|
|
32
|
ГЛАВА 2. ИСТОРИОГРАФИЯ АНТИЧНОСТИ ОТ
АНГЛИЙСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДО ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ
РЕВОЛЮЦИИ 1789 Г. ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ РАЦИОНАЛИЗМА
И ПРОСВЕЩЕНИЯ
§ 1. Особенности общественно-культурного
развития Европы и историко-философские взгляды просветителей
Английская буржуазная революция середины XVII в.
открывает новую эпоху в общественном развитии европейских
стран — эру капитализма. Однако капиталистические отношения
в европейских странах развивались
неравномерно. Если в Нидерландах и Англии капитализм начинает
занимать господствующее положение в
системе общественных отношений, то в большинстве
стран Европы развитие капиталистических отношений
сдерживается еще сильными феодальными порядками,
королевским абсолютизмом и феодально-клерикальной
идеологией. Чем активнее развиваются ростки капитализма,
тем более глубоким становится конфликт, тем
более обостряется борьба между новым, буржуазным
мировоззрением и феодально-клерикальной идеологией.
Католическая церковь как оплот консервативных сил
учла результаты потрясшей ее Реформации, успехи естественных
наук и светской идеологии, изменила тактику
борьбы и перешла в наступление против прогрессивных
сил, используя монашеские ордена и особенно орден иезуитов.
Важной особенностью общественно-культурного развития Европы
указанного времени является бурное развитие естественных
наук: механики, физики, астрономии,
математики, географии. Достижения в области естественных
наук привели к созданию новой картины мира,
столь отличной от представлений не только средневе-
|
|
|
|
|
33
|
ковья, но и эпохи Возрождения. В области философии
получает преобладание рационализм. Предпринимателю — буржуа,
владельцу рождающихся мануфактур, ремесленных предприятий,
торговых кораблей, нужны были практические, точные знания,
проверенные на опыте.
Разум и чувства человека, а не схоластические авторитеты
объявляются важнейшим инструментом познания и
вместе с тем критерием его истинности. Именно в рационализме
получили развитие многие элементы материалистического понимания
природы. В работах английских философов Гоббса (1588 — 1679)
и Локка (1632 —
1704) рационализм был разработан как целостная теория познания.
Философские идеи английских рационалистов были
творчески восприняты выдающимися французскими мыслителями
XVIII в. — деятелями большого культурного
движения в Европе, получившего название Просвещения.
Просвещение как особое культурное течение имело место во
всех европейских странах, но достигло наибольшей
зрелости, особого расцвета во Франции — стране, ставшей
в XVIII в. центром острых классовых противоречий
рождающейся буржуазии с феодальными порядками.
«Великие люди, — говорил Ф. Энгельс, — которые во Франции
просвещали головы для приближающейся революции, сами выступали
крайне революционно. Никаких внешних авторитетов они не
признавали... Религия, понимание природы, общество, государственный
строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике:
все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать
свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок
стал единственным мерилом всего существующего»*.
Особое значение в деятельности просветителей занимала непримиримая
борьба с религиозным мировоззрением, с той картиной природы
и общества, которая была
разработана средневековыми теологами и освящена авторитетом
христианской церкви. Просветители разработали оригинальную
теорию развития человеческого общества и государства, которая
представляла собой полное переосмысление библейско-христианской
концепции
всемирной истории, трогать которую гуманисты так и не
осмелились.
|
|
* Маркс К; Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 16.
|
|
|
34
|
Для историко-философской концепции просветителей
характерны полный отказ от идеи провиденциализма,
непризнания плана божественного творения и вмешательства.
Человеческое общество возникает с их точки
зрения как результат развития всей природы и представляет
собой коллектив равновеликих единиц — людей, наделенных
некоторыми естественными свойствами, например стремлением
к общению, к самосохранению, продолжению человеческого рода
и личному счастью. Исходя
из этих свойств человеческой личности, рационалисты и
просветители выводили законы развития человеческого
общества, искали ключ к объяснению прошлого и настоящего.
Поскольку общество состоит из одинаковых
единиц, каждый человек равен другому, не может быть
людей, отличных по своим расовым и природным качествам.
Природа человека вечна и неизменна, а потому в
принципе возможно создание такого идеального состояния,
которое бы воплощало свойства естественного человека. Представление
о неизменности человеческой природы и принципиальном единстве
человеческого рода определило интерес просветителей к истории
всех народов,
подводило их к мысли о единстве мировой истории.
Хотя человеческая природа вечна и неизменна, человеческое
общество не стоит на одном месте. Большим
достижением исторической мысли просветителей было
создание основ буржуазной теории прогресса, которая
рассматривала развитие человеческого общества как постепенное
совершенствование человеческих отношений.
