Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

 

 
272

 

§ 3. Изучение античности во Франции

Развитие французского антиковедения в послевоенное время в значительной мере определялось теми общими процессами, которые происходили в стране: усиление классовых противоречий, растущая поляризация политических сил, формирование мощного народного и демократического движения во главе с Французской коммунистической партией. Традиционное для французского антиковедения преимущественное внимание к политической истории (с акцентом на деятельность отдельных личностей) или к истории политических уч-

   
 
273

 

рождений и идеологии вызывало все большее неудовлетворение среди группы молодых исследователей, стремившихся понять глубинные процессы исторического развития, выявить причины (кроящиеся не в намерениях и деятельности отдельных лиц) его. К этому «добавилось также влияние «школы Анналов», которая сформировалась еще в 30-х годах, главным образом на базе медиевистики, но идеи которой казались все более притягательными и для историков, специализировавшихся на изучении других исторических эпох. Результатом всего этого явилось возникновение достаточно влиятельного течения во французском антиковедении, ставящего во главу угла исследование социально-экономических отношений античного общества, их влияния на все остальные стороны жизни. Ядром этого течения стала группа историков-марксистов, наиболее последовательно выражавших тенденции нового этапа развития французского антиковедения. Серьезная борьба идей во французском антиковедении в послевоенное время проявлялась как в выборе тем исследований, так и в методах решения различных проблем. Этот процесс происходит к тому же в условиях значительного расширения базы источников, совершенствования технических методов исследования, заметных успехов археологии, нумизматики, эпиграфики, папирологии.

Французские археологи продолжали активное изучение археологических памятников Греции, римской Галлии, территории римских африканских провинций. Французская археологическая школа в Афинах осуществляла традиционные, ведущиеся уже несколько десятилетий раскопки ФасосаиДелоса, где вскрывались новые обширные жилые кварталы и общественные сооружения. Для исследования памятников II тыс. до н. э. наиболее важны результаты раскопок Маллии, где изучался самый крупный (после Кносса) дворцовый комплекс Крита. Принципиально важны открытия, сделанные на холме Дикли Таш (Македония) во время совместных греко-французских работ, где изучались слои от среднего неолита до ранней бронзы. В результате этих работ выявляется важность северных, дунайских культур в формировании эгейско-анатолийской цивилизации в противовес мнению, согласно которому генезис почти всех дунайских культур объясняется движениями народов Анатолии.

   
 
274

 

На территории Сицилии французские археологи исследовали Мегару Гиблейскую. Результаты этих раскопок чрезвычайно важны для понимания «великой греческой колонизации» и характера древнейших греческих поселений на Западе (Ж. Балле, Ф. Виллар «Мегара Гиблейская»,. т. 1 — 2, 1964). В Малой Азии продолжались раскопки Ксанфа. В Сирии и Ливане проводились исследования во многих эллинистических и римских центрах, важнейшие результаты находили отражение в многочисленных публикациях А. Сейрига. Для судеб эллинизма на территории Ирана важны были работы Р. Гиршмана в ряде сакральных центров Персиды (1976). Настоящей сенсацией стало открытие греческого города, построенного при Александре Македонском и существовавшего в селевкидскую и греко-бактрийскую эпохи в Афганистане (Ай Ханум). Раскопки были начаты выдающимся французским археологом и искусствоведом Д. Шлюмберже и продолжены П. Бернаром.

Одним из примечательных явлений французской античной археологии является широкое применение новых методов исследования, в частности использование аэрофотосъемки и исследований остатков затонувших кораблей на морском дне. Фр. Бенуа принадлежит одна из лучших публикаций описания остатков затонувшего в III — II вв. до н.э. около острова Гран Конлюэ римского корабля (1961). Один из близких сотрудников знаменитого французского ученого-подводника Ж.-И. Кусто — Фр. Дюма сообщил в печати об известных к началу 60-х годов находках античных кораблей на дне Средиземного моря (1964). Эти работы важны для изучения средиземноморской торговли в римское время. Одним из инициаторов применения аэрофотосъемки для целей археологического исследования стал Р. Шевалье, который подытожил результаты своих изысканий (в Метапонте, в Южной Италии и в Тунисе) и исследований других ученых в монографии «Применение авиации для открытия прошлого» (1962).

