|
|
155
|
§ 5. Английская историография античности
Уступая немецкой и французской науке в энциклопедичности
и систематичности освещения античной истории и культуры,
английское антиковедение, начиная с
90-х годов XIX в., постепенно выдвигалось на первый
план и начало во многих отношениях задавать тон. Этому способствовали
богатейшие музейные собрания, постоянно пополняемые за счет
новых раскопок и приобретений. Сокровищницей античных памятников
был Британский музей с его собраниями скульптур, ваз, монет,
гемм. Ценные собрания древностей имелись в Оксфорде
и Кембридже. С 1886 г. Великобритания имела свой археологический
институт в Афинах, а с 1905 г. — в Риме. Институты выпускали
периодические издания «Ежегодник
Британской школы в Афинах», «Документы Британской
школы в Риме». Наличие британских научных центров в
странах античной цивилизации позволило английской
археологии занять одно из ведущих мест. Наиболее результативными
в научном отношении оказались раскопки английского археолога
А. Эванса (1851 — 1941) на острове Крите (с 1900 г.). Эвансом
были открыты остатки
кносского дворца с многочисленными дворцовыми и хозяйственными
сооружениями, обнаружены настенные
фрески своеобразного стиля и глиняные таблички с пиктографическим
и линейным письмом. Неведомую ранее
культуру Эванс назвал минойской (по имени легендарного царя
Миноса) и предложил ее периодизацию, принятую и ныне. Археологическому
исследованию с целью
выявления остатков римских городов-крепостей и укрепленных
линий подвергалась и территория самой Англии.
|
|
|
|
|
156
|
Велики заслуги английских ученых по систематизации и введению
в научный оборот нумизматического материала. Полную историю
греческих монет дали Хед
и Гарднер (1846 — 1937). Хед написал историю греческого монетного
дела, в которой большое место заняли экономические вопросы.
В силу британского господства в Египте (с 1882 г. —
колония) английские ученые первыми начали там систематические
поиски и раскопки с целью открытия греческих и латинских
папирусов. Пионером был У. Флиндерс
Петри, отыскавший множество папирусов. Среди папирусов,
приобретенных в Египте Британским музеем, была важнейшая
из «Политий» Аристотеля — «Афинская
полития». Ее издание в Лондоне Ф. Кенионом (1891)
произвело переворот в знаниях по истории Афин.
Английское общество «Фонд по исследованию Египта» с 1892
г. начало издавать ежегодные отчеты о раскопках и находках
в Египте. По поручению общества
Б. Гренфель и А. Хант произвели раскопки в Оксиринхе,
к югу от Каира. Были обнаружены тысячи папирусов
разнообразного содержания, в том числе неизвестные
отрывки из сочинений Пиндара, Менандра, Еврипида,
списки победителей на Олимпийских играх, множество
деловых документов. Оксиринхская серия папирусов была опубликована
в 1898 — 1911гг. и насчитывает 10 томов.
Кроме того, в 1899 — 1900 гг. Гренфель и Хант произвели
раскопки древнего поселения Тебтюнис и обнаружили
более тысячи документов птолемеевской эпохи, преимущественно
с 130 по 80 г. до н.э. Папирусы покрывали
мумии священных крокодилов. Первый том собрания папирусов
Тебтюниса, изданный в 1902 г., почти удвоил количество деловых
греческих папирусов эллинистической
эпохи по сравнению с имевшимися в XIX в.
Большое место в английском антиковедении занимали эпиграфические
публикации и исследования. В течение 40 лет (с 1874 по 1916
г.) были изданы греческие надписи из Британского музея.
Появилась подборка греческих надписей, имеющих отношение
к истории (1901).
Отражением реакционных тенденций в английской историографии
явились прежде всего попытки трактовать
историю с позиций расовой теории. У. Риджуей рассматривает
ранний период истории Греции в плане расового
конфликта между носителями микенской культуры —
|
|
|
|
|
157
|
«греческими пелазгами», темноволосыми и темнокожими
людьми, и светлокожими ахейцами.
Одним из наиболее крупных английских историков
античности был Джон Бьюри (1861 — 1927). Прекрасный
знаток античной литературной традиции, он понимал
также значение археологических источников и широко
вводил их в научный оборот. В своей работе «Древнегреческие
историки», выросшей из курса лекций в Гарвардском университете,
Дж. Бьюри взглянул на труды
греческих историков не как на сумму фактических данных по
истории Древней Греции, а как на памятники
исторической мысли. Историческое мышление древних
греков, согласно Бьюри, сформировалось после греко-персидских
войн, приведших греков к знакомству с Востоком и к новому
видению истории.
В центре научных интересов Джона Бьюри была история Римской
империи. Вместо широко распространенной теории гибели Римской
империи в результате морального разложения Бьюри выдвигает
теорию умственного разложения и пытается доказать, что империю
привели к упадку неспособность ее подданных к размышлению,
отсутствие умственной оригинальности, «скудость
идей».
Отрицательное отношение к модернизаторскому подходу в изучении
истории античности проявилось в работе английского историка
А. Циммерна «Греческая государственность». В этом исследовании
Циммерн обращает внимание на географические и экономические
условия,
отмечая ограниченность ремесленного производства, отсутствие
развитого денежного хозяйства. Не отрицая того, что Пелопоннесская
война была вызвана необходимостью экономического развития
и столкновением этого
фактора с унаследованными политическими учреждениями и традициями,
автор выступает против объяснения
неповторимого в своем своеобразии процесса с помощью
современной экономической фразеологии.
Критика анимистической теории представителями
разных научных школ привлекла внимание не только к
религии, но и к неисследованным ранее сферам политической
и идеологической жизни. Работа Дж. Фрейзера
(1854 — 1941) «Золотая ветвь» (1911 — 1915), выросшая
из толкования одного древнего культового обычая италийской
религии, претендовала на объяснение происхождения религии
вообще.
|
|
|
|
|
158
|
Вместо идеи постепенной эволюции, свойственной
классической английской школе антропологии, Фрейзер
выдвинул теорию трех стадий развития человеческого
мировосприятия — магической, религиозной и научной.
Фрейзер настаивал на принципиальном различии магии
и религии и видел в религии древнейшую универсальную
форму мировоззрения. Фрейзер по-новому истолковал
множество религиозных обрядов, мифологических и
фольклорных образов, выявил зависимость древнейшей
царской власти от магических обрядов плодородия.
Стремление рассмотреть греческую религию с точки
зрения развития греческого общества характеризует
многочисленные работы Джен Гаррисон (1850 — 1928).
Особенно интересно исследование ею культа Фемиды
(1912), выясняющее, как в эволюции этого хтонического
божества воплотились социальные корни и развитие греческой
религии. Гаррисон рассматривает развитие религии как явление,
логичное в своей основе, недостаточно
учитывая иррациональные моменты.
На материале литературных, археологических, эпиграфических
источников основана пятитомная работа Фарнелла о культах
греческих городов (1896 — 1907), по полноте не имеющая себе
равных как в Англии, так и за ее
пределами.
В вопросах происхождения христианства сильные позиции в
английской науке занимала мифологическая
школа. Ее виднейший представитель — Дж. Робертсон
(1856 — 1933). Находясь под влиянием антропологического направления,
он изучал религии классового общества под углом зрения истории
первобытных религий. Основателя христианской религии, так
же как его преемников. он считал порождением процесса мифотворчества
и
отыскивал им самые фантастические параллели в греческой,
сирийской и индийской религиях.
|
|
|
|
|
|