|
275
|
§ 5. Управление финансами
Верховный надзор за финансами принадлежал совету; для заведования
же отдельными частями государственного хозяйства были
избираемы различные должностные лица, деятельность которых
не
всегда доступна точному определению по имеющимся данным.
На первом месте между финансовыми магистратами по старшинству
своего учреждения могут быть поставлены kwlakretai
(от kwlon и keirw),
которые существовали издревле и до Клисфена заведовали всем
государственным хозяйством. Со времени Клисфена круг их
деятельности был значительно ограничен: большая часть их
обязанностей перешла к вновь учрежденной коллегии аподектов,
и в V в. в их руках было только распоряжение суммами, назначенными
на священные нужды, на содержание в пританее, на жалованье
гелиастам и на вырезку народных определений.
Главными казначеями со времен Клисфена сделались 10 apodektai,
выбиравшиеся жребием по одному из филы и заведовавшие государственным
казначейством: они в присутствии совета
|
|
|
276
|
принимали дань, прямые подати и пошлины (кроме судебных,
которые поступали в кассу колакретов) и судили неважные
споры по их взносу, а более важные передавали на суд присяжных
(Поллукс, VIII, 97); они же вели списки долгов государству,
проверяли их в присутствии совета, принимали и исключали
из списков уплачиваемые долги; из государственной казны
они выдавали (merizein) суммы
на ординарные расходы по управлению, предусмотренные законом
(С. I. А. II, 38), например, на выдачу чиновникам, совету
и народному собранию, на вырезку государственных документов
и пр. В этих суммах они отдавали отчет совету на другой
же день после состоявшейся выдачи (Арист. Аф. пол. 48).
Со времен Фемистокла и Аристида, положивших основание правильному
государственному хозяйству, для заведования им был избираем
на 4 года (без права вторичного избрания) epimelhthV
thV koinhV prosodou, впоследствии получивший название
o epi th dioikhsei (министр финансов,
государственный казначей). Он имел верховный надзор за всем
государственным хозяйством, заботился о взыскании доходов
и о правильном распределении их на расходы. Первым министром
финансов был Аристид (Плут. Арист. 4); из позднейших его
преемников особенно знаменит оратор Ликург, который во 2
половине IV в. три четырехлетия с честью управлял финансами
(сначала сам, потом от лица сына и зятя) и при котором эта
должность приобрела особенно высокое значение *. Так как
apodektai не упоминаются после
20-х годов IV века, то можно думать, что их должность была
уничтожена около этого времени и заведование государственной
казной с выдачей из нее сумм на ординарные расходы получил
o epi th dioikhsei. В 1-й четверти
III века, как видно из надписей, эта должность в течение
некоторого времени принадлежала целой коллегии (oi
epi th dioikhsei), но потом опять была соединена
в одном лице. При o epi th dioikhsei
состоял особый финансовый секретарь (antigrafeuV
thV dioikhsewV), который вел счет доходам, посту-
|
|
__________
* Название o epi th dioikhsei впервые
применяется по отношению к Ликургу (Гиперид р. 121 ed. Blass: tacqeiV
epi th dioikhsei twn crhmatwn), a в надписях — к его сыну
Аброну (С. I. А. II, 167), исполнявшему эту должность, вероятно,
в конце IV в. Из молчания Аристотеля в «Афинской политии» о должности
tou epi th d. теперь заключают обыкновенно
о ее более позднем учреждении, но это вряд ли справедливо, тогда
как в приведенном месте Гиперид, несомненно, имел в виду официальное
название должности. В IV в. o и oi
epi th d. были, кажется, годичными магистратами.
|
|
277
|
павшим в государственную казну, и в каждую пританию представлял
о них отчет народу.
В 354 г., как мы уже видели (гл. 19, § 1), была образована
Эвбулом особая зрелищная касса, в которую стали поступать
остатки от расходов по государственному управлению, прежде
употреблявшиеся на военные издержки. Для заведования этой
кассой ежегодно стал избираться народом особый казначей
с титулом o epi to qewrikon,
который стал распоряжаться почти всем государственным хозяйством.