Из других публикаций археологического материала следует отметить завершение монументального издания Альбера Гренье «Руководство по римско-галльской археологии» в четырех томах, посвященных соответственно памятникам городского строительства, общественным празднествам, термам и акведукам (1958 —

   
 
275

 

1-960). Ж. Шарль Пикар проводил свои изыскания по археологии пунического Карфагена и римских провинции Западной Африки (1958, 1959 и др.). Л. Шателен изучал римские древности Марокко, римской Мавритании (1944).

В рассматриваемый период развитие древнегреческой эпиграфики во Франции связано в первую очередь с именем выдающегося современного эпиграфиста Л. Робера. Он продолжает (совместно с Ж. Робер) публиковать ежегодные «Эпиграфические бюллетени» в журнале «Revue des Etudes Grecques». Сравнительно недавно они были собраны и изданы в виде отдельных книг (7 томов, 1972 — 1974). Значение этого издания заключается не только в том, что в нем фиксируются все эпиграфические издания, но и в том, что они оцениваются и корректируются крупнейшим знатоком греческой эпиграфики. Нередко такая рецензия превращается в самостоятельное исследование, много более ценное, чем первоначальная публикация. Чрезвычайно важны и другие исследования Л. Робера, всегда построенные на тщательном изучении документов: «Элленика» (т. 1 — 15, 1940 — 1964) «Кария. История и историческая география» (совместно с Ж. Робер, 1954), «Документы из Южной Малой Азии» (1966) и др. Необходимо также отметить серию публикаций греческих надписей из Египта (А. и Э. Бернан...).

Для изучения многих проблем римской аграрной политики и более широко — процесса романизации в провинциях представляет очень большой интерес тщательная и полная публикация кадастровых документов из римской колонии Араузион (совр. Оранж). В этой работе А. Пиганьола даны не только все документы и надписи, включая многочисленные фрагменты, которые позволили определить наличие не одного, а трех кадастров, но и самое тщательное историко-эпиграфическое исследование многих вопросов межевания и аграрных порядков.

Продолжалась публикация папирусов. Особенно активно в этом отношении работал Французский институт восточной археологии в Каире. Его сотрудник Е. Ж. Шварц опубликовал архив Сарапиона и его сыновей — один из наиболее интересных семейных архивов, датируемый концом I — началом II в. н. э. (1961), — а затем коллекцию папирусов, принадлежав-

   
 
276

 

ших институту (1971). Началась полная публикация папирусов, хранящихся в Сорбонне (А. Каде, 1966); продолжалось издание папирусов из Страсбурга (1948, 1963).

Среди работ французских нумизматов-антиковедов наибольшее .внимание привлекают работы Ж. Ле Ридера. Им опубликовано монументальное исследование «Сузы при Селевкидах и парфянах» (1965), в котором даны все античные монеты, найденные при раскопках Суз. На базе этих находок и других материалов сделана попытка восстановить политическую и экономическую историю этого крупного эллинистического центра. Им же опубликован очерк о монетном деле Крита (1968), Большое значение имели другие нумизматические работы Л. Робера: общий очерк «Греческие монеты» (1967), специальное исследование о монетах Троады (1966) и «Этюды по греческой нумизматике» (1951). Огромный клад селевкидских и греко-бактрийских монет, найденных на севере Афганистана, описали и исследовали Ф. Кюрье и «Ж. Фуссм1н (1965). Французский археологический институт в Бейруте начал систематическую публикацию кладов селевкидских монет (А. Сейриг, 1973).

Заметным явлением во французской нумизматике стали работы Ж. Каллю, автора серьезных исследований различных проблем денежного обращения и монетной политики первой тетрахии (1963), а затем капитального труда о монетной политике римских императоров с 238 по 311 г. (1969), вносящего целый ряд новых идей в сложную проблему кризиса III в. Более раннему периоду — времени Марка Аврелия и северовской династии — посвящены работы Ж. Ги (1962). К. Николе посвятил ряд работ разным проблемам монетной политики Римской республики времени 2-й Пунической войны (1963) и середины I в. до н. э. (1970). Ж. Мазар издал полный свод монет, найденных в двух римских провинциях — в Нумидии и Мавритании (1955).

