолжению человеческого рода и личному счастью. Исходя из этих свойств человеческой личности, рационалисты и просветители выводили законы развития человеческого общества, искали ключ к объяснению прошлого и настоящего. Поскольку общество состоит из одинаковых единиц, каждый человек равен другому, не может быть людей, отличных по своим расовым и природным качествам. Природа человека вечна и неизменна, а потому в принципе возможно создание такого идеального состояния, которое бы воплощало свойства естественного человека. Представление о неизменности человеческой природы и принципиальном единстве человеческого рода определило интерес просветителей к истории всех народов, подводило их к мысли о единстве мировой истории.

Хотя человеческая природа вечна и неизменна, человеческое общество не стоит на одном месте. Большим достижением исторической мысли просветителей было создание основ буржуазной теории прогресса, которая рассматривала развитие человеческого общества как постепенное совершенствование человеческих отношений. Распространение просвещения и совершенствование общественных отношений выступали в качестве объективного процесса, который хотя и может быть заторможен, но все-таки пробьет себе дорогу.

Просветители выделяли три стадии в развитии человеческого общества: стадия естественного первобытного коллектива; стадия государственной организации, возникшей в результате общественного договора; стадия совершенного будущего, т. е. общества, построенного на реализации естественных прав человека. Решающую роль в развитии человеческого общества имеют успехи просвещения, и в частности его носители — просвещенные мыслители. Передовые мыслители, с их точки зрения, должны убедить в благодетельности своих теорий разумного устройства общества располагающих властью правителей, монархов, с их помощью исправить те не-

   
 
35

 

достатки и деформации, которые получили проявление в той или иной стране, создать идеальный общественный порядок. Указанная сторона исторических воззрений просветителей приводила их к признанию активной роли великих исторических личностей, большого воздействия их деятельности, что столь контрастировало с безликостью истории в христианско-библейских представлениях.

Придавая решающее значение в мировой истории распространению идей Просвещения, которое они понимали как расширение образования, науки, изобретений, промышленный прогресс, просветители в своих конкретных исторических трудах стали обращать внимание на исследование различных сторон человеческого общества, в частности не только на политическую и военную историю, но и на экономические и социальные отношения, историю культуры.

Взгляды просветителей представляли собой большой шаг вперед, движение теоретической мысли к научному пониманию хода исторического процесса. Однако многие из этих положений были высказаны в разрозненном, отрывочном виде, не были объединены в стройную систему. Недостатками этой теории были механическое понимание человеческого общества лишь как суммы равновеликих единиц, что лишает отдельные общества их специфики, переоценка исторической роли Просвещения, его носителей — теоретиков-философов и исполнителей их идей — просвещенных монархов. Хотя просветители сделали глубокие наблюдения об объективно действующих законах в истории, представление о неизменности человеческой природы находилось с ними в противоречии, предопределяло ограниченный характер создаваемой просветителями теории исторического прогресса.

Иную концепцию исторического процесса разработал итальянский ученый Джанбаттиста Вико (1668 — 1744) В своем труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) он предложил не механическую, а органическую теорию развития исторического процесса, где рассматривал человеческое общество не как сумму отдельных равновеликих индивидов, а как качественно новое явление, которое развивается по объективным законам от низшего к высшему. Притом развитие Вико понимал не как прямолинейное движение, а как круговорот циклов, каждый из которых повторяет основные особенности прежнего, но на новой основе. Большую роль

   
 
36

 

в развитии общества он уделял борьбе между различными прослойками внутри человеческого коллектива, подчеркивал взаимосвязь всех сторон общественного развития. Глубокая философская концепция органического развития Дж. Вико, однако, не пользовалась популярностью в XVI II в.

Наибольшее воздействие на развитие исторической мысли этого времени оказали историко-философские идеи просветителей. Следует сказать, что основные теоретические положения просветителей вырабатывались ими в значительной степени на материалах античной истории. Вышеприведенная характеристика их теоретических взглядов представляла собой, по существу, переосмысление и хода античной истории. Перу почти всех представителей европейского Просвещения принадлежат специальные исследования по проблемам античной, особенно римской, истории, так что деятели Просвещения были не только теоретиками-философами, но вместе с тем и исследователями собственно античной истории. Например, Ш. Монтескье написал трактат «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734). Мабли принадлежат «Размышления о греческой истории», переведенные Радищевым на русский языка 1775 г., «Наблюдения о римлянах» в двух томах (1751). А. Кондорсе издал «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», где дана периодизация развития всемирной истории и большое место уделено античной истории.

Наряду с идеями просветительской историографии имела известное распространение и модернизированная историческая схема Августина и средневековых хронистов. Так, она была вновь предложена в работе епископа Жана Боссюэ (1627 — 1704) «Рассуждение о всемирной истории» (1681), в которой он излагает историю от сотворения мира до Карла Великого, придерживаясь основных принципов библейской схемы и четырех великих монархий, божественного провиденциализма, рассматривая всемирную историю как постепенную подготовку к распространению христианского вероучения.

В качестве особого направления можно выделить так называемое антикварное, представители которого — эрудиты занимались конкретными темами и не интересовались теоретическими построениями мирового исторического процесса.

   

 

   

 



Rambler's Top100