Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

 

 
285

 

§ 4. Послевоенная итальянская историография античности

Демократический подъем, связанный с участием широких слоев итальянского общества в движении Сопротивления, и ликвидация фашистского режима оздоровили идейный климат. В Италии возросло влияние Коммунистической партии и получили более широкое распространение марксистско-ленинские взгляды, в частности среди интеллигенции. Создались возможности для научной и педагогической деятельности в университетах для коммунистов и других прогрессивных историков, в том числе и антиковедов.

Большой размах приобрели археологические изыскания. Характерной чертой итальянской археологии этого периода является не только широкий фронт работ по Ри-

   
 
286

 

му, Апеннинскому полуострову и прилегающим островам, но и активное применение новых методов исследования. Это радиокарбонный метод, важный для определения датировки древнейших предметов материальной культуры и практикуемый в специальных лабораториях, в первую очередь при Пизанском университете; химический анализ металлических изделий, остатков съестных припасов и т. п.; стратиграфический метод, выявляющий относительную хронологию культурных слоев; аэрофотосъемка, позволяющая обнаружить следы межевания полей, границ поселений и некрополей; подводное обследование берегов и морского дна, фотозондирование подкурганновых могил, введенное инженером Леричи для первоначального обследования и фотографирования этрусских захоронений; электромагнитный зондаж. Новым в археологии явился принцип исследования не отдельных памятников, а целых комплексов, например городов Цэре и Тарквиний (в Южной Этрурии), Остии, некрополей Спины, поселений и городов Лация и территории самого Рима, где раскопки возглавляются П. Романелли. Археологические работы обогатили и фонд эпиграфических памятников. Накопление источников, отказ от их гиперкритики стимулировали работу историков. Регулярнее стали собираться научные совещания — локальные симпозиумы, например по древней истории Ломбардии, Понтинского и Аврункского районов. округа Велейи и других, и конгрессы: в 1961 г., посвященные Великой Греции, в 1963 г. — Сицилии и т. д. Так же с 1963 г. созываются конгрессы Общества итальянских историков, где дебатируется общее направление развития науки и преподавания. На базе Института Римской истории при Римском университете регулярно продолжают собираться международные конгрессы, посвященные латинскому языку и литературе и их влиянию на современные языки и литературы, а также преподаванию указанных дисциплин. Результаты археологических раскопок, эпиграфических находок и исследований регулярно публикуются. Стали выходить новые (общеисторические и специальные) журналы: с 1950 г. — «Классическая археология», с 1953 г. — «Римские штудии», с 1958 г. — «Журнал классической и средневековой культуры», с 1959 г. — «Исторические исследования», издающийся Институтом А. Грамши. Вышли из печати три выпуска «Италийских надписей», включающие публика-

   
 
287

 

ции фаст и элогий, «Сборник латинских надписей эпохи Республики», подготовленный ведущим эпиграфистом Д. Деграсси, а также сборники нелатинских и раннехристианских надписей Италии и Сицилии и многие другие. Вышло основное число томов 30-томной «Истории Италии», 19 из которых посвящены античности. Эта серия начала подготавливаться еще в довоенное время. В создании ее приняли участие ведущие ученые. Серия содержит труды по истории, праву, искусству римского мира, включая провинции, а XVI книга заключает в себе работу С. Мадзарино о современной историографии Рима. С 1968 г. издается 8-томная «История Италии», две первые книги которой охватывают историю первобытного времени и древности. Очень подробно рассматривается здесь эпоха империи, в частности государственный аппарат, ремесленные и жреческие коллегии. Заметным явлением итальянской историографии стала «История Рима и римского мира» в шести томах, выходивших на протяжении 1952 — 1961 гг. Автор названного труда Л. Парети — широко эрудированный историк, которому удалось охватить гражданскую и культурную историю Рима, Италии и провинций вплоть до правления императора Константина. Авторитетного ученого привлекли к созданию «Истории культурного и научного развития человечества», издаваемой ЮНЕСКО, в которой он руководил написанием 2-го тома.

Влияние прогрессивных идей сказалось как в общем подходе к историческому процессу, так и в оценке различных периодов античной историографии. Обращает на себя внимание стремление к постановке широких проблем на материале античной истории. Так, С. Мадзарино рассмотрел становление и развитие исторической мысли античного мира. Им охвачены все труды античных авторов, не только историков, но и философов и поэтов, выразивших отношение к историческому процессу и задачам исторического исследования в различные эпохи существования античного мира. С. Мадзарино освещает такие сложные и спорные проблемы, как греческая историческая мысль и Восток, влияние греческой философии на формирование античной историографии, зависимость исторической мысли от политической борьбы. Характерно выступление автора против модного в настоящее время экзистенциалистского тезиса об аисторизме греческого мышления и приоритете библейско-христианского исто-

   
 
288

 

ризма. Он ставит задачу определить социальные отношения, которые направляют ход всей исторической мысли классической эпохи в целом.

