 |
254
|
§ 5. Флот
В силу естественных условий, окруженные отовсюду морем,
жители Аттики уже с древних времен должны были сделаться
искусными мореплавателями и обращать большое внимание на
флот (to nautikon). Фемистокл
справедливо видел во флоте главную силу для борьбы с персами
и особенно заботился об его увеличении; по его предложению,
доходы с Лаврийских серебряных рудников были обращены на
увеличение флота; совет обязан был заботиться о постройке
ежегодно 20 триер, оснастка и содержание которых составляли
литургию богатых граждан (trihrarcia,
см. ниже, гл. 25, § 3). Эта мера так быстро подвинула вперед
развитие афинского флота, что уже в битве при Саламине участвовали
200 афинских судов. Затем флот все более и более увеличивался,
так что в начале Пелопоннесской войны состоял из 300 вполне
годных кораблей (Фук II, 13), а общее их количество доходило
до 400, так как ежегодно назначалось 400 триерархов. (Пс.-Ксен.
Об аф. гос. устр. III, 4). Фукидид подробно описывает (VI,
43 cл. ) блестящее отправление в Сицилию (415 г.) афинского
флота, состоявшего из 60 скороходных судов, 40 афинских
и 34 союзных десантных (stratiwtideV)
и, кроме того, 130 провиантных и транспортных (olkadeV,
ploia); потом на подкрепление к нему было послано
еще 75 судов. Весь этот флот жалким образом погиб в Сицилии;
но афиняне скоро оправились от поражения, так что при Эгоспотамах
(405 г.) имели уже снова 180 судов. В IV веке особенно много
заботился об увеличении флота Ликург, управлявший афинскими
финансами с 338 по 326 г.; при нем в афинских гаванях и
верфях стояло более 400 судов. Затем уже морская сила Афин
стала склоняться к упадку, а с уничтожением их политического
могущества и флот их потерял всякое значение.
Первоначально военные суда были одногребные (monokrota),
т. е. с одним только рядом весел числом от 20 до 100, из
которых одна половина была с одной, а другая с другой стороны;
по числу весел одногребные суда назывались двадцативесельными
(eikosoroi), тридцативесельными
(triakontoroi), пятидесятивесельными
(penthkontoroi) и т. д. После
Саламинской битвы стали строить и многогребные суда, т.
е. с несколькими рядами весел, один ряд над другим. В афинском
военном флоте главным родом судов были трехгребные галеры
(trihreiV), по словам Фукидида
(I, 13), изобретенные коринфянами приблизительно за три
века до конца Пелопоннесской войны, а со времен Ликурга
стали строиться и 4-х и 5-гребные корабли (tetrhreiV,
penthreiV). В многогребных судах отверстия для весел
различных рядов помещались
|
|
|
255
|
не одно над другим, а наискось, чтобы весла не задевали
одно за другое; чем выше был ряд, тем тяжелее и длиннее
были весла и тем труднее было ими действовать (однако каждый
гребец мог легко нести свое весло по сухому пути. Фук. II,
93), почему гребцы верхних рядов получали и большее жалованье.
Полное число гребцов (nautai)
на триере было обыкновенно 170: в верхнем ряду 62 и в двух
других по 54; гребцы верхнего ряда назывались qranitai,
среднего — zeugitai, нижнего
— qalamitai; они действовали
веслами в такт по команде особого начальника keleusthV.
Поворотами корабля управлял рулевой (kubernhthV).
Кроме гребцов, на кораблях были еще матросы, управлявшие
снастями (uphretai). Десантные
солдаты (epibatai) в тяжелом
вооружении, числом до 10 на каждом корабле, вместе с гребцами
и матросами составляли экипаж корабля (plhrwma),
доходивший средним числом до 200 человек *. В V в. гребцы
набирались преимущественно из наемных иностранцев, метеков
и рабов, тогда как в IV в. бедные граждане составляли значительную
часть в общем количестве гребцов. В качестве рулевых и uphretai
обыкновенно служили граждане (Фук. I, 143). Жалованье и
кормовые деньги (отслрёсп.оу), которые экипаж корабля получал
от триерарха, колебались от 3 оболов до драхмы в день.
