 |
257
|
ГЛАВА 25. Финансы
§ 1. Экономическое состояние Афинского
государства
Основы государственного хозяйства в Афинах, вообще говоря,
были непрочны; можно смело сказать, что своими собственными
средствами оно не могло бы приобрести и сохранить то блестящее
положение, в котором мы видим его в V в., если бы его экономическое
состояние не обеспечивалось политическим положением, которое
доставили ему счастливые обстоятельства и патриотическая
деятельность граждан. Причина этого неблагоприятного экономического
положения заключалась в том, что Аттика потребляла гораздо
больше, чем производила, т. е. что ввоз товаров был больше
вывоза
и, таким образом, часть народного имущества ежегодно уходила
заграницу. Еще во времена Солона собственного хлеба в Аттике
едва хватало на прокормление земледельческого населения
(Плут.
Сол. 22), впоследствии же, когда народонаселение значительно
увеличилось, а крестьянское хозяйство неоднократно разорялось
во время войн, особенно Пелопоннесской, страна производила
средним
числом немного более половины количества хлеба, требовавшегося
для народонаселения. Ежегодно ввозилось в Аттику до 800
000 медимнов хлеба на сумму до 140 талантов *; сюда присоединялся,
далее, ввоз кораблестроительного материала (дерево, железо,
медь,
смола и пр.), соленой рыбы, предметов роскоши, рабов и сырых
материалов для аттической обрабатывающей промышленности.
Вывоз, напротив, ограничивался лишь некоторыми естественными
продуктами (оливковое масло, смоквы, медь, шерсть, мрамор
и пр.),
|
|
__________
* Со времен Солона в Афинах была принята эвбейская система весов,
в которой наибольшей единицей был талант серебра весом в 26,196
кг (= приблизительно 1415 рублей сер. по нынешней стоимости серебряной
монеты). Талант делился на 60 мин, мина — на 100 драхм (4,366 кг
= около 24 коп. сер.), из которых каждая подразделялась еще на 6
оболов. Ходячей монетой в Афинах постоянно была серебряная (главной
был stathr или tetradracmon),
отличавшаяся высоким достоинством металла и потому охотно принимавшаяся
повсюду в Элладе. Со времен Писистрата на передней стороне монет
обыкновенно изображалась голова Афины, на задней — сова. Золотая
монета чеканилась редко и носила такие же названия, как серебряная;
законом установленного отношения стоимости золотой монеты к серебряной
не было. Медная разменная монета (главной был calkouV
= 1/2 обола) чеканилась приблизительно с половины V в., особенно
же со времен Александра Македонского.
|
|
258
|
не представлявшими значительной ценности, и произведениями
аттической промышленности, в числе которых на первом плане
стояла
изящная глиняная посуда. Если, несмотря на этот неблагоприятный
торговый баланс, аттические финансы в V в., особенно при
начале
Пелопоннесской войны, находились в блестящем положении,
то главная причина этого лежала в том, что значительные
суммы денег
ежегодно стекались в Афины в виде дани союзников, затем
в том,
что сама Аттика была богата серебром (Лаврийские рудники),
наконец, в прибылях от морской торговли в Пирее. Когда вследствие
Пелопоннесской войны уничтожилось первое и третье из указанных
условий народного благосостояния, то экономическое положение
Афин стало довольно печальным и в IV в. лишь время от времени
несколько поправлялось.
Благоприятному материальному положению граждан в цветущее
время государства способствовала также значительная доходность
капиталов: денежные капиталы приносили от 12 до 18% ежегодного
дохода, земли и дом (посредством аренды или найма) — от
8 до
12%; еще значительнее был доход от отдачи внаймы рабов (30 — 38%)
и от коммерческих предприятий, соединенных с риском. Цены
на
физический труд вследствие значительного количества рабов
и
метеков-ремесленников были очень умеренны: во 2-й половине
V в.
при возведении общественных построек ремесленники получали
не
более драхмы в день. Для небогатых граждан небольшое вознаграждение
за исполнение государственных должностей и обязанностей,
при умеренности их жизненных потребностей, доставляло возможность
безбедного существования, а беднейший класс кроме того
находил обеспечение в клерухиях. Все эти обстоятельства
способствовали тому, что в цветущее время в Афинах почти
не было
пролетариата, но зато впоследствии, во времена упадка, экономическое
положение народа все более и более ухудшалось.
Со времени основания первого морского союза явилась необходимость
иметь особую военную казну, из которой можно было бы
брать деньги на продолжение войны с персами. Для этой цели
союзники были обложены определенными взносами, которые поступали
в союзную казну, хранившуюся на о. Делосе. Когда война с
персами прекратилась и союзники постепенно стали к Афинам
в
отношения подданства, то делосская союзная казна в 454 г.
