|
|
158
|
§ 6. Итальянская историография античности
В первые десятилетия существования объединенного
итальянского государства закладываются основы итальянской
исторической науки. Для пришедшей к власти
итальянской буржуазии история Древнего Рима была
непросто предметом научного изучения, а патриотической гордостью.
Молодое государство не жалеет средств
|
|
|
|
|
159
|
на раскопки. Дж. Бони (1859 — 1925) был одним из основателей
стратиграфического метода в археологии. Под
его руководством с 1898 по 1907 г. осуществлялись раскопки
на римском форуме, в ходе которых были впервые
изучены древнейшие поселения и погребения на территории
Рима. Широкую деятельность по археологическому
изучению Сицилии и Южной Италии развернул с 1898 г.
П. Орси (1859 — 1935). С начала XX в. итальянские ученые проводят
археологические исследования за пределами своей страны.
Наибольшее значение имели раскопки
итальянских археологов Альбера, Савиньони и Пернье
на острове Крите (раскопки Феста в 1900 — 1908 гг.).
Налаживается публикация результатов раскопок.
Начинают выходить «Бюллетень палеэтнологии Италии»
(с 1889 г.), «Классическая филология» (с 1873 г.), «Исторические
исследования» (с 1892 г.) и др.
Весом вклад итальянских ученых в изучение надписей и папирусов.
В 1867 г. А. Фабретти выпустил в свет «Свод италийских надписей».
В 70-х годах XIX в. он опубликовал три дополнения к нему.
Основателем итальянской папирологии был филолог Дж. Вителли
(1849 — 1935). Созданное по его инициативе «Общество по
изучению греческих и латинских папирусов» способствовало
образованию флорентийской коллекции папирусов и ее изданию.
Другим центром папирологии стал Милан, где благодаря деятельности
А. Кальдерини (1883 — 1939) в 1913 г. был создан папирологический
институт.
Итальянская историография, переживающая после
объединения страны подъем, в конце XIX и начале XX в.
оказывается охваченной как прогрессивными, так и реакционными
влияниями. Прогрессивные веяния исходят
от марксизма, находящего себе приверженцев среди рабочего
класса и части интеллигенции. Проявлением влияния марксизма
в интересующей нас сфере является выход работ, посвященных
социально-экономической истории античного мира. Такова книга
Дж. Сальвиоли
(1857 — 1928) «Капитализм в античном мире» (1906),
посвященная доказательству того, что Древняя Греция
и Древний Рим не знали промышленного капитала и что
приложение капитала в древности ограничивалось двумя сферами
— ростовщичеством и земледелием. В земледелии не существовали
капиталистические хозяйства, поскольку главной целью было
не производство, а непроизводительное потребление.
|
|
|
|
|
160
|
Реакционные влияния исходили из модных в то время идеалистических
философских систем. Создателем
одной из них был Б. Кроче (1866 — 1952), ставший общепризнанным
лидером неогегельянства. С точки зрения
Кроче, стремившегося очистить систему Гегеля от дуализма,
единственной реальностью является сама история, признаваемая
как жизненная активность саморазвивающегося духа.
Философия Б. Кроче оправдывала и обосновывала
гиперкритицизм, нашедший в Италии ряд видных представителей.
К их числу принадлежал Э. Пайс (1856 —
1939). Работая в Палермском и Неапольском университетах,
Пайс написал труд по истории Сицилии и Великой Греции. От
предшествующих работ он отличался
резкой критикой античной традиции. Сведения римской
традиции Пайс рассматривал как недостоверные, как результат
сознательно применяемых античными историками приемов «удвоения»
и «утроения» одного и того же
сообщения.
В своей 4-томной «Критической истории Рима»
(1913 — 1915) Э. Пайс отказывается от крайних гиперкритических
увлечений и дает систематическое исследование первых пяти
веков римской истории. На основании
дошедших легенд он реконструирует этнографическую и
лингвистическую карту древнейшего Лация, выявляет
отношения его народов с этрусками, финикийцами и греками.