Успехи в разработке отдельных проблем античной истории зависят от уровня источниковедческих исследований, и прежде всего от отношения к античной традиции. Итальянское источниковедение, пройдя через периоды частичного или полного скептицизма, пришло к признанию за античной традицией достоверности в отношении политической, военной и культурной истории. Своей реабилитацией традиция обязана не только подтверждающим ее свидетельствам археологии, эпиграфики и т. п., но и новому подходу к источниковедческим проблемам. Применительно к литературным источникам этот подход характеризуется стремлением рассматривать их не как набор сведений, заимствованных у предшественников, а как явление идеологической и политической борьбы своего времени. Задачей историка становится не столько выделение ошибок или фальсификаций в исторических источниках, сколько объяснение их причин. Именно такой подход характерен для работ Э. Габбы о Дионисии Галикарнасском (1968) и Аппиане (1957) и А. Момильяно о Тимее и Фабии Пикторе (1966), М. Павана о Диодоре Сицилийском.

Бурное развитие археологических раскопок в разных частях Средиземноморья привело к значительному пополнению памятников искусства и сделало невозможным пользование прежними искусствоведческими исследованиями. Обобщение всего огромного материала и рассмотрение его с прогрессивных материалистических позиций взял на себя ученый-коммунист, профессор и член Академии Линчей Р. Бьянки-Бандинелли (1900 — 1975), основатель журнала «Критика искусства», написавший ряд монографий по римскому и этрусскому искусству и создавший в сотрудничестве с многими учеными монументальную «Энциклопедию древнего искусства, классического и восточного» в семи томах.

Определенные сдвиги, происшедшие в итальянской историографии, выразились, в частности, в повороте ее интересов к древнейшему прошлому различных регионов Средиземноморья. Видное место занимают микенологические исследования. В работе итальянской исследовательницы Л. Стелла «Микенское общество в современных ему документах» (1965) прослеживается социальный

   
 
289

 

аспект микенской культуры и выясняются ее внешние связи.

Особый интерес итальянские историки проявляют к проблеме контактов Италии и Сицилии с минойско-микенским миром. Многочисленные находки микенской керамики в разных пунктах побережья Тарентийского залива, в -Сицилии, на Липарских островах и даже в Этрурии позволили отказаться от мнения, приписывавшего решающую роль в развитии Италии вторжениям с севера, и понять значение древнейшего колонизационного движения, исходившего из эгейских центров. Осмысление всех данных о микенском влиянии дает исследование ветерана итальянского антиковедения Дж. Пульезе-Каррателли (1962). Согласно его трактовке, в XVI в. до н.э. Адриатическое побережье Италии и берега Сицилии приняли первый поток микенских колонистов. «Одиссея» отражает первое знакомство греков с Западом. Метрополией микенских колоний Запада могло быть известное Гомеру Пилосское царство Нестора, занимавшее наиболее выгодное положение на путях в Италию. Найденные в Пилосе таблички упоминают «дем Метапа», в котором исследователь видит Метапонт. Эти же таблички регистрируют поступление в Пилос металлов с Эльбы. На торговле металлом, видимо, и выросли микенские колонии в Италии.

Для понимания археологического контекста минойско-микенского проникновения на Запад наибольшее значение имеют раскопки Л. Бернабо Бреа на Эолийских островах, выявившие соответствие неолита, энеолита и бронзового века Италии и Сицилии с прилегающими к ней островами стадиям элладской культуры (1973).

Интерес современной итальянской науки к великой греческой колонизации обусловлен тем значением, которое она имела для социально-экономического и политического развития местного населения Италии и соседних с ней островов.

Со времен В. Паче и Э. Чачери, имевших в центре внимания город как колонизационный центр и его архитектуру, появились новые археологические данные, позволяющие рассмотреть такие проблемы, как соотношение города с окружающей его сельской территорией, взаимоотношения местного и греческого населения, связь между греческими колониями Сицилии и Великой Греции и ряд других. Особое значение имело изучение раз-

   
 
290

 

межевания хоры греческих колоний, начавшееся с аэрофотосъемки Метапонта и Кавлонии. Здесь итальянские ученые имели своим образцом работы советских исследователей — В. Д. Блаватского, С. Ф. Стрежелецкого и др.

