Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

 

 
373

 

ГЛАВА 10. ИЗУЧЕНИЕ АНТИЧНОСТИ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ СОЦИАЛИЗМА

Победа народно-демократического строя в результате разгрома фашистской Германии и поддерживающих ее профашистских режимов в странах Восточной и Юго-Восточной Европы коренным образом изменила социально-политическую карту Европы.

В Польше, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, Румынии, в Германской Демократической Республике и других странах начался процесс строительства основ социалистического общества, который привел к победе в них социалистических революций. В процессе строительства социализма в них утвердилось марксистско-ленинское мировоззрение как государственная идеология.

На основе марксистско-ленинской методологии стали развиваться общественные науки, в том числе и историческая. Ученые молодых социалистических стран, активно используя опыт советской исторической науки по применению положений исторического материализма к анализу исторического процесса тех или иных разделов мировой истории, овладели методом материалистического понимания истории. На этой основе исследование конкретного исторического процесса, особенно в области античной истории, проходило в упорной борьбе с наследием буржуазной исторической науки, с ее реакционной методологией. Острота борьбы молодой марксистской науки с буржуазной методологией усугублялась тем, что целый ряд ученых старшего поколения, воспитанных в русле буржуазной методологии, продолжали свою научную и педагогическую деятельность. По мере укрепления основ социализма, формирования социалистической культуры росли новые кадры марксистских историков, которые стали играть ведущую роль в науке социалистических стран, заимствуя опыт и достижения представителей старшего поколения, развивая традиции национального научного наследия.

   
 
374

 

Антиковедение социалистических стран Европы развивалось в тесном сотрудничестве с советской наукой, творчески использовало ее богатый опыт. Большую роль в развитии антиковедения играет образованное в 1957 г. объединение античников социалистических стран «Эйрене», которое проводит регулярные международные конференции (прошло 15).

Развивая традиции национальных школ, антиковеды социалистических стран уделяют постоянное внимание расширению круга источников и совершенствованию методики исторического исследования. В Германской Демократической Республике продолжается издание произведений античных авторов в рамках восстановленной «Тёйбнеровской библиотеки греческих и латинских авторов», публикация новых эпиграфических материалов на базе «Корпусов греческих и латинских надписей», восходящих еще к А. Бёку и Т. Моммзену. Усилилась активность болгарских, югославских, венгерских и румынских археологов по археологическому исследованию территории своих стран, бывших в древности частями античного мира. Раскопки Истрии, Сармизегетузы, Суцидавы, Аквинка, Саварии, Аполлонии (на территории Болгарии), нашедшие завершение в капитальных публикациях, ввели в научный оборот новый интересный материал. Важной публикацией стало издание 4-томного «Корпуса греческих надписей, найденных в Болгарии», произведенное Г. Михайловым. Институт папирологии в Варшаве изучает папирологические источники, продолжая традиции Р. Таубеншлага. Показателем успешного развития антиковедения в социалистических странах является участие его представителей во многих международных конгрессах, выступление на них с докладами, вызывающими большой интерес мировой научной общественности.

Период национального возрождения Польши, после второй мировой войны вместе с тем стал возрождением и расцветом польской исторической науки, в том числе и польского антиковедения. В этом процессе участвовали ученые старшего поколения, сформировавшегося еще в довоенный период, как например, Е. Мантейфель, Р. Таубеншлаг, В. Татаркевич, Т. Синко, но ведущая роль принадлежала представителям послевоенной науки.

Публикации и исследования папирусов Е. Мантейфеля (1948 — 1950 гг), «Греко-римское право в Египте по

   
 
375

 

папирусам» Р. Таубеншлага (1944 г., 2-е расширенное изд. 1955 г., 1957 г.), энциклопедическая история греческой литературы в 3-х томах (6 частях) Т. Синко (третий том вышел в 1954 г.), «История философии» (1958) и «История эстетики» (1959) В. Татаркевича стали серьезным вкладом ученых старшего поколения в развитие послевоенной науки, своего рода фундаментом польского антиковедения.

В послевоенный период развернулась активная исследовательская и педагогическая деятельность таких крупных антиковедов, как К. Михаловский, К. Маевский, К. Куманецкий. И. Бежуньска-Маловист, Г. Штеффен, Г. Купишевский, А. Швидерек, и многих других, которые в своем творчестве занимались исследованием различных аспектов истории и культуры античного мира. К. Михаловский развернул активную деятельность по исследованию ряда средиземноморских центров. Его раскопки и публикации найденного материала в Дейр эль Бахри, Телль Атрибе, Александрии (Ком эль Дикка), на Кипре (Неа-Пафос), но особенно в Пальмире и Фарасе стали большим достижением польской античной археологии. В 1956 — 1958 гг. К. Михаловский вместе с В. Ф. Гайдукевич проводил совместные раскопки Мирмекия на Боспоре. Михаловскому принадлежат фундаментальный труд по египетскому искусству, переведенный на ряд европейских языков (1968), работы по искусству и материальной культуре древней Греции, в частности монографии о Дельфах (1949), афинском акрополе (1964), о горном деле и металлургии в древней Греции (1949), греческой механике (1952) и греческой технике (1959). Активную деятельность по археологическому обследованию и изучению различных аспектов материальной культуры древней Греции проводит К. Маевский и М. Л. Бернхард, в частности последней принадлежит публикация 5 томов в серии «Корпус античных ваз», хранившихся в Национальном музее Варшавы (1960 — 1968) и сводная работа по греческой вазописи (1966). В настоящее время в Польше работает большая группа специалистов в области античной археологии, которая проводит исследовательскую работу в различных областях материальной культуры древнего мира (В. Лепик-Копачиньска, А. Садурска, А. Вансович, Б. Рутковски, 3. Гансинек и другие).