Суда частью были скороходные (taceiai),
употреблявшиеся для морских сражений и по своей форме обыкновенно
называвшиеся nheV makrai, частью
транспортные для перевозки пехотных и кавалерийских войск
(oplitagwgoi, ippagwgoi) или
провианта и других запасов (olkadeV).
На судах для перевозки войск число матросов было по возможности
меньшее, и их обязанности отчасти исполняли солдаты.
Морская тактика афинян была еще очень проста; главные маневры
состояли в том, чтобы обогнуть с флангов неприятельскую
линию (periplouV) или прорезать
ее (diekplouV). Незначительная
величина кораблей, их быстрота и поворотливость много способствовали
успешному исходу сражения (например, при Саламине). При
попадании старались ударом металлического клина (embolon),
находившегося на носу корабля, пробить и потопить неприятельское
судно или испортить весла, или брали на абордаж железными
крючьями и сражались врукопашную на палубе.
Начальство над флотом. Главнокомандующими над флотом
были стратеги (лишь в позднейшие времена встречаются отдельные
|
|
__________
* Гоплиты, предназначавшиеся для военных действий на суше и только
перевозившиеся на кораблях, к экипажу не причислялись.
|
|
256
|
nauarcoi); они набирали морские
войска и имели главный надзор за снаряжением флота, в чем
им помогали особые должностные лица apostoleiV.
Отдельными триерами командовали граждане, на обязанности
которых лежала оснастка корабля и содержание его в течение
года (триерархи). Только два государственных корабля «Парал»
и «Саламиния» оснащались и содержались на государственный
счет. Народ избирал для каждого из них особого казначея
(Арист. Аф. пол, 61). Верфями (newria),
доками (newsoikoi) и морскими
арсеналами (skeuoqhkai) заведовали
особые попечители верфей (epimelhtai
twn newriwn), избиравшиеся жребием по одному из филы;
они смотрели за сохранностью судов и всех принадлежностей
флота, вели списки и счеты, отмечали состояние судов, указывали,
какие необходимы исправления и кому из граждан приходится
в данный год принять на себя триерархию. По этому предмету,
весьма чувствительно затрагивавшему финансовые интересы
граждан, часто происходили споры, судебное ведение которых
входило в круг обязанностей попечителей. При попечителях
находились помощники и казначеи. Неизвестно, были ли особыми
чиновниками или только помощниками попечителей tamiai
twn trihropoiikiwn, t. eiV ta newria, t. kremastwn;
первые имели в своем распоряжении суммы на постройку кораблей,
последние были учреждены для заведования корабельными снастями
(kremasta — канаты, паруса и
прочие снасти, кроме деревянных) с тех пор, как государство,
в целях облегчения триерархии, взяло на себя поставку снастей.
Общие сочинения о военном деле: Rustow und Kochly, Geschichte
d. griech. Kriegswesens, Aarau 1852; E. Hardy, Etudes mihtaires
historiques. L'art de la guerre chez les anciens, Paris
1879; M. Fickelscherer, Das Kriegswesen der Alten, Leipz.
1888; H. Droysen, Die griech. Kriegsaltertumer (в новом
издании К. F. Hermann's Lehrbuch d. griech. Antiquitaten,
т. II), Freiburg 1889; Л. Bauer, Griech. Kriegsaltertumer
(Handbuch Iw. Muller'a т. IV2, 1893).
Об афинском военном деле: Heinrichs, Der Kriegsdienst bei
den Athenern.
Berl. 1864; Schwartz, Ad Atheniensium rem militarem studia
Thucydidea,
Kiel 1877; Domeier, De re militari Atheniensium capita tria,
Detm. 1885.
О конниие: Lejenne Dirichlet, De equitibus Atticis, Konigsb.
1882; Л. Martin,
Les cavaliers Atheniens, Paris 1886. О военном начальстве:
К. Fischer,
Quaestionum de praetoribus Atticis saec. V et IV specimen,
Konigsb. 1881; Am. Hauuette-Besnault, Les strateges Atheniens,
Paris 1885; Swoboda, Die
politische Stellung der attischen Strategen, Rhein. Mus.
XLV (1890). О флоте: A. Boeckh, Urkunden uber das Seewesen
des att. Staates, Berl. 1840; новое издание этих документов
с дополнениями в С. I. А. II, 789 — 811; Л, Cartault, La triere
Athenienne, Paris 1881.
|
|
|
|
 |