Для французского современного антиковедения характерен самый широкий диапазон исследований, которые ведутся по различным проблемам и периодам античной истории. Одним из традиционных для французского антиковедения направлений было изучение социально-экономической истории античных обществ и истории цивилизации как определенного сложного комп-

   
 
277

 

лекса. Специальных работ по античной греческой и римской экономике не так-то много. Это монография Е. Кавеньяка о греческой экономике (1951), работа общего характера об античной экономике Ж. Леви (1964), ряд специальных исследований по истории римской экономики царского и раннереспубликанского периода Р. Бенье (1947; 1955). Можно назвать большой раздел в «Общей истории труда» о состоянии трудовых ресурсов и положении трудящихся в Греции и Риме, написанный Р. Ремондоном (1959). Несколько серьезных исследований различных проблем аграрной истории Древнего Рима от времени Катона до Плиния Младшего принадлежат Р. Мартену (1967; 1971). Новым и плодотворным аспектом в изучении античной экономики является широкое использование монет как исторического источника. В работах Ле Ридера, К. Николе, Ж. Ги, Ж. Каллю изучение монет перестает быть объектом сугубо нумизматических штудий и превращается в важный источник по изучению широких экономических и других проблем.

Для большей части работ по античной экономике характерна, так сказать, большая или меньшая модернизация античных отношений, которая проявляется как в использовании понятий капиталистической экономики, так и в постоянном сопоставлении рабовладельческой экономики с капиталистическими экономическими категориями и с буржуазными отношениями, если термин «капитализм» и не употребляется.

При современном уровне антиковедческой науки исследование социальных отношений в древних обществах занимает самое видное место. Проблема социальной структуры античного общества является одной из важных в общих трудах, например. А. Эймара, как в работах по греческой, так и по римской истории (см. его составленные вместе с М. Обуайе два тома: т. I — «Восток и Древняя Греция», 1953; т. II — «Рим и его империя», 1954) в рамках 8-томной «Всеобщей истории цивилизации», издававшейся в 50-х — начале 60-х годов под редакцией М Круазе. Другие работы Эймара — «Этюды по античной истории» (1967), исследование о социально-экономических институтах греческих полисов классического периода (1955) раскрывают концепцию социальной структуры античных обществ. Автор модернизирует античное общество по образцу капиталистического,

   
 
278

 

стремится затушевать классовые и социальные противоречия различных прослоек населения. Исследование социальных отношений в античном обществе приводит А. Эймара к выводу, что конечными двигателями исторического развития цивилизации являются не массы, не процесс внутреннего социально-экономического развития, а избранные сильные личности.

По истории социальной структуры римского общества следует отметить работы К. Николе о всадничестве (его докторская диссертация, 1966), а также исследования по структуре господствующих классов римского общества конца республики и труд Ж. Гаже о социальных классах Римской империи (1964). К. Николе подчеркивает функциональное значение римских сословий, говорит о тесном переплетении экономики и политики в социальном поведении разных слоев населения и видит в этом своеобразие античной общественной структуры. Несмотря на нечеткое определение понятий «класс», «сословие», социальный статус, заимствование некоторых элементов концепции М. И. Ростовцева, работа Ж. Гаже является серьезным исследованием о социальной стратиграфии римского имперского общества I — III вв. н. э., особенно положения свободных сословий и их взаимоотношений.

Наряду с различными проблемами социально-экономических отношений столь же традиционной для французской науки является изучение широкого комплекса вопросов об античной жизни, который покрывается термином «цивилизация». Как историю цивилизации составляли упомянутые выше два тома по античной истории А. Эймара и Ж. Обуайе. Так же рассматривали римскую античную историю старейшие антиковеды — Л. Омо и П. Грималь. Л. Омо на склоне своей долгой жизни в 50-х годах издал и переиздал ряд своих работ, в том числе такие фундаментальные, как «Золотой век Римской империи» (1947), «Императорский Рим и урбанизм в древности» (1951), «От Рима языческого к Риму христианскому» (1950) и др., в которых дал яркую характеристику огромных достижений римской цивилизации, причем особое внимание уделил характеристике политических учреждений античности.

В другом аспекте, подчеркивая различные стороны духовной жизни, исследовал различные стороны античной, главным образом римской, цивилизации П. Грималь

   
 
279

 

(работы «О веке Сципиона»; «Рим и эллинизм во время Пунических войн», 1953; «Римские города», 1961; «Век Августа», 1961; «Римская цивилизация», 1960; «Рим до Цезаря», 1967; работы о Горации, Сенеке, средиземноморской мифологии). Подчеркивая значение политических или духовных факторов в развитии античных цивилизаций, Омо и Грималь противостоят тому направлению французских антиковедов, которые отводят ведущую роль социально-экономическим отношениям в историческом процессе.