Самый широкий круг проблем античной цивилизации стал предметом научных интересов К. Куманецкого.

   
 
376

 

Исследование творчества Аристофана, Менандра, Горация, но особенно Цицерона проводится К. Куманецким в тесной связи с исторической эпохой и социально-политической борьбой своего времени, что позволяет полнее и глубже представить и творчество этих писателей и их время. Под редакцией К. Куманецкого, К. Михаловского и Л. Винничук была издана сводная работа — «Малая энциклопедия античного мира» (1958 — 1962), затем вышедшая 2-м и 3-м изданиями (1966 и 1968). Перу К. Куманецкого принадлежит обобщающий труд «История культуры древней Греции и Рима» (1955), переизданная затем в 1964, 1967 и 1969 гг., в котором автор рассматривает античную культуру в тесной связи с событиями социально-политической истории античного общества. В традициях классической филологии работает такой крупный филолог как В. Штеффен (работы о греческих лириках (1956), многочисленные и ценные исследования греческой трагедии V в. до н.э., особенно Эсхила). Новым явлением в классической филологии послевоенной Польши стало появление работ, которые посвящены больше изучению социальных и политических проблем, чем традиционно филологическим темам, — исследование социально-политической борьбы в комедиях Аристофана, Менандра, Плавта, Цицерона, Горация (работы К. Куманецкого, М. Брожека, О. Юревича, Б. Билиньского, Л. Винничук и другие). Традиционным направлением польского антиковедения является исследование в области папирологии и античного права.

В области античного права работают Г. Купишевский (преимущественная сфера интересов — эллинистическое право и взаимодействие систем эллинистического и римского провинциального права), Е. Гинтофт (работы в области римского древнейшего права V — IV вв. до н. э.), А. Вилинский (римское право I в. до н.э. — II в. н.э.) и другие. Богатые традиции школы Е. Мантейфеля и Р. Таубеншлага продолжают И. Бежуньска-Маловист, А. Швидерек, А. Геремек, Е. Випшуцка, М. Новицка и др. Особенно следует отметить плодотворную работу по использованию данных папирологии для исследования социально-экономических отношений в птолемеевском и римском Египте И. Бежуньской-Маловист (прежде всего о проблемах рабства в греко-римском Египте) и А. Швидерек (ее труды по изучению хозяйства Аполлония и общественных отношений в Файюме в III в. до

   
 
377

 

н. э., частной земельной собственности во времена Веспасиана). Их работы стали крупным явлением польской историографии, привлекли внимание многих специалистов других стран. Интересное исследование было проведено И. Бежуньской-Маловист по социально-экономичеким основам воззрений римской аристократии времени Нерона (1952).

Следует отметить, что в собственно исторических исследованиях, главным образом, римского мира, различные аспекты социально-экономических отношений получают все большую и большую популярность. Кроме упомянутых работ И. Бежуньской-Маловист и А. Швидерек можно назвать исследования Б. Билиньского о рабочей силе в раннем Риме (1949), о рабских восстаниях и их отражении в римской литературе II в. до н. э., в частности у Энния (1954) и у Пакувия (1960), А. Кравчука о сулланской колонизации (1960), аграрных проблемах в произведениях Цицерона (1954 — 1961), о предоставлении прав римского гражданства в республиканский период (1963). Представляет интерес цикл работ Е. Колендо о техническом прогрессе в сельском хозяйстве Италии I в. н.э., о колонате в Африке (1962), законодательстве о крупных владениях в Африке, о римском агрономе Сазерне (1973). Исследования о политической и административной системе римской Африки, успешно проводятся Т. Котулой. Особое направление польской историографии представляют работы о контактах различных племен и народностей, живших на польских землях, с римским миром (труды Л. Пиотровича, Е. Коника, А. Куниша, Б. Билиньского и др.).

Территория современной Болгарии в древности была частью античного мира и потому изучение древней истории в Болгарии рассматривается как древнейшая часть национальной истории. Неудивительно, что основное внимание болгарских антиковедов сосредоточено на изучении истории древней Фракии, соседних с ней Мезии, а также областей северо-восточной части Балканского полуострова.

Болгарских историков интересуют греческие колонии и мир греческих полисов вообще. Включение Фракии в качестве провинции в состав Римской империи и превращение ее в органическую часть римского Средиземноморья ставит перед болгарским антиковедением ряд общих проблем античной истории, которые ис-

   
 
378

 

следуются ими на примере Фракии и других придунайских провинций. Такое комплексное исследование, включая этногенез, географию, культуру и религию в их многообразных связях с соседними племенами Балканского полуострова, греческими центрами Эгеиды, а затем в римский период и всем Средиземноморьем позволяет болгарским ученым ставить и решать многие важнейшие проблемы истории древнего мира вообще.