Традиционным является интерес итальянской науки к истории Греции IV в. до н. э. и эллинизма. Этой темы касается М. Фортина, профессор из Турина, которого занимает прежде всего политическая история; его интересует проблема роли личности в античности вообще, традиционная для Италии. Изложение материала ведется хронологически, источники собраны полно и анализируются тщательно; особое значение придается детским годам, семейному окружению, воспитанию героя. R 1958 г. Фортина издает книгу «Эпаминонд». Там отмечается, что личный талант и указанные обстоятельства выковали из Эпаминонда человека интеллектуального и морального величия. Он первенствовал среди греков своего времени, и это сыграло огромную роль в превращении Фив в сильный государственный организм. Сила государства — в активной внешней политике. Без таких, как Эпаминонд и Пелопид, Фивы успешно развиваться не могли, а потому после Мантинеи быстро пали. В 1965 г. выходит «Кассандр — царь Македонии». Автор считает, что на Кассандре сказались враждебные отношения с семьей македонских царей, и это в значительной мере определило его действия. Фортина признает, что в методах и принципах Кассандр не отличался от других диадохов. Но автор не доводит читателя до мысли об объективной закономерности появления такого рода деятелей. Неудача Кассандра в том, что ему не удалось утвердиться на Балканах, однако полностью отрицательной характеристики Кассандр не заслуживает, поскольку не лишен ценных качеств — образованности, вкуса к художественному творчеству, к элоквенции.

Устройство Греции времен римского владычества рассмотрено в монографии С. Аккаме (1946), где на основании всего имевшегося в его распоряжении эпиграфического материала прослеживается и объясняется эволюция римского управления, покоившаяся на системе союзов с греческими городами и общинами. Опираясь на литературные и эпиграфические источники, Дж. Джанелли рассмотрел историю отношений эллинистических государств с Римской республикой (1959).

   
 
291

 

Раскопки в Сицилии и Сардинии сделали реальной проблему финикийского и пунийского влияния, долгое время служившего предметом гиперкритических нападок западноевропейских, прежде всего немецких, ученых. Новые итальянские раскопки Мотии (с 1964 г.) выявили настоящий финикийский город с домами и святилищем классического для финикийцев типа. Подтвердились сведения античной литературной традиции о ранней финикийской колонизации Сицилии. Раскопки в Сардинии обнаружили ряд финикийских центров, находящихся во внутренней части острова. Все эти данные явились историческим контекстом, в который прекрасно вписались сведения о союзе между карфагенянами и этрусками и их борьбе против растущего греческого присутствия.

Многие стороны жизни доримской и римской Италии предстали в новом свете благодаря успехам итальянской этрускологии. Проблема происхождения этрусков — предмет многолетних исследований М. Паллотино (род. 1909). В отличие от П. Дукати, пытавшегося опереться на весь археологический и лингвистический материал для доказательства восточного происхождения этрусков, и Л. Парети, формально примыкавшего к европейско-ретийской теории, М. Паллотино говорит о формировании этрусского народа на местной почве. Решающим аргументом для него служит существование в одних и тех же городах и некрополях примитивных элементов культуры Вилланова и памятников развитой этрусской культуры. Паллотино является ведущим этрускологом. Он руководит археологическими раскопками и занимается интерпретацией этрусского языка. Кроме большого числа публикаций археологических и эпиграфических памятников и исследовательских статей он издал сборник этрусских надписей и сохранившихся у античных авторов переводов этрусских слов, озаглавленный «Свидетельства этрусского языка», и книгу «Этрускология», выдержавшую пять изданий. В ней высказаны серьезные соображения о средиземноморском происхождении этрусков. Критически разобраны все теории происхождения и языковой принадлежности этрусков и сформулировано положение о сложности этрусского этногенеза на почве Италии, Паллотино дал подробный обзор всех основных этрусских городов: Тосканы, Кампании и Северной Этрурии, — известных по раскопкам, эпиграфике и античной традиции, а также очерки политической и социаль-

   
 
292

 

ной организации этрусков, их религии, литературы, искусства и архитектуры. В качестве важного аспекта культуры наряду с погребальными обычаями и празднествами исследуются экономика и военная техника, в чем сказывается позитивистская позиция автора. Важную часть книги составляют краткая грамматика и словарь этрусского языка. Эти труды Паллотино представляют собой отправную точку этрускологических исследований; он изучает этрусков на широком фоне древнейшего населения Италии и формулирует проблему италиков. На базе достижений археологии, учитывая топографию языков в Италии середины I тыс. до н. э., ученый говорит о многократных колонизационного типа внедрениях носителей италийских языков на Апеннинский полуостров преимущественно не с севера, а с востока морским путем и о распространении их по Италии в направлениях к западу и к северу. Большой вклад носит Паллотино и в изучение истории Древнего Рима, выясняя спорные вопросы хронологии, формирования древнейшей цивилизации и роль в этом процессе этрусков.

