Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

 

 
158

 

§ 6. Итальянская историография античности

В первые десятилетия существования объединенного итальянского государства закладываются основы итальянской исторической науки. Для пришедшей к власти итальянской буржуазии история Древнего Рима была непросто предметом научного изучения, а патриотической гордостью. Молодое государство не жалеет средств

   
 
159

 

на раскопки. Дж. Бони (1859 — 1925) был одним из основателей стратиграфического метода в археологии. Под его руководством с 1898 по 1907 г. осуществлялись раскопки на римском форуме, в ходе которых были впервые изучены древнейшие поселения и погребения на территории Рима. Широкую деятельность по археологическому изучению Сицилии и Южной Италии развернул с 1898 г. П. Орси (1859 — 1935). С начала XX в. итальянские ученые проводят археологические исследования за пределами своей страны. Наибольшее значение имели раскопки итальянских археологов Альбера, Савиньони и Пернье на острове Крите (раскопки Феста в 1900 — 1908 гг.).

Налаживается публикация результатов раскопок. Начинают выходить «Бюллетень палеэтнологии Италии» (с 1889 г.), «Классическая филология» (с 1873 г.), «Исторические исследования» (с 1892 г.) и др.

Весом вклад итальянских ученых в изучение надписей и папирусов. В 1867 г. А. Фабретти выпустил в свет «Свод италийских надписей». В 70-х годах XIX в. он опубликовал три дополнения к нему. Основателем итальянской папирологии был филолог Дж. Вителли (1849 — 1935). Созданное по его инициативе «Общество по изучению греческих и латинских папирусов» способствовало образованию флорентийской коллекции папирусов и ее изданию. Другим центром папирологии стал Милан, где благодаря деятельности А. Кальдерини (1883 — 1939) в 1913 г. был создан папирологический институт.

Итальянская историография, переживающая после объединения страны подъем, в конце XIX и начале XX в. оказывается охваченной как прогрессивными, так и реакционными влияниями. Прогрессивные веяния исходят от марксизма, находящего себе приверженцев среди рабочего класса и части интеллигенции. Проявлением влияния марксизма в интересующей нас сфере является выход работ, посвященных социально-экономической истории античного мира. Такова книга Дж. Сальвиоли (1857 — 1928) «Капитализм в античном мире» (1906), посвященная доказательству того, что Древняя Греция и Древний Рим не знали промышленного капитала и что приложение капитала в древности ограничивалось двумя сферами — ростовщичеством и земледелием. В земледелии не существовали капиталистические хозяйства, поскольку главной целью было не производство, а непроизводительное потребление.

   
 
160

 

Реакционные влияния исходили из модных в то время идеалистических философских систем. Создателем одной из них был Б. Кроче (1866 — 1952), ставший общепризнанным лидером неогегельянства. С точки зрения Кроче, стремившегося очистить систему Гегеля от дуализма, единственной реальностью является сама история, признаваемая как жизненная активность саморазвивающегося духа.

Философия Б. Кроче оправдывала и обосновывала гиперкритицизм, нашедший в Италии ряд видных представителей. К их числу принадлежал Э. Пайс (1856 — 1939). Работая в Палермском и Неапольском университетах, Пайс написал труд по истории Сицилии и Великой Греции. От предшествующих работ он отличался резкой критикой античной традиции. Сведения римской традиции Пайс рассматривал как недостоверные, как результат сознательно применяемых античными историками приемов «удвоения» и «утроения» одного и того же сообщения.

В своей 4-томной «Критической истории Рима» (1913 — 1915) Э. Пайс отказывается от крайних гиперкритических увлечений и дает систематическое исследование первых пяти веков римской истории. На основании дошедших легенд он реконструирует этнографическую и лингвистическую карту древнейшего Лация, выявляет отношения его народов с этрусками, финикийцами и греками. Э. Пайс анализирует предания о каждом из семи римских царей. В традиции о царях он выявляет различные слои и устанавливает на ее основании юридические и социальные условия Рима царского периода. Он уже не отрицает историчности законов XII таблиц и использует как источник так называемые царские законы.