Именно такой сложный и разнообразный круг проблем был намечен в трудах таких выдающихся ученых довоенного времени как М. Дринов, впервые поставивший вопросы о роли контактов между фракийскими племенами и греческим миром, об этногенезе фракийцев, проблему Одрисского царства; В. Кацаров — отец болгарского антиковедения, в трудах которого намечены почти все вопросы, ставшие предметом научного исследования ученых следующего поколения; Д. Дечев — глубокий знаток фракийского языкознания; Ив. Велков — один из крупных болгарских археологов; Я. Тодоров — глубокий исследователь политической и религиозной истории региона.

Своего рода связующим звеном между учеными старшего поколения и послевоенного времени стал Хр. Данов, который в своем творчестве успешно ставил и решал комплексные проблемы развития фракийских племен и Фракии, начиная с источниковедческих вопросов и кончая конкретными историческими изысканиями. Особое значение он в послевоенное время уделял изучению социально-экономических проблем, в частности развитию рабства. История древних фракийцев изучается им в тесной связи с греческой колонизацией в эгейской, припонтийской и черноморской Фракии. Он уделяет особое внимание истории одрисского царства, которое (в отличие от взглядов Г. Кацарова) рассматривается не как феодальное образование, а как племенной союз (обобщающая работа «Древняя Фракия», 1969).

В работах ученых послевоенного времени социально-экономическая проблематика стала занимать ведущее место.

Землевладение фракийской знати, роль частновладельческих отношений, правовой статус сельского населения, формы его эксплуатации социальной верхушкой были предметом исследований Б. Герова (1955), Д. Димитрова и Д. Николова (1976). Б. Герову принадлежат

   
 
379

 

работы (1948 — 1954) о разных аспектах романизации и в том числе распространения права гражданства на колонии во Фракции.

Широкий круг проблем фракологии исследуется в 60 — 70-х годах в трудах В. Велкова и А. Фола. Систематический и подробный анализ возникновения и развития рабовладельческих отношений в нижнем Подунавье (1967), соотношение города и деревни, роль городов на Балканах в античности, проблема перехода от античности к средневековью во Фракии и ряд других проблем даны в работах В. Велкова. Предметом многочисленных работ А. Фола выступают проблемы взаимоотношения Фракии со странами Средиземноморья, роль фракийцев в их жизни, в частности, в греко-римском Египте, социальная и демографическая структура в древней Фракии в I тыс. до н. э. (1970), политическая история Фракии с начала II тыс.до н.э. до конца V в. н.э. (1972), Фракия и Балканы в эллинистическую эпоху (1975), фракийское военное искусство (1969). Результаты многочисленных исследований болгарских ученых по различным проблемам фракологии были собраны в сводных публикациях: в трехтомном сборнике докладов I конгресса по фракологии в 1974 г., в двухтомном сборнике работ международного семинара по истории и культуре Фракии в Пловдиве (1976), четырех выпусках Института фракологии.

Довольно популярной темой болгарского антиковедения является изучение городов Фракии и Балканского полуострова в целом. Исследовались города Созополь (Хр. Дановым), Севтополь (Д. Димитровым), Рациария и античный город Малко Тырново (В. Белковым). Более общие вопросы возникновения фракийских городов из укрепленных поселков разбирались Д. Димитровым и А. Милчевым, о роли римских городов и жизни Фракии писал В. Велков.

В Болгарии успешно развивается лингвистика, основательно поставлено изучение различных аспектов индоевропейской проблемы. Выдающееся место среди болгарских лингвистов занимает В. Георгиев, ученый с широким кругом научных интересов. Исследование догреческого языкового субстрата Балканского полуострова, определение места в нем фракийского языка, микенология и этрускология — во всех этих областях В. Георгиев создал выдающиеся работы. Изучение лингвистических

   
 
380

 

проблем Балканского полуострова со II тыс. до н. э. позволило болгарским ученым разработать сложный этногенез эгейского мира II — I тыс. до н. э., в целом, внести заметный вклад в решение этой крупной научной проблемы.

Усилия югославских ученых-антиковедов сосредоточены в значительной мере на археологических изысканиях, на публикации новых эпиграфических и археологических памятников.

Большое значение для развития антиковедения имеют издания надписей Верхней Мезии, первый том, посвященный Сингидуну и северо-восточной части провинции, вышел в 1976 г., а также письменных источников о римских укреплениях в Югославии, собранных Я. Шашелем и П. Петру (Любляна, 1971).

Одно из первых мест в изучении античности в первой половине XX в. бесспорно принадлежит Н. Вуличу, который из года в год собирал в Сербии античные памятники и составил археологическую карту. Много занимался материальной культурой древней Македонии и соседних с ней областей, особенно историей ионической колонии Винчи, М. Васич. Историей колонии Винчи занимался также Р. Марич.