Широко занимаются итальянские историки проблемами этрусской колонизации Италии. Исследования в этом направлении бычи стимулированы раскопками в Северной Италии и Кампании. Проблеме этрусской колонизации посвящены материалы первого конгресса этрусских изысканий (1959), а также монографическое исследование Н. Альфьери «Спина» (1958). Следы этрусков в Помпеях выявил А. Майюри (1954).

Позитивный вклад в изучение этрусского города как социального феномена внесли итальянские исследователи, занимающиеся проблемами этрусской урбанистики. Материал им дают возобновившиеся раскопки Марцаботто и раскопки крупного центра Рузелл.

Новейшие археологические открытия привлекли внимание к вопросу о времени возникновения Рима. Итальянские историки и археологи единодушно подтвердили традиционные представления об основании города, показали несостоятельность исторических позиций и ошибочность интерпретации археологического материала шведским ученым Геерстедом.

Другая важная тема исследований — это состав древнеримской общины и взаимоотношения патрициев и плебеев. Обстоятельнейшим образом она рассмотрена в четырехтомном труде Ф. Де Мартнно «История римской

   
 
293

 

конституции» (1958 — 1962). В отличие от своих предшественников Де Мартино, занимаясь историей римских государственных учреждений, стремился выяснить их социальную основу. Он убежденный противник схематического подхода к проблеме возникновения государства. Де Мартино не ставит знака равенства, как это делают многие зарубежные исследователи, между семьей и родом, усматривая в последнем политическое объединение семей, представляющих собой самостоятельные хозяйственные единицы. Разложению рода способствовало появление клиентов — чужеземных торговцев и ремесленников, привлеченных экономическим процветанием Рима. Как известно, античные авторы часто отождествляли плебеев и клиентов, но в новое время клиентелу стали резко противопоставлять плебсу. На такой точке зрения стоит и де Мартино, считающий, что клиенты входили в большие семьи; плебс же образовался из свободного притока чужеземцев в уже сформировавшуюся римскую общину, ничем не отличаясь от афинских метеков. Интересы плебеев и клиентов, как полагает автор, были прямо противоположны. В то время как городское сословие — плебеи — боролись с патрициями за политическую свободу, клиенты держали сторону патрициев и оказывали им поддержку. Такому взгляду, однако, противоречат сельские интересы плебеев, боровшихся за землю, и почитание плебеями божеств земли. Наиболее сложен из-за отсутствия источников вопрос о связях клиентов и патрициев на почве аграрных отношений. Де Мартино, рассматривая клиентов как трудовой элемент римского рода, полагает, что сферой эксплуатации клиентов было не землепашество, а скотоводство.

Заметное место в итальянской историографии занимают проблемы экономики. Прогрессивный профессор, член Академии, отстранявшийся от преподавания в период фашизма, Дж. Луццатто (1878 — 1964) издал в 1949 г. I том «Экономической истории Италии», включающий в себя эпоху древности и средних веков и содержащий большой фактический материал по сельскому хозяйству, ремеслу и торговле в разных районах Италии. Развитие техники и организация производства, а также положение разных категорий трудящихся, прежде всего рабов, в римском мире составляют предмет исследований Ф. де Робертиса (1969). Изучению экономиче-

   
 
294

 

ских связей Рима с подвластными ему областями посвящена работа Л. Руджини (1968).

Большой интерес итальянских исследователей вызывает проблема аграрных отношений в Римской республике и проблема аграрной борьбы. Аграрному законодательству эпохи республики посвящена монография профессора университета Павии Дж. Тибилетти (род. 1924) «Развитие латифундии в Италии с эпохи Гракхов». Продолжая в другой работе свои изыскания в области аграрных отношений, автор выбирает эпоху социального кризиса II — I вв. до н. э. Он считает, что борьба против латифундий была не прямой целью, а лишь средством возрождения древнего крестьянства, для Мария же, Суллы. Цезаря и Октавиана — источником вознаграждения ветеранов и сторонников. Для этого периода уверенно можно говорить о широком распространении латифундий, основанных на эксплуатации рабского труда.