Работам этого типа, модернизаторским по своей основе н конечным выводам, противостоит прогрессивное направление во французском антиковедении, представленное историками, близкими к марксизму. К последним можно отнести Вернана, Парэна, Гарлана, Левека и Видаль-Накэ (бельгийца по происхождению, в настоящее время работающего во Франции). В 50 — 60-е годы эти ученые начали освоение марксистской методологии, и их труды этого времени в основном были посвящены наиболее общим теоретическим проблемам истории античного общества, таким, как его классовая структура, особенности классовой борьбы в условиях античности и т. д. После исследования теоретических вопросов они перешли к рассмотрению отдельных конкретных проблем истории античности, пытаясь применить теорию исторического материализма к их решению.

Организационным центром этого направления служит Безансонский университет, где создан специальный Центр исследований по древней истории. Характерной особенностью его является то, что он объединяет не только марксистов, но более широкие круги ученых-антиковедов прогрессивного направления, отвергающих модернизацию античности, стремящихся выявить специфику античного общества, его социальной и политической структуры, признающих определяющее значение рабства в истории античности и роль классовой борьбы. Безансонский центр издает свои труды, с момента начала публикаций их (1969) вышло уже 28 томов, в которых отражена исследовательская деятельность по широкому кругу самых различных проблем античной истории: история отдельных общин (работы Клавель-Левека об округе Безье в Южной Франции; П. Кабанэ об Эпире, 1976; А. Вансович об Ольвии, 1975); социально-политическая история (П. Левек и Видаль-Наке о Клисфене;

   
 
280

 

Кл. Ледю о Псевдоксенофонтовой конституции, 1976); соотношение племени и города (Д. Руссель, 1976); изучение отдельных личностей и их роли (П. Бриан об Антигоне Одноглазом; Ж. Тексье о Набисе, 1975; исследование о Цицероне, 1976); мифология и другие проблемы.

Однако главное внимание уделено изучению социальной истории, в том числе и рабства. Представителями Безансонского объединения подготовлены три сборника о рабстве (1970 — 1972), а с 1974 г. издаются солидные «Dialogues d'histoire ancienne», где собраны исследования по различным аспектам социальной жизни Греции, Рима и римских провинций, начиная с ранних периодов до конца Римской империи.

Рабство и другие формы зависимости, колонат, наемный труд, проблема разбоев и пиратства, положение женщины, рабство в сельском хозяйстве и ремесле, участие вольноотпущенников в административном аппарате ранней империи, античные религиозные воззрения, проблемы источниковедения — таков широкий диапазон исследовательских интересов этой прогрессивной школы французских антиковедов, вносящих большой вклад в развитие современной науки.

Необходимо отметить также некоторые важные работы исследователей-марксистов, вышедшие в другой серии. Особого внимания заслуживает труд Остина и Видаль-Накэ, посвященный экономике Греции в классическую эпоху (1968). Представляя собой, в сущности, сборник источников и комментарий к ним, эта работа тем не менее заслужила самую высокую оценку со стороны многих ученых, даже не разделяющих марксистские взгляды, благодаря глубокому анализу самых основных явлений экономики классической Греции. Большое значение имеет и работа И. Гарлана «Война в античности» (1972), в которой, опираясь на мысли К. Маркса, автор исследует роль войны в античном обществе, причины, ее порождающие, ее характер и влияние на ход исторического развития. Он подчеркивает, что в античности война «относится к экономическим условиям существования общества».

Среди исследователей, не принадлежащих к марксистскому направлению, выделяется своими работами Билль. В статье «Три четверти века исследований экономики греческой античности» (1954) он первым среди французских исследователей, проанализировав всеоснов-

   
 
281

 

ные работы по этой проблеме, решительным образом высказался против всяческих попыток модернизации античной экономики Однако в целом его вывод достаточно пессимистичен. Он полагал, что на нынешнем уровне знаний никаких обоснованных выводов сделать еще нельзя. Определенная доля подобного пессимизма сохраняется и в. фундаментальной работе Вилля «Греческий мир и Восток» (т. I — «Пятый век», 1972). В этой монографии наибольшее место занимают главы, посвященные сущности полиса, показывающие, как близко подошел автор к марксистскому пониманию этой важнейшей формы социальной, экономической и политической организации античного общества.