Большое внимание уделяется в югославской науке проблеме иллирийцев. X. Баричу принадлежат «Иллирийские языковедческие штудии» (1948). Ф. Гестрин и И. Клеменс написали раздел об иллирийцах для сводной «Истории Югославии» (Белград, 1953). А. Стипчевич издал в 1966 г. книгу «Иллирийцы». Ф. Папазоглу изучила историю иллирийских племен с середины I тыс. до 168 г. до н.э. проследив формирование у них государственности (1967). В Институте балканистики в Сараево проводятся организованные А. Бенац симпозиумы по истории древней Иллирии. Интенсивное развитие иллиристики привело к созданию фундаментального труда «Библиография иллирика», подготовленного А. Стипчевичем (т. 1, 1967; т. 2,1974).

Предметом комплексных исследований является история Далмации. Еще в 1944 г. Г. Новак опубликовал обобщающий труд «Историю Далмации». Изучение населявших эту область племен на основании ономастических материалов было предпринято Д. Рендич-Миочевичем (1951).

   
 
381

 

Основательно разрабатываются югославскими учеными проблемы античного города, греческой и римской колонизации. Специально греческим колониям на севере Адриатического побережья Балкан посвящено исследование П. Лисичара (1951). Историей античных городов (Стоби, Амфиполя, Гераклеи, Пелагонии) много занимается Ф. Папазоглу (работы 1951 — 1954 гг.).

В 1957 г. вышел капитальный труд Ф. Папазоглу по истории македонских городов в римское время. На основе новых данных Папазоглу показывает несостоятельность распространенной точки зрения Куна, Моммзена, Ростовцева, Ларсена и других о том, что Македония оставалась даже в римскую эпоху мало урбанизированной страной. Учитывая разницу общественно-экономических условий в Македонии и Греции, автор приходит к выводу, что в рамках македонской монархии не было места для полиса. Только в эллинистическую эпоху городам было предоставлено местное самоуправление. Ф. Папазоглу отмечает, что в источниках упоминается более сотни македонских городов, большинство из которых стали полисами эллинистического и римского типа с интенсивной культурной жизнью. Ф. Папазоглу занимается не только конкретно-историческими вопросами, но и теоретическими проблемами. Здесь следует отметить ее статью «К вопросу о преемственности общественного строя в микенской и гомеровской Греции».

Много внимания античной, особенно македонской, эпиграфике уделяют Борка Иосифовска и М. Д. Петрушевский, с именами которых связано развитие классических исследований.

Причины утверждения римской власти на территории Югославии, организация римского управления, сущность римского господства в императорское время освещены в специальной главе общего труда по истории Югославии (1953), написанной Ф. Гестрин и И. Клеменсом. Македонским научно-исследовательским институтом национальной истории издаются многочисленные источники по истории Македонии, в том числе и по античной эпохе. В 1953 г. издана библиография по македонской археологии.

Развитие антиковедения в Чехословакии характеризуется широкой тематикой исследований, вниманием к вопросам истории античной рабовладельческой формации.

   
 
382

 

Ученые Чехословакии выступили инициаторами создания Ассоциации антиковедов социалистических стран (Eirene, 1957). Первым председателем ее был выдающийся чешский ученый академик А. Салач. В Праге издается и печатный орган ассоциации, редактором которого является Л. Варцл.

В Чехословакии интенсивно изучается племенная периферия античного мира, в частности, бронзового и раннего железного веков. Выдающееся место в этом принадлежит Яну Филипу, крупнейшему специалисту по кельтистике. В книге «Кельтская цивилизация и ее наследие» (1960), широко используя археологический материал, ученый исследует этногенез и расселение кельтов, их экономику и социальный строй, образ жизни, искусство и религию. Он прослеживает сохранение кельтских элементов в римское и средневековое время в языке и топонимике, в орнаменте и ремесле Франции и Ашлии, а также распространение кельтской культуры в Северной Европе.

Одним из крупных представителей современного чехословацкого антиковедения является П. Олива. Им написано большое количество работ разнообразной тематики, из которых наиболее важны: «Раннегреческая тирания» (1954), «Спартак» (1960), «Паннония и начало кризиса Римской империи» (1962), «Солон» (1971), «Зарождение греческой цивилизации» (1976). Особое внимание ученых привлекла его монография «Спарта и ее социальные проблемы» (1971), в которой проведено глубокое исследование истории этого полиса от возникновения до полного подчинения Риму. Автор при исследовании ранней Спарты строго придерживается принципа использования только современных событиям источников, считая, что поздняя традиция совершенно искажает реальный ход исторического процесса. Особое значение в формировании своеобразной спартанской общественной системы автор придает периоду Второй Мессенской войны, в ходе которой в Спарте разразился тяжелый внутренний кризис. П. Олива подчеркивает, что все основные особенности спартанского строя порождены необходимостью сохранить господство над илотами (в первую очередь мессенскими).

В исследованиях Я. Печирки основное место занимают вопросы аграрной истории Древней Греции и особенно Афин. Большое значение имеет его доклад, представ-

   

 

   

 

 
383

 

ленный на XIV Международном конгрессе исторических наук (Сан-Франциско, 1975), «Кризис афинского полиса в IV в. до н. э.». Отвергая старые представления, нашедшие наиболее полное выражение в ранних работах К. Моссе, суть которых, по мнению Я. Печирки, заключалась в модернизации общественных отношений Древней Греции, автор доказывает, что кризис афинского полиса развертывался не в условиях экономического упадка, а в условиях подъема. По мнению Я. Печирки обезземеливания крестьянства в Аттике в IV в. до н. э. не было. Суть кризиса в создавшемся несоответствии социальной и политической структур полиса.