Уже до первой мировой войны выдающееся место в итальянской науке о древности занял Г. де Санктис (1870 — 1957). Ученик К. Белоха, он взял у него интерес к спорным проблемам древнейшей истории Греции и Рима. Работа де Санктиса «Аттис. История Афинской республики» (1912) представляет одно из наиболее полных и тщательных изложений истории Аттики. Используя названия аттических демов и правовые пережитки, автор стремится проникнуть в родовое прошлое Аттики. Автор испытывает горячую симпатию к демократической форме правления, что составляет резкий контраст по сравнению с трудами К. Белоха.

   
 
161

 

Вышедший в 1907 г. первый том «Истории римлян» де Санктиса был началом обширной работы, публикация которой растянулась на 50 лет. В противовес Э. Пайсу, Г. де Санктис находит в римском предании, дошедшем в пересказе Тита Ливия, достоверные черты, поскольку римский пожар 387 г. до н.э. не уничтожил всех документов; Де Санктис поддерживает идею Б. Г. Нибура о существовании у римлян эпоса, признает историчность коллегии децемвиров и законов XII таблиц. В то же самое время де Санктис относит центуриатную реформу Сервия Туллия к III в. до н.э., отвергает историчность аграрного законодательства Лициния и Секстия. «Умеренная критика» Де Санктиса перерастает в гиперкритику в тех случаях, когда речь идет о фактах социальной борьбы в раннем Риме.

Наиболее ярким выразителем философско-исторических взглядов либеральной буржуазной интеллигенции перед первой мировой войной был Г. Ферреро (1871 — 1942).

Тдямая его работа «Величие и падение Рима» была задумана как история создания Римской мировой державы и ее крушения. Но пятый том заканчивается смертью Августа, так что падения Рима, вопреки названию, в ней нет. Сторонник историко-экономического направления в науке, Ферреро истолковывает историю создания Римской империи под углом зрения экономических и социальных процессов современности.

Раннее римское общество рассматривается им как чисто крестьянское с его сельскими добродетелями — бережливостью, простотой. В III в. до н.э. вследствие первых побед за пределами Италии в нее проникают «торговый дух» и «спекуляция», а уже во II в. до н.э. из среднего класса формируется «капиталистическая буржуазия». Тот же процесс, который вызвал ее появление, •ведет к разорению земледельцев, росту рабства и экономическому оскудению старой аристократии, занимавшей по традиции посты в государственном управлении. Все Это приводит к появлению «подлинного римского империализма». Деятельность братьев Гракхов по восстановлению мелкого землевладения Ферреро рассматривает как попытку осуществления идей «аграрного коммунизма», имевшую, однако, пагубные результаты — усиление плутократии, а выступление Сатурнина и Главции. — как «великое восстание античного пролетариата». Цезарю Ферреро дает отрицательную оценку: он не мудрый го-

   
 
162

 

сударственный деятель, а гениальный авантюрист и честолюбец. Август, уничтоживший гражданские распри, пользуется симпатией Ферреро. С его точки зрения. Август был действительным восстановителем республиканских порядков.

Пороки исторического метода Ферреро исходят из неправильного анализа экономических и социальных факторов. Стремление во что бы то ни стало отыскать в древности аналогии современным процессам приводит его к крайней модернизации. Хотя Ферреро принимает во внимание экономические факторы, он в то же время говорит о «роковом ходе событий», «таинственных законах, управляющих судьбами наций», т. е. скатывается на позиции фатализма. В его оценке исторической роли Римской империи звучат апологетические мотивы, и образование ее расценивается как осуществление исторической миссии Рима — посредника между культурным Востоком и варварской Европой.

   

 

   

 



Rambler's Top100