Значительную роль в современном французском антиковедении играет К. Моссе, начавшая свою деятельность в Университете города Клермона, а ныне являющаяся профессором Парижского университета. Ею написано большое число работ, из которых особого упоминания заслуживают «Конец афинской демократии» (1962), «Тирания в Древней Греции» (1969), «Колонизация в античности» (1970), «Афины в период упадка» (1973) и др. В первой из них она изложила свое понимание сущности кризиса полиса как результата обезземеливания крестьянства, обострения вследствие этого классовой борьбы и, конечно, раз жжения полисной формы организации. В дальнейшем она, однако, несколько изменила свою точку зрения. К Моссе стала придавать большое значение внутренней дифференциации крестьянства, с одной стороны, и слиянию в единый слой богачей (как землевладельцев, так и владельцев ремесленных мастерских), — с другой. Колонизацию К. Моссе рассматривает как постоянно действующий фактор древнегреческой истории.

Большое внимание уделяют проблемам колонизации и другие исследователи. Особенно ценна работа Ж. Валле «Регион и Занклы» (1958), важная не только своими конкретными выводами относительно этих двух центров, но и общими концепциями, стремлением сочетать данные письменной традиции и археологические материалы. Интересна также книга Ж. Берара «Греческая экспансия и колонизация до мидийских войн» (1960), в которой колонизация рассматривается как сочетание торговой и земледельческой экспансии Для истории градостроительства важны работы Р. Мартэна, в которых заметно

   
 
282

 

стремление рассматривать собственно градостроительные проблемы как производные от политических условий развития общества. Во французском антиковедении постоянен был интерес к вопросам идеологии. В этой связи особого внимания заслуживает книга Р. Мартэна и А. Метцгера «Греческая религия» (1976), в которой последовательно проводится мысль о том, что единой греческой религии не существовало, а существовала большая группа родственных религиозных систем, достаточно сильно влиявших друг на друга.

Одной из традиционных тем во французском антиковедении является история эллинизма. В этой области, так же как и в других, хорошо заметно противоборство научных тенденций, усиление значения прогрессивного направления. Если ранее, например, для французского антиковедения характерными были идеализация личности Александра Македонского и твердая убежденность в том, что создание эллинистического мира — это результат его воли (Ж. Раде «Александр Великий», 1950; Л. Омо «Александр Великий», 1951; П. Клоше «Александр Великий», 1961), то в настоящее время все большее значение имеют работы иного плана. Наиболее ярким примером может служить работа П. Бриаца «Александр Великий» (1974). Стремление выявить реальные мотивы деятельности Александра, понять их, исходя из той конкретной исторической обстановки, в которой она развертывалась, понять характер и мотивы действий противников македонского царя, исходить из данных источников, а не из предвзятых идей — таковы основные принципы П. Бриана. Он резко и ядовито полемизирует с историками, видящими в Александре «поэта», поход которого был продиктован стремлением познать неизвестное. Весьма критичен П. Бриан и к идеям тех, кто считает, что оценивать поступки великого завоевателя исходя из норм «обычной психологии» невозможно. Важное значение имеет и работа П. Бриана «Антигон Одноглазый. Начало его карьеры и проблемы македонского народного собрания» (1973), в которой детально исследуется один из важных этапов завоеваний Александра. П. Бриан доказывает, что считать поход Александра «триумфальным шествием» невозможно; он обращает внимание на сопротивление македонскому царю и восстанавливает события, связанные с попыткой персидского контрнаступления во время осады Александром Тира.

   
 
283

 

В работе П. Клоше «Распадение империи. Первые преемники Александра Великого» (1959) детально исследуется политическая история диадохов. Однако авторский подход остается чисто фактологическим: основными причинами успехов или неудач отдельных полководцев являются только их личные качества. По-иному подходит к этой проблеме П. Бриан, который в серии статей, посвященных Евмену, пытается выявить политические и социальные программы диадохов и влияние этих программ на политическую и военную борьбу.

Во многих работах эллинизация Востока рассматривается с точки зрения теории «благодетельного империализма» (Ж.-Р. Паланк «Античный империализм», 1960; Р. Коэн «Греция и эллинизация античного мира», 1948). Необходимо отметить также несколько общих очерков истории эллинистического мира (П. Левек «Эллинистический мир», 1969; П. Пти «Эллинистическая цивилизация», 1965). Отметим также статью П. Бриана «Заметки о лаой и сельских рабах в эллинистической Малой Азии» (1972), в которой он бесспорно доказывает, что распространенные в западном (в том числе и во французском) антиковедении представления о существовании в Малой Азии ахеменидского и эллинистического времени феодальных отношений совершенно необоснованы данными источников.