Для истории ранней Греции наибольшее значение имели работы Я. Боузека, из которых особенно важна книга «Гомеровская Греция в свете археологических источников» (1969); в ней с исчерпывающей полнотой собран и обобщен археологический материал по эпохе «темных веков», гомеровскому периоду Греции. Проблемы сохранения пережитков первобытнообщинного строя в общественных отношениях и культуре Древней Греции классического периода исследовал Б. Борецки. Вопросы классовой борьбы в эллинистическую эпоху — основная сфера интересов В. Варжинека. Особенно важна его небольшая монография о восстании Аристоника (1957), в которой рассматриваются социальные отношения в Пергамском царстве, доказывается, что экономика его базировалась на рабском труде, и восстание Аристоника трактуется как типично рабское. Работы Л. Видмана в основном связаны с исследованием идеологии античного общества. Им написана, в частности, монография «Изида и Сарапис у греков и римлян» (1970). Проблемы истории Древнего Рима находятся в центре внимания Я. Буриана. Он написал монографию о Цезаре (1963), в соавторстве с Б. Моуховой — книгу об этрусках — «Загадочные этруски» (2-е изд., 1977). Ян Филип посвятил специальное исследование торговым связям будущей Чехии с Римом (1952).

После установления в Венгрии народно-демократического строя были созданы необходимые условия для развития венгерской исторической науки на новых методологических позициях.

Развитие антиковедческих штудий в Венгрии стимулируется тем, что на ее территории много памятников как доримского времени, так и римской эпохи в виде

   
 
384

 

стоянок, руин римских городов, военных лагерей, пограничных укреплений, дорог, некрополей, вилл. Введение в научный оборот новых археологических и эпиграфических находок является большой заслугой венгерских ученых. Археологические памятники сарматского времени на территории Венгрии публиковал, начиная с 1950 г., М. Пардуч. В 1956 г. Я. Силадьи выпустил работу, посвященную Аквинку — археологическому комплексу римского времени. К числу коллективных монографий относится публикация римских памятников Саварии (1971). Книга снабжена очерком истории этого древнеримского города Паннонии, его культурной и религиозной жизни. Эдит Томас в своем исследовании обобщила материалы раскопок римских вилл близ Балатона в Паннонии (1961). Она проследила развитие вилл как типичной хозяйственной единицы римской эпохи, установила их типологию.

Задуманная еще в 30-х годах А. Альфельди публикация римских надписей, происходивших с территории Венгрии, была начата в 1972 г. Л. Баркоци и А. Мочи. Это издание стало надежной основой для всестороннего изучения римской Паннонии. Т. Сенлелеки подготовил к печати коллекцию античных светильников, хранящихся в музеях Венгрии (1969), которая представляет интерес для ознакомления с керамическим производством на территории Венгрии, для понимания характера торговых связей с эллинистическим и римским миром.

Древнейшим населением на территории Венгрии были иллирийские и кельтские племена, в конце I в. до н. э. подчиненные Римом. История этих племен в контактах с обширным варварским миром всегда интересовала венгерскую науку. С переходом ученых на позиции марксизма-ленинизма усилилось их внимание к социально-экономическим аспектам племенной истории. А. Мочи написал книгу «Население Паннонии до Маркоманских войн» (1959), а Л. Баркоци — работу о паннонском населении от эпохи Марка Аврелия до Диоклетиана (1964). Г. Альфельди принадлежит исследование «Население и общество римской провинции Далмации» (1965). На новом лингвистическом и археологическом материале написаны «Очерки истории сарматов» крупного специалиста по индоевропеистике Я. Харматы. Им же изучены сведения античной традиции о гипербореях и других ми-

   
 
385

 

фических племенах Северного Причерноморья (1951; 1954).

Проблемам гомеровского эпоса, греко-римской мифологии и античной литературы посвящены труды И. Тренчени-Вальдапфеля и К. Марота. Последний подвел итоги исследованию гомеровских поэм за последние сорок лет. В 1956'г. появился большой труд того же автора — «Начало греческой литературы».

Ранняя история Италии находится в центре внимания Я. Силадьи. Представляет интерес его работа, посвященная торговле этрусков со странами севера.

Социальная структура раннего Рима составляет предмет исследований И. Хана и Е. Ференчи. И. Хан в работе «Плебеи и родовое общество (1975) отметил разные источники формирования плебса, противостоящего родовой организации патрициев. Е. Ференчи написал книгу «От патрицианского государства к патрицианско-плебейскому государству» (1970), датируя этот переход IV веком до н. э. Демократический подъем Рима Ференчи связывает с деятельностью Аппия Клавдия, которая послужила истоком к движению популяров. В труде Г. Диошди «Собственность в древнем и доклассическом римском праве» (1970) прослеживаются термины, обозначающие частную собственность. Законы XII таблиц ученый считает свидетельством появления частной земельной собственности. Важнейшим условием ее возникновения Диошди называет развитие техники и возможность использования подневольной рабочей силы.