была
перенесена в Афины и, соответственно новому положению Афин
в
союзе, сделалась афинской государственной казной, в которую
ежегодно вносились остатки государственных доходов, в особенности
дань союзников. Эта казна хранилась в опистодоме Парфенона
под
ведением казначеев богини Афины, но не считалась собственностью
богини, а только вкладом (depositum), который государство
поручало
|
|
|
259
|
ей на хранение и которым могло распоряжаться по своему
усмотрению посредством народных постановлений. Богине отделялись
только «начатки» (aparcai) дани
союзников в размере 1/60 общей суммы дани.
Рядом с этой государственной казной существовала в Парфеноне
особая священная казна богини Афины. Около 435 г. по сохранившемуся
до нас народному постановлению (С. I. А. I, 32) были переведены
в опистодом Парфенона сокровища, находившиеся в храмах других
богов, и таким образом положено основание центральной священной
казне других богов. Доходы храмов, поступавшие в эту казну,
получались, главным образом, от отдачи в аренду принадлежавших
храмам участков земли, от даров и пр.; в казну богини Афины
отделялись, кроме того, вышеупомянутая aparcai
дани и 1/10 конфискованных имуществ. Из этой казны прежде
всего, конечно, покрывались издержки культа и храмовых построек,
но кроме того, она служила резервным фондом, из которого
народ мог делать займы для государственных целей. Эти займы
считались настоящими долгами, которые государство обязано
было погашать, а до погашения платило проценты, вычислявшиеся
логистами. Предложения о заимствовании денег из священной
казны можно было делать только после испрошения adeia.
В более древние времена, до Пелопоннесской войны, займы
делались редко, но в годы войны было множество экстраординарных
расходов, которые не могли быть покрыты из государственной
казны и заставляли народ по необходимости прибегать к займам.
В 435 г. собранные на Акрополе сокровища достигли такого
размера, какого никогда не было ни прежде, ни после, именно
9700 талантов. К весне 431 г. вследствие расходов на постройку
Пропилей и других зданий и на начатую осенью 432 г. осаду
Потидеи это количество уменьшилось до 6000 талантов, из
коих 1000 была отложена в виде запасного фонда на случай
крайней необходимости, а 5000 оставались в распоряжении
народа для займов Пелопоннесская война поглотила не только
все ежегодно получавшиеся доходы (для увеличения которых
афиняне прибегали и к наложению прямой подати на граждан,
и к увеличению дани союзников, и к введению новых пошлин),
но и все запасные капиталы, так что в конце войны Афины
были окончательно разорены не только в политическом, но
и в финансовом отношении. Остатки государственных доходов
со времен Фемистокла, прежде всего, употреблялись на усиление
флота, затем на постройку укреплений и прочие военные надобности.
Однако уже во времена Перикла вошел в силу принцип, что
в случае, если военные потребности были обеспечены, то остатки
дани, вносившейся союзниками на предмет войны с персами,
могли упот-
|
|
|
260
|
ребляться на общественные постройки, которые, содействуя
блеску и славе города, в то же время занимали и кормили
народ, а также на праздничные раздачи, которые обеспечивали
бедному классу народа участие в государственном культе и
в эстетических наслаждениях, доставляемых драматическими
представлениями (это — так называемые «зрелищные деньги»,
qewrika crhmata). В IV в., несмотря
на то, что дани союзников уже не было, праздничные раздачи
приняли еще более широкие размеры. В правление Эвбула была
основана особая «зрелищная касса», в которую по закону стали
поступать все остатки от расходов по государственному управлению.
Внесенное в 350 г. гражданином Аполлодором предложение возвратить
ta qewrika, их первоначальному
военному назначению было отменено посредством grafhV
paranomwn ; была даже установлена законом смертная
казнь за предложение употребить деньги зрелищной кассы на
другие надобности. Только в 339 г. удалось Демосфену добиться
возвращения остатков государственных доходов в военную казну.
Вслед за тем при Ликурге и Деметрии Фалерском афинские финансы
снова пришли в лучшее состояние.
Афинское финансовое управление не составляло ежегодного
бюджета, т. е. предварительной росписи государственных приходов
и расходов; однако с течением времени собрано было практическим
путем достаточно сведений для определения отношения отдельных
статей дохода к статьям расхода и таким образом явился обычай
назначать определенные статьи регулярных доходов на определенные
расходы, приблизительно им соответствовавшие; так, например,
доходы от пошлин предназначались на расходы по государственному
управлению (Дем. Пр. Тимокр. 97), судебные пошлины и штрафы
с обвиненных по суду — на жалованье судьям и другие судебные
расходы (Поллукс VIII, 38 и др.). Кроме того, было в обычае
отделять в специальные кассы отдельных казначеев суммы на
те расходы, которые входили в область их ведения; таковы
были, например, «деньги на расходы по постановлениям народа»
(ta kata yhfismata analiskomena tw dhmw)
и пр. В надписях, содержащих в себе декреты, требовавшие
каких-либо расходов на свое исполнение, нередко указывается,
из каких сумм или какими казначеями должна быть произведена
выдача.
|
|
|
|
 |