Среди отдельных исследований, посвященных более частным проблемам истории эллинистического мира, заслуживают внимания работа Э. Билля «Политическая история эллинистического мира» (2 тома, 1966 — 1967) — наиболее полное фактологическое исследование; двухтомная работа М Лонея «Исследования по эллинистическим армиям» (1949 — 1950); книги П. Левека о Пирре (1957) и А. Бернана об Александрии Египетской (1966); монография Д. Шлюмберже «Эллинизованный Восток» (1970), рассматривавшая историю искусства на Востоке после падения Ахеменидов. Истории Спарты в эллинистическое время посвящена книга Ж. Ж. Тексье «Набис» (1975), в которой доказывается, что и Агис, и Клеомен (в отличие о г Набиса) не были социальными реформаторами, их единственной целью, с его точки зрения, было восстановление спартанской военной мощи и гегемонии.

В области изучения римской истории можно отметить самый широкий диапазон исследований. Трудно

   
 
284

 

назвать какие-либо более или менее крупные исторические проблемы, которые не были предметом анализа французских антиковедов. Большое внимание вызывают вопросы источниковедения (книга Ж. Каркопино) «Вергилий и начала Остии», 1968; работы М. Рамбо об источниковедческих проблемах в произведениях Цицерона, 1952, и Цезаря, 1966; исследование П. Педешем исторического метода Полибия, 1964; цицероновские этюды Рюша, 1970, и многие другие. Среди источниковедческих проблем все более важное место занимают анализ археологических материалов как исторических источников, разработка методики получения из них наибольшей исторической информации, исследование потенциала новых количественных, в том числе и математических, методов применительно к исторической науке.

В области раннеримской истории преобладающей тенденцией является рассмотрение истории древнейшего Рима, истоков римской цивилизации в широком италийском, шире — в средиземноморском и даже еще шире — в индоевропейском окружении. Это получило отражение в трудах целого ряда ученых, среди которых можно назвать, например, Ж. Дюмезиля, Ж. Эргона и Р. Блока. Один из крупнейших современных специалистов в области индоевропейской проблемы Ж. Дюмезиль развивает концепцию трехчастного социального деления общества, восходящего еще к периоду индоевропейской общности, пронизанности этой трехчастностью религиозных и мифологических представлений и видит эту трехчастность как в древнейшей социальной истории, так и в религии древних римлян («Архаическая римская религия», 1966, и другие работы). Ж. Эргон подчеркивает средиземноморские влияния на формирование римской и италийской цивилизации «Рим и Западное Средиземноморье до Пунических войн»). П. Эргону. так же как и Р. Блошу, принадлежат серьезные исследования различных проблем этрусской истории и культуры (П. Эргон «Повседневная жизнь этрусков», 1961; Р. Блок «Искусство и цивилизация этрусков», 1955; его же «Этрусская загадка» и др).

Из других аспектов античной истории кроме вышеперечисленных привлекают внимание в последние десятилетия проблемы поздней римской истории, получившие большой резонанс в современной европейской исторической науке. В работах французских антиковедов от Сес-

   
 
285

 

тона («Диоклетиан и тетрархия», 1946) до П. Пти и Ремодона («Кризис Римской империи от Марка Аврелия до Анастасия», 1964) исследуется проблема перехода от античности к средневековью, подчеркиваются локальные особенности, постепенность совершающихся перемен и множественность причин, приведших к падению Римской империи. В этих работах акценты делаются на совокупность внешних и внутренних причин падения империи, анализируются социальные аспекты ее перерождения и в связи с этим уделяется значительно меньше внимания столь гипертрофированной прежде роли церкви в проблеме падения империи.

Одним из крупных направлений современного французского антиковедения является изучение кельтской цивилизации, разных ее сторон. Примечательным явлением в рамках этой ветви является появление все большего интереса к систематическому исследованию тех или иных районов или отдельных общин, начиная с первых следов человека до средневековья или конца римского господства (работы Клавель о районе Безье, 1970; Ж. Клебера об античном Провансе, 1966; П. Феврие о городском развитии Прованса от римского времени до конца XIV в., 1964; А. Одина о Лионе как галльском Риме, 1965, и др.).

Современное французское антиковедение — одно из мощных национальных направлений в современной науке об античности, занимающее ведущее место в мировой науке.

   

 

   

 



Rambler's Top100