Проблема классовой борьбы эпохи кризиса и падения Римской республики освещена в работах И. Хана, Э. Мароти, Л. Хаваса. Э. Мароти осветил проблему пиратства в римское время. На Международном конгрессе историков в Сан-Франциско И. Хан выступил с докладом о классовой борьбе городского плебса в последние столетия Римской республики. Л. Хавас рассмотрел отношение рабов к заговору Катилины.

В центре внимания венгерских ученых находится история дунайских областей до и после завоевания их Римом. Геза Альфельди в монографии «Норик» (1974) ввел в научный оборот огромный археологический материал и осветил историю среднедунайской области начиная с царства Норик вплоть до падения римского господства. В работе прекрасно изучена венетская, иллирийская и кельтская ономастика, дающая представ-

   
 
386

 

ление об этнической истории Норика. В главе, посвященной римской провинции Норик, дается исчерпывающий обзор провинциальной администрации, урбанизации и градостроительства в Норике. Особую часть монографии составляет очерк социально-экономической и культурной истории Норика от Флавиев до Антининов. Особое внимание было уделено столь часто дискутировавшемуся вопросу романизации Норика.

Не менее глубоко в той же серии «Провинции Римской империи» А. Мочи рассмотрел историю Паннонии и Верхней Мезии (1970). В книге показано сопротивление римской агрессии и римской налоговой системе, освещена социально-экономическая и культурная история этих провинций, изучены религиозные верования ее обитателей. Вопросу об управлении провинцией Паннонией в эпоху ранней империи посвящена фундаментальная монография А. Добо «Управление римской провинцией Паннонией от Августа до Диоклетиана» (1968). Проблема рабства в Паннонии рассмотрена в работе А. Мочи «Развитие рабовладельческого хозяйства в Паннонии в эпоху Принципата» (1956), построенной на основе обильного эпиграфического материала.

После установления народно-демократической власти в Румынии общественные науки стали развиваться на основе марксистско-ленинской методологии, что открыло перед ними новые перспективы. В области античной истории румынские ученые продолжали разрабатывать традиционные для национальной историографии направления: судьбы причерноморских греческих центров и их влияние на местные племена соседней Добруджи, история Нижнего Подунавья в период римского господства, его последующее развитие после эвакуации римлян и формирование румынской национальности. Указанные проблемы рассматривались, таким образом, как часть национальной истории, что не могло не способствовать их довольно интенсивной разработке. Следует отметить, что исследование поставленных тем предполагало повышенную роль археологических материалов и привело к тому, что наиболее крупные представители румынского антиковедения были столь же историками, как и археологами.

Значительным вкладом в антиковедение является публикация результатов многолетних раскопок Истрии — одного из крупных греческих центров Причерно-

   
 
387

 

морья, предпринятая под руководством Э. Кондураки (т. I — II, 1954 — 1962). На основе комплексного исследования многих видов источников румынскими учеными подготовлены обобщающие труды по древнейшему и античному периодам истории Румынии. К таким работам относятся два первых тома многотомной «Истории Румынии» (1960 — 1962) под редакцией одного из старейших ученых К. Дайковичу, труды Д. Пиппиди и Д. Берчу «Из истории Добруджи» (т. I, 1965) и Р. Вульпе и И. Барня «Из истории Добруджи» (т. II, 1968). Перу К. Дайковичу принадлежит сводная работа, выдержавшая несколько изданий, «Трансильвания в древности» (первое издание в 1943г.). Из других исследований общего характера можно назвать труд К. Дайковичу, Г. Штефана и Е. Петровича «Формирование румынского народа и его языка» (1963), в котором прослеживаются судьбы романизированного и пришлого населения Дакии после эвакуации римских войск, сложный этногенез румынского народа и его культуры.

Названные выше авторы обобщающих работ обогатили науку целым рядом специальных исследований. Так, К. Дайковичу опубликовал в трех томах результаты раскопок в Сармизигетузе (1924 — 1932), дакийской крепости в Пяштра-Рошие (1954). Множество специальных исследований по различным проблемам истории римской Дакии, влиянию античной цивилизации в этом районе, системе римской обороны принадлежат Р. Вульпе и Э. Кондураки.

Большой творческой активностью отличаются Д. Пиппиди и Д. Тудор. Д. Пиппиди не только создал капитальные обобщающие труды по истории Добруджи, римской провинции Мезии, но и опубликовал ряд специальных исследований в области греческой и латинской эпиграфики. Д. Тудор издал интересные работы по результатам археологических обследований некоторых дакийских центров, например Суцидавы (1965), Дробеты (1965), написал сводную историю Олтении (1968). Особо следует отметить его глубокий интерес к проблеме рабства и рабовладельческих отношений в римской Дакии. В монографии «История рабства в римской Дакии» (1957) он, опираясь на большой материал источников, особенно данные раскопок, дает картину интенсивного развития рабовладельческих отношений, распространения рабовладельческих вилл в римской

   
 
388

 

Дакии. Объектом его пристального внимания является соотношение городов и деревень в римской Дакии (1969).