Распространение просвещения и совершенствование общественных
отношений выступали в качестве объективного процесса, который
хотя и может быть заторможен,
но все-таки пробьет себе дорогу.
Просветители выделяли три стадии в развитии человеческого
общества: стадия естественного первобытного
коллектива; стадия государственной организации, возникшей
в результате общественного договора; стадия совершенного
будущего, т. е. общества, построенного на
реализации естественных прав человека. Решающую
роль в развитии человеческого общества имеют успехи
просвещения, и в частности его носители — просвещенные мыслители.
Передовые мыслители, с их точки зрения, должны убедить в
благодетельности своих теорий
разумного устройства общества располагающих властью
правителей, монархов, с их помощью исправить те не-
|
|
|
|
|
35
|
достатки и деформации, которые получили проявление в
той или иной стране, создать идеальный общественный
порядок. Указанная сторона исторических воззрений
просветителей приводила их к признанию активной роли
великих исторических личностей, большого воздействия
их деятельности, что столь контрастировало с безликостью
истории в христианско-библейских представлениях.
Придавая решающее значение в мировой истории распространению
идей Просвещения, которое они понимали
как расширение образования, науки, изобретений, промышленный
прогресс, просветители в своих конкретных
исторических трудах стали обращать внимание на исследование
различных сторон человеческого общества,
в частности не только на политическую и военную историю,
но и на экономические и социальные отношения,
историю культуры.
Взгляды просветителей представляли собой большой
шаг вперед, движение теоретической мысли к научному пониманию
хода исторического процесса. Однако
многие из этих положений были высказаны в разрозненном,
отрывочном виде, не были объединены в стройную
систему. Недостатками этой теории были механическое
понимание человеческого общества лишь как суммы
равновеликих единиц, что лишает отдельные общества
их специфики, переоценка исторической роли Просвещения,
его носителей — теоретиков-философов и исполнителей их идей
— просвещенных монархов. Хотя просветители сделали глубокие
наблюдения об объективно действующих законах в истории,
представление о неизменности человеческой природы находилось
с ними в противоречии, предопределяло ограниченный характер
создаваемой просветителями теории исторического прогресса.
Иную концепцию исторического процесса разработал
итальянский ученый Джанбаттиста Вико (1668 — 1744)
В своем труде «Основания новой науки об общей природе
наций» (1725) он предложил не механическую, а органическую
теорию развития исторического процесса, где
рассматривал человеческое общество не как сумму отдельных
равновеликих индивидов, а как качественно
новое явление, которое развивается по объективным
законам от низшего к высшему. Притом развитие Вико
понимал не как прямолинейное движение, а как круговорот
циклов, каждый из которых повторяет основные
особенности прежнего, но на новой основе. Большую роль
|
|
|
|
|
36
|
в развитии общества он уделял борьбе между различными прослойками
внутри человеческого коллектива, подчеркивал взаимосвязь
всех сторон общественного развития. Глубокая философская
концепция органического
развития Дж. Вико, однако, не пользовалась популярностью
в XVI II в.
Наибольшее воздействие на развитие исторической
мысли этого времени оказали историко-философские идеи
просветителей. Следует сказать, что основные теоретические
положения просветителей вырабатывались ими в
значительной степени на материалах античной истории.
Вышеприведенная характеристика их теоретических
взглядов представляла собой, по существу, переосмысление
и хода античной истории. Перу почти всех представителей
европейского Просвещения принадлежат специальные исследования
по проблемам античной, особенно
римской, истории, так что деятели Просвещения были не
только теоретиками-философами, но вместе с тем и исследователями
собственно античной истории. Например,
Ш. Монтескье написал трактат «Размышления о причинах величия
и падения римлян» (1734). Мабли принадлежат «Размышления
о греческой истории», переведенные Радищевым на русский
языка 1775 г., «Наблюдения
о римлянах» в двух томах (1751). А. Кондорсе издал
«Эскиз исторической картины прогресса человеческого
разума», где дана периодизация развития всемирной
истории и большое место уделено античной истории.
Наряду с идеями просветительской историографии
имела известное распространение и модернизированная
историческая схема Августина и средневековых хронистов.
Так, она была вновь предложена в работе епископа
Жана Боссюэ (1627 — 1704) «Рассуждение о всемирной
истории» (1681), в которой он излагает историю от сотворения
мира до Карла Великого, придерживаясь основных принципов
библейской схемы и четырех великих монархий, божественного
провиденциализма, рассматривая
всемирную историю как постепенную подготовку к распространению
христианского вероучения.
В качестве особого направления можно выделить так
называемое антикварное, представители которого — эрудиты занимались
конкретными темами и не интересовались теоретическими построениями
мирового исторического процесса.
|
|
|
|
|
|