Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

 

 
238

 

ГЛАВА 8. СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА ОБ АНТИЧНОСТИ (1945 — конец 70-х годов)

§ 1. Общие особенности развития науки

Разгром фашизма во второй мировой войне стал военно-политическим и идеологическим поражением наиболее реакционных сил империализма и антикоммунизма. Последствия победы сил демократии и социального прогресса были огромными. В результате народно-демократических революций в ряде стран Европы и Азии был установлен строй народной демократии и был открыт путь к строительству социалистического общества. Возникло принципиально новое общественное явление в истории — мировая социалистическая система, которая стала оказывать большое влияние на развитие не только мировой экономики и политики, но и культуры.

После второй мировой войны начался мощный подъем национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах, приведший к концу 50-х годов к крушению господствующей около полутора столетий колониальной системы. Сформировался так называемый третий мир, включающий государства с переходной общественной структурой, неопределенной формационной принадлежностью, причем некоторые из таких государств провозгласили своей конечной целью построение социализма в своих странах.

В странах капиталистического мира наблюдается рост активности рабочего класса и его партий и прежде всего боевого авангарда трудящихся — коммунистических партий. Коммунистические партии превратились в мощные политические организации, располагающие большим влиянием, значительными средствами, своей прессой, теоретическими журналами, научно-политическими институтами.

   
 
239

 

В целом можно говорить об укреплении сил мира и социализма, распространении марксистско-ленинской идеологии не только в рядах пролетариата, но и о ее влиянии на другие слои капиталистического общества, во многих странах третьего мира. Буржуазия и ее идеологи перед лицом усиливающегося влияния марксизма-ленинизма принимают самые решительные меры борьбы с ним, разрабатывают новые и совершенствуют старые философские идеалистические системы, противостоящие материалистическому пониманию современного мира и его исторического прошлого. Наиболее влиятельными историко-философскими теориями послевоенного времени выступают неокантианская концепция в обработке Макса Вебера, этико-политическая школа последователей Б. Кроче, философия экзистенциализма, историософия А. Тойнби, так называемые индустриальные концепции мировой истории, например У. Ростоу, концепции структурализма. Весьма влиятельной в послевоенные годы стала философская система экзистенциализма, или философия существования, наиболее крупными представителями которой были Г. Хайдеггер и К. Ясперс в Германии, Ж.-П. Сартр во Франции.

С точки зрения экзистенциалистов общество состоит из изолированных индивидов, которые ведут «существование» (сложное философское понятие, давшее название всей философской системе). Существование человека глубоко индивидуально, человек живет, обремененный «заботой» о продолжении существования, преодолевая присущий ему страх смерти. Под влиянием конкретной исторической «ситуации» человек принимает ряд «решений», действует, но это мнимая деятельность, так как внешний мир переживается человеком как «абсолютное ничто». Главным и решающим является его собственное «наличное бытие» или «существование», т. е. то или иное отношение к самому себе, которое является имманентным и совершенно неуправляемым. Резкое противопоставление «существования» человека и его внутреннего мира и человеческого общества как механической суммы неуправляемых индивидов, трактовка общественной деятельности человека как иллюзорной обусловили особое понимание исторического процесса; основной акцент был сделан на внутреннем совершенствовании человеческой личности.

   
 
240

 

Примером исторической концепции экзистенциалистов является теория осевого времени Карла Ясперса. С его точки зрения человечество прошло четыре крупных этапа в своем развитии: 1) предыстория, или «прометеев век» (возникновение языка, орудий труда, употребление огня и др.), до 3000 г. до н. э.; 2) основание первых цивилизаций — шумерской и египетской (около 3000 г. до н.э.); 3) осевое время (I тыс. до н.э., точнее 800 — 200 гг. до н.э.); 4) научно-технический век — век бездуховной техники и массовой культуры.

Именно в осевом времени возникли культурные ценности, которыми человечество живет до сих пор. В это время в Индии, Китае, Греции произошли религиозно-философские революции, заложившие основные категории религии, философии, науки. Человек стал одухотворенным, осознал свое бытие, стоящие перед ним проблемы и цели, свои возможности и их границы, открыл личность и разум. В концепции осевого времени особо выделяется Греция как колыбель политической свободы, гуманизма, рационализма, стремления к активному осуществлению внутреннего идеала.

Другой популярной историко-философской системой в 40 — 50-х годах стала историософия Ар. Тойнби, который развил до логического конца идеи замкнутых цивилизаций, высказываемые Эд. Мейером и О. Шпенглером. С точки зрения Ар. Тойнби не существует единой истории человечества, а последняя суть совокупность историй 21 отдельных замкнутых и независимых друг от друга цивилизаций, больших историко-культурных комплексов. Все эти цивилизации равноценны и современны, даже если они исчезли тысячи лет назад, например вавилонская или египетская.