Румынские антиковеды рассматривают историю греческих колоний в Причерноморье, социально-экономические отношения в римской Дакии как историю рабовладельческого общества, исследуют степень воздействия рабовладельческих отношений и античной цивилизации на культуру и процесс исторического развития племен нижнего Подунавья.

Ряд работ румынских антиковедов посвящен анализу общих проблем античной цивилизации. Так, X. Михаэску принадлежит несколько интересных исследований о сущности поместного хозяйства Италии периода расцвета рабовладельческого производства по данным трактатов Катона, Варрона, Колумеллы, с учетом достижении советской историографии (1950; 1953; 1959). В. Джорджеску изучает проблемы возникновения понятия частной собственности в римском праве (1959).

Следует отметить усиление внимания к проблеме античного рабства среди многих специалистов — Д. Протаче, Н. Ласку и др.

Довольно популярны в румынской исторической литературе некоторые исторические фигуры, такие, как завоеватель Дакии Траян, правлению которого посвятили свои работы Д. Тудор (1966) и X. Урсу (1971), и окончивший свою жизнь в Томах римский поэт Овидий, творчество которого разбирается в обстоятельной монографии Н. Ласку (1971). Г. Борденаки принадлежит публикация и описание на итальянском языке греческих и римских скульптур, хранившихся в национальном музее Бухареста (1969). В. Канараке сделал две важные публикации «Импорт клейменых амфор в Истрию» (1957) и «Танагрские маски и статуэтки из мастерских Каллатиса-Мангалии» (1969).

В изучение древности вносят свою лепту лингвисты. Ч. Погирк исследовал отношение дрневнемакедонского языка к древнегреческому, указав на их генетическую близость (1959). И. Руссу рассмотрел на основе ономастических данных иллирийский и мессапский языки, А. Врачу посвятил ряд работ 1964 — 1976 гг. выявлению дако-мезийского субстрата румынского языка.

С образованием в октябре 1949 г. Германской Демократической Республики в стране начались социалистические преобразования. Наряду с восстановлением и

   
 
389

 

развитием народного хозяйства, перестраивались на социалистических рельсах наука и культура. На базе Прусской Академии наук в Берлине была создана Академия наук ГДР, в составе которой действовала Комиссия греко-римских древностей, на ее основе в сентябре 1955 г. был создан Институт греко-римских древностей. объединивший демократически настроенные старые кадры и антиковедов молодого поколения. Во главе института стали известные ученые: эллинист, папиролог Ф. Цуккер, эпиграфист Г. Клаффенбах, романист В. Хартке и византинист И. Ирмшер, в 1964 г. назначенный его директором. Затем институты древней истории возникли и при университетах.

Было возобновлено традиционное направление академической деятельности по публикации античных источников — «Корпусов греческих и латинских надписей», острака и папирусов эллинистического времени, «Корпусов сочинений греческих и латинских медиков», серии «Греческие христианские писатели», «Теубнеровской библиотеки греческих и латинских писателей». Снова стали выходить тома «Просопографии Римской империи». Кроме того, начали издаваться параллельные тексты подлинника и перевода на немецкий язык произведений античных авторов. Эта серия носит название «Сочинения и источники древнего мира»; в 1973 г. вышли в свет перевод сочинений греческих историков, а также фрагменты греческой комедии.

Активная работа по публикации надписей и папирусов плодотворно сказалась на развитии вспомогательных исторических дисциплин. Г. Клаффенбах выпустил в свет труд, содержащий методику и толкование ряда греческих надписей «Эпиграфический сборник» (1958) и руководство «Греческая эпиграфика» (1957). В 1972 г. Р. Мюллер исследовал эпикурейские представления об обществе. В оценке их ученый исходит из того, что Эпикур был выразителем интересов средних и мелких свободных собственников эллинистической эпохи. Эпикуреизм является учением, облегчающим им переход от жизни в независимых полисах к условиям эллинистическим.

В 1972 г. Институт древней истории и археологии Академии наук ГДР совместно с Институтом древней истории университета им. Фридриха Шиллера провел коллоквиум на тему «Античность и социалистический

   
 
390

 

гуманизм», явившийся этапом в работе над историей культуры греко-римской античности. Были обсуждены вопросы о сущности античного гуманизма, об этапах его развития, связанных с развитием античного общества и культуры в целом, отмечена закономерность этого явления и его историческая ограниченность.

Освоение нового материала разнообразных источников шло в ГДР параллельно с утверждением марксистско-ленинских принципов исторического исследования. Ведущая роль в становлении марксистской исторической науки о древности принадлежит Е. Вельскопф, сплотившей вокруг себя коллектив ученых, разрабатывающих кардинальные проблемы антиковедения. В 1957 г. Вельскопф выступила с книгой, посвященной важному теоретическому вопросу, — «Производственные отношения на Древнем Востоке и в греко-римской античности», в которой отмечается значение экономических процессов в истории, специфика внеэкономического принуждения и роль рабства, рассматривается характер собственности на Древнем Востоке и в античности.