Для послевоенной зарубежной науки в целом характерен интерес к истории рабства, которое и на Западе все большим числом ученых рассматривается теперь как явление, органически присущее античному миру. В связи с этим придается большое значение и рабским восстаниям. Итальянская исследовательница М. Капоцца признает реальность рабских восстаний уже с древнейшей эпохи. Сохраненные античной традицией эпизоды выступлений рабов М. Капоцца подразделяет по двум периодам: 1) восстания V в. до н. э.; 2) восстания III — II вв. до н. э. Первые рассматриваются лишь как результат возмущения рабов особенно тяжелым положением или использования недовольства рабов внешними врагами, враждующими политическими группировками. Вторые связываются с социально-экономическими сдвигами эпохи завоеваний.

Несмотря на внимание итальянских историков к социальным проблемам и экономике, большинство их не доходят до понимания определяющего значения социально-экономического фактора в развитии общества. Исключение составляют Ф. де Мартино и М. Капоцца, а также крупный специалист по аграрной истории, видный общественный деятель Э. Серени (род. 1907). Он коммунист, подвергался жестоким репрессиям в период фашистского господства, активный участник антифашистской борьбы. В 1946 — 1947 гг. Серени входил в качестве министра в состав правительства, с 1948 г. стал сенатором

   
 
295

 

республики. С 1946 г. он вошел в состав ЦК и руководства Итальянской коммунистической партии, в 1950 г. был избран в члены Всемирного Совета Мира. В 1966 г. Серени возглавил теоретический журнал «Марксистская критика», являющийся органом ИКП. Э. Серени занимается острой для итальянцев аграрной проблемой Италии с древности до новейшего времени. В своих работах, особенно в фундаментальном труде «Сельская община древней Италии» (1955), он на основе анализа эпиграфического материала и античной традиции прослеживает смену родовых общин сельскими, территориальными, которая произошла под влиянием производственных сдвигов в районе древней Лигурии, а также функционирование сельских общин в рамках Римского государства. В соответствии с марксистской методологией Серени видит связь этих общин с формами собственности на землю.

Не потеряла своей актуальности проблема принципата Августа, определения сущности политических порядков, созданных при Августе. В свое время Г. Ферреро примкнул к взгляду Эд. Мейера, объяснявшего принципат Августа на основе идеологии, сформулированной в трактате Цицерона «О государстве» и самим Августом в политическом завещании как своего рода республиканский режим. В 30-х годах появилась работа Премерштейна, объяснявшего власть Августа теми отношениями -между клиентом и патроном, которые издавна сложились в римском обществе. Автор исходил из предположения, что Август управлял государством на законных основаниях и пользовался не высшей властью, а данной ему законом. П. де Франчиши в своих работах углубил эту идею. Впрочем, развитие проблемы принципата Августа показывает борьбу различных направлений. Часть историков выступают против «республиканской» интерпретации принципата Августа. В 1956 г. Витуччи напомнил, что постоянное функционирование городской префектуры было возобновлено Августом. В исследованиях поздней Римской империи итальянские ученые стремятся конкретизировать исторические процессы применительно к разным провинциям и эпохам. А. Кальдерини, Р. Парибени и ряд других исследователей показывают разные аспекты кризиса Римской империи в области экономики, социальных отношений, идеологии, рассматривая их как явления одного порядка,

   
 
296

 

Изменения в социальной структуре и идеологической сфере позднего Рима представлены в итальянской историографии как длительная эволюция. Современные исследователи, придерживающиеся идеалистического мировоззрения, остались в вопросе о переходе от античности к средневековью на позициях континуитета. Корректив в эти представления вносит С. Мадзарино (1959; 1963). Он обращает специальное внимание на социальный аспект развития империи IV — V вв., в частности выявляет в источниках материалы о мелких земельных собственниках и определяет их место в классовой структуре позднеримского общества. Он обнаруживает в них тенденцию к социальной революции, которая черпала свои лозунги в христианской фразеологии, но не была поддержана церковью. Характеризуя революционные выступления IV в., автор подчеркивает отсутствие у восставших четких идеологических принципов, ясности целей и настойчивости в их осуществлении. Акцентирование роли классовой борьбы обогащает представление о картине позднего Рима.

   

 

   

 



Rambler's Top100