Каждая цивилизация проходит в своем развитии пять стадий: рождение, рост, надлом, разложение, гибель, — после чего она бесследно исчезает в истории, уступая место другой. События и процессы, происходящие во всех цивилизациях, аналогичны; сравнивая их, можно вывести некоторые «эмпирические законы», которые определяют внешнее движение цивилизаций, но сущность их специфична и неповторима. Поскольку события и процессы в цивилизациях аналогичны, то можно сравнивать, например, реформаторскую деятельность Петра I в православной цивилизации и Эхнатона — в

   
 
241

 

древнеегипетской, захватническую политику Тиглат-Паласара III и милитаризм Гитлера.

Движущей силой цивилизаций является творческое господствующее меньшинство — элита, носитель мистического «жизненного порыва» цивилизации, — которое, удачно отвечая на различные «вызовы» исторической судьбы, ведет за собой инертное большинство. Однако, если господствующая элита утрачивает способность удачно отвечать на вызовы, начинается недовольство инертной массы, которое в конечном итоге ведет к гибели всей цивилизации.

В ходе истории реализуется некая высшая трансцендентная цель, определенный божественный план. Осознать этот план могут лишь отдельные избранники, причем в этом процессе познания решающую роль играет внутреннее озарение, мистическая интуиция. Крупный специалист в области греко-римской цивилизации Арн. Тойнби строит модель развития каждой цивилизации главным образом на античном материале, развивая свою собственную концепцию античного мира. Особенностью, которая делает ее детищем середины XX в., является принципиальная равнозначность со всеми другими цивилизациями, ярко обрисованными именно специалистом в области античной истории.

Своеобразной реакцией в буржуазной науке на огромное значение промышленного развития для судеб современного мира является появление ряда исторических концепций, получивших название теорий индустризма. Примером одной из таких теорий может служить концепция американского социолога У. Ростоу, выпустившего в 1960 г. работу «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест». С точки зрения У. Ростоу человеческое общество развивается в рамках прямолинейной эволюции и проходит пять основных стадий, которые различаются уровнем техники и «индустризма». Эти стадии таковы: 1) традиционные общества, куда входят все докапиталистические государства, вплоть до современных слаборазвитых стран;

2) переходное общество (разные страны Европы в XVIII — XIX вв., страны, получившие независимость после национально-освободительных движений в XX в., например Индия, Китай до 1950 г.); 3) сдвиги в промышленной революции (Англия с конца XVIII в., Франция и США с середины XIX в., Россия с конца XIX в., Ин-

   
 
242

 

дня и Китай с 1950 г.); 4) зрелость (Англия с 1850 г., США с 1900 г. Германия и Франция с 1910 г., СССР с 1950 г.); 5) высокое массовое потребление.

Все античные общества Ростоу понимает как традиционные. По его мнению, их структура развивается в рамках ограниченных функций производства, основанного на доньютоновской науке и технике. Небольшие технические возможности резко лимитируют рост производства на душу населения. Слабое развитие «индустризма» предопределило ведущую роль земледелия, а следовательно, господство кровнородственных и общинных связей, иерархическую структуру общества, господство землевладельцев, ограниченную подвижность и фатализм мышления, т. е. представление о неизменности положения всех поколений, об ограниченности средств для улучшения своей участи. «Теория индустризма» Ростоу — пример одностороннего примитивного подхода к роли производства в историческом процессе, сведенного к гипертрофированному пониманию роли техники в отрыве от производственных отношений людей.

Подводя некоторый итог обзору общих теоретических концепций современной историографии, на основе которых работают многие буржуазные историки, в том числе и специалисты по античности, следует отметить, что в них ярко проявляются черты идеализма с оттенком мистицизма, непознаваемости сущности исторического процесса, антиисторизма и в конечном итоге исторического пессимизма. По существу, все разновидности современной буржуазной философии истории направлены против материалистического понимания истории, марксистско-ленинской теории исторического процесса.

Одной из общих особенностей современной историографии является создание марксистского и близкого к нему направления в капиталистических странах. Как правило, его представителями выступают члены коммунистических партий или сочувствующие им ученые, но влияние исторического материализма испытывают и буржуазные по происхождению и образованию специалисты. В Италии и Франции действуют научно-исследовательские институты, работающие под руководством коммунистических партий, где занимаются разработкой истории, главным образом новейшего времени, но имеются специалисты и по античной истории, например в Италии Э. Серени, Бьянко-Бандинелли, Домини. Под

   
 
243

 

влиянием марксистской концепции стали работать специалисты, объединенные в Центр по изучению античной истории в университете Безансона во Франции, а также такие известные ученые, как Дж. Томпсон, А. Робертсон, Мазон, Г. Чайльд в Англии, А. Боннар в Швейцарии и др. Возникновение марксистского или близкого к нему направления в капиталистических странах — свидетельство широкого распространения исторического материализма, показатель зрелости марксистской исторической науки, ее все усиливающегося влияния в современной историографии.

   

 

   

 



Rambler's Top100