Э. Пайс анализирует предания о каждом из семи
римских царей. В традиции о царях он выявляет различные
слои и устанавливает на ее основании юридические и социальные
условия Рима царского периода. Он
уже не отрицает историчности законов XII таблиц и использует
как источник так называемые царские законы.
Уже до первой мировой войны выдающееся место в
итальянской науке о древности занял Г. де Санктис
(1870 — 1957). Ученик К. Белоха, он взял у него интерес
к спорным проблемам древнейшей истории Греции и Рима. Работа
де Санктиса «Аттис. История Афинской республики» (1912)
представляет одно из наиболее полных
и тщательных изложений истории Аттики. Используя
названия аттических демов и правовые пережитки, автор стремится
проникнуть в родовое прошлое Аттики.
Автор испытывает горячую симпатию к демократической
форме правления, что составляет резкий контраст по
сравнению с трудами К. Белоха.
|
|
|
|
|
161
|
Вышедший в 1907 г. первый том «Истории римлян»
де Санктиса был началом обширной работы, публикация
которой растянулась на 50 лет. В противовес Э. Пайсу,
Г. де Санктис находит в римском предании, дошедшем
в пересказе Тита Ливия, достоверные черты, поскольку
римский пожар 387 г. до н.э. не уничтожил всех документов;
Де Санктис поддерживает идею Б. Г. Нибура о
существовании у римлян эпоса, признает историчность
коллегии децемвиров и законов XII таблиц. В то же самое
время де Санктис относит центуриатную реформу
Сервия Туллия к III в. до н.э., отвергает историчность
аграрного законодательства Лициния и Секстия. «Умеренная
критика» Де Санктиса перерастает в гиперкритику в тех случаях,
когда речь идет о фактах социальной борьбы в раннем Риме.
Наиболее ярким выразителем философско-исторических взглядов
либеральной буржуазной интеллигенции перед первой мировой
войной был Г. Ферреро (1871 — 1942).
Тдямая его работа «Величие и падение Рима» была
задумана как история создания Римской мировой державы и
ее крушения. Но пятый том заканчивается смертью
Августа, так что падения Рима, вопреки названию, в ней
нет. Сторонник историко-экономического направления в
науке, Ферреро истолковывает историю создания Римской империи
под углом зрения экономических и социальных процессов современности.
Раннее римское общество рассматривается им как
чисто крестьянское с его сельскими добродетелями — бережливостью,
простотой. В III в. до н.э. вследствие первых побед за пределами
Италии в нее проникают «торговый дух» и «спекуляция», а
уже во II в. до н.э. из
среднего класса формируется «капиталистическая буржуазия».
Тот же процесс, который вызвал ее появление,
•ведет к разорению земледельцев, росту рабства и экономическому
оскудению старой аристократии, занимавшей
по традиции посты в государственном управлении. Все
Это приводит к появлению «подлинного римского империализма».
Деятельность братьев Гракхов по восстановлению мелкого землевладения
Ферреро рассматривает
как попытку осуществления идей «аграрного коммунизма», имевшую,
однако, пагубные результаты — усиление
плутократии, а выступление Сатурнина и Главции. — как
«великое восстание античного пролетариата». Цезарю
Ферреро дает отрицательную оценку: он не мудрый го-
|
|
|
|
|
162
|
сударственный деятель, а гениальный авантюрист и честолюбец.
Август, уничтоживший гражданские распри,
пользуется симпатией Ферреро. С его точки зрения. Август
был действительным восстановителем республиканских порядков.
Пороки исторического метода Ферреро исходят из неправильного
анализа экономических и социальных факторов. Стремление
во что бы то ни стало отыскать в древности аналогии современным
процессам приводит его к
крайней модернизации. Хотя Ферреро принимает во внимание
экономические факторы, он в то же время говорит
о «роковом ходе событий», «таинственных законах, управляющих
судьбами наций», т. е. скатывается на позиции фатализма.
В его оценке исторической роли Римской империи звучат апологетические
мотивы, и образование ее расценивается как осуществление
исторической
миссии Рима — посредника между культурным Востоком и варварской
Европой.
|
|
|
|
|
|