В книге «Задачи научной работы историка древности» (1965) Е. Вельскопф подчеркивает первостепенную значимость изучения древности для исторической науки, поскольку историк древности трактует проблемы образования и развития классовых обществ, государственных форм и культуры, первых в человеческой истории. В 1964 г. она организует издание 2-томного сборника «Новый вклад в историю Древнего мира», где выступает в сотрудничестве с X. Диснером, Р. Гюнтером и другими.

Е. Вельскопф явилась также инициатором и редактором монументального труда «Эллинские полисы. Кризис. Изменения. Последствия» (1974). Проблема кризиса впервые исследуется на материале полисов всего Средиземноморья и Черноморья, от Испании до Кавказа, на основе анализа социально-экономических отношений, политических структур, явлений культуры. В томе I «Классы, государственное устройство, система союзов» трактуется вопрос о метрополиях, рассматриваются положение и труд рабов, крестьян, наемных работников, статут граждан и метеков, особенности политической и классовой борьбы, в том числе такой элемент, как поздняя тирания. Том II — «Эллинизация. Эллины и варвары» — содержит исследование взаимо-

   
 
391

 

отношений полисов с эллинистическими державами и варварской периферией. В томе сделана попытка выделить типы или варианты кризиса в зависимости от уровня социально-экономического и политического развития полисов. Затем исследуется проявление кризиса в области культуры. Том III озаглавлен «Социологические проблемы. Религия и просвещение. Театр. Литература. Изобразительное искусство. Музыка. Спорт. Мода». Том IV — «Техника. Специальные дисциплины. Философия». При рассмотрении кризиса в области культуры авторы показывают, что кризисные явления не всегда равнозначны упадку, что в этих сложных процессах сохранялись и утверждались жизнеспособные элементы культуры. В заключении, написанном Вельскопф, дан анализ таких важнейших социально-политических понятий, как классы, сословия, частное лицо, индивидуальность, варвары, полис, территориальное государство.

Проблема «полисного» пути в сопоставлении с микенским «древневосточного» типа вариантом развития греческого общества рассматривается в работах Г. Бокиш и X. Гейссе.

Ученые ГДР много занимаются методологическими проблемами. В 1975 г. в Берлине вышел в свет под редакцией И. Хермана и Селлнова сборник с участием ученых других стран «Роль народных масс в истории докапиталистических формаций». Он состоит из двух частей: «Народные движения и классовая борьба в развитии общества» и «Роль народных масс в идеологии и культуре». Значительная роль в разработке теоретических проблем антиковедения принадлежит также Р. Гюнтеру и Г. Шроту, под редакцией которых вышел сборник «Социально-экономические отношения на Древнем Востоке и в классической древности» (1961). Исследование конкретных тем этой проблематики составляет важную часть историографии ГДР. Историков привлекает вопрос о рабовладельческих отношениях и классовой борьбе рабов. Р. Гюнтер в названном двухтомнике, посвященном древнему миру (1964), написал о закономерности рабовладельческих порядков в древности, а в «Вестнике древней истории» (1959, № 1) поместил статью «К развитию социальной и имущественной дифференциации в древнейшем Риме», где специально анализирует рабство, начиная с Ромулова Рима до кон-

   
 
392

 

ца IV в. до н. э. Исследованию зависимого населения отсталых областей Греции посвятил статью Д. Лотце, автор фундаментальной монографии о Лисандре. По его мнению, аргосские гимнеты и сикионские коринефоры свободны, хотя и не полноправны. Спартанские илоты, критские клароты и мноиты, фессалийские пенесты и гераклейские мариандины — это похожий на крепостничество институт коллективного рабства, связанный с завоеванием.

Г. Бюттнер исследовала идеологическую основу движения агонистиков (1959), X. Кук выяснил на основе терминологического анализа в книге «Военнопленные и рабство у Еврипида» (1974) взгляды этого автора на рабовладение и положение рабов. Социально-экономическим основам и последствиям войн в древности посвятил свою работу X. Диснер. В его книге «Войны в древности. Греция и Рим в борьбе за Средиземноморье» (1971) охвачен период с V в. до н. э. до конца Римской империи. В ней изучена практика греко-персидских и Пелопоннесских войн, Пунических войн и войн рабов в Сицилии, а также восстания Спартака и войн Цезаря. Особо выделены войны времени внутреннего кризиса Рима в период переселения народов.

Для историографии Рима в ГДР характерен интерес к эпохе Поздней империи. X. Диснер написал две книги о потере Римом африканских провинций — «Закат римского господства в Северной Африке» (1964) и «Государство вандалов» (1966). В. Зейферт занимается источниковедческими проблемами позднего Рима. Он издал работу с текстологическим анализом труда Аммиана Марцеллина, а также параллельный с переводом текст его сочинения. В. Зейферт написал также 2-томную историю Римской империи (1974) и посвятил специальный труд социальным проблемам поздней Римской империи в эпоху Феодосия, отраженным в кодексе (1963).

Заметное место в работе историков ГДР занимают проблемы идеологии античности и значения античного культурного наследства. В 1973 г. под редакцией Ф. Юрса, Р. Мюллера и Э. Шмидта вышло издание перевода сочинений греческих атомистов с комментарием о материалистическом мышлении в античности с V в. до н. э. по II в. н. э. с включением отрывков из произведений Цицерона и Лукреция.

   

 

   

 



Rambler's Top100