Демосфену удалось в 339 г. возвратить остатки их прежнему
назначению. Тогда была вновь основана военная касса, которою
стал заведовать tamiaV twn stratiwtikwn;
он по постановлению совета и народа выдавал из кассы деньги,
прежде всего, на военные издержки, а затем, в случае возможности,
и на другие экстраординарные расходы. Значение этой должности
постепенно увеличивалось, так что в III и II вв. казначей
военных сумм был главным финансовым магистратом и продолжал
существовать даже в римские времена.
В IV в. упоминается еще tamiaV tou
dhmou , который между прочим распоряжался суммами,
назначенными на вырезку народных постановлений, и выдавал
деньги на приготовление почетных наград (венков) и на путевые
издержки послам.
Для заведования священной казной и сокровищами Афины (см.
гл. 25, § 1) были избираемы жребием по одному из филы из
числа пентакосиомедимнов 10 tamiai twn
ierwn crhmatwn thV AqhnaiaV или, короче, tamiai
twn thV qeou, которые существовали уже в 480 г. (Герод.
VIII, 59). Священная казна Афины, как мы уже знаем, не была
тождественна с государственной; в случае необходимости государство
прибегало к займам (doseiV) из
этой казны, на которые платило проценты, вычислявшиеся логистами,
и по мере возможности платило и самые долги; для каждого
займа требовалось особое народное постановление. Надзору
казначеев богини была вверена и государственная казна, хранившаяся
в опистодоме Парфенона в качестве депозита. Ежегодно в малый
Панафинейский праздник они отдавали логистам отчет о наличных
суммах и сокровищах, о новых поступлениях (epeteia)
и об издержках этого года, а через каждые 4 года в великие
Панафинеи представляли общий финансовый отчет или итог за
четырехлетие, который вырезался на камне *.
|
|
__________
* До нашего времени сохранился отчет года архонтства Главкиппа
(410 — 9 г. до Р. X.), помещенный в С. I. А. I; 188, и кроме него
много надписей, частью попорченных, относящихся к деятельности казначеев
священной казны (С. I. А. I, 117 сл., II, 642 сл.). Они могут быть
разделены на 2 рода: а) инвентари священных вещей, принадлежавших
храму Афины, и б) отчеты об издержках, произведенных казначеями.
В инвентарях перечисляются различные сосуды, статуи, оружие, предметы
украшения, музыкальные инструменты, хранившиеся в различных частях
Парфенона: в притворе (en pronhiw), в
главной части храма (en ekatompedw),
в помещении, называвшемся Parwenwn в
узком смысле слова, и в заднем портике храма (en
opisqodomw). Впрочем, относительно того, где надо искать
opisqodomoV, упоминаемый в надписях,
мнения ученых разнятся. Некоторые считают его отдельным зданием.
|
|
278
|
Tamiai twn allwn qewn учреждены
были (вероятно также в числе 10) незадолго до начала Пелопоннесской
войны * для заведования священными суммами, принадлежавшими
различным божествам (их казна, разумеется, была гораздо
беднее казны Афины); они выдавали деньги в долг на государственные
потребности, принимали проценты и уплачиваемые долги, причем
обязаны были в своей деятельности следовать тем же правилам,
которых подчинялись казначеи Афины. При архонте Эвклиде
(в 403/2 до Р. X.) казна Афины была соединена с казною других
богов (без сомнения, вследствие истощения во время Пелопоннесской
войны) и заведование ею вверено одной коллегии казначеев,
носившей название tamiai twn ierwn crhmatwn
thV AqhnaiaV kai twn allwn qewn, но вскоре (между 390 и 385 г.)
обе коллегии опять были разделены и существовали отдельно,
как кажется, до 20-х годов IV века, когда снова были соединены
(см. С. I. А. II, 719). Казначеи Афины упоминаются еще в
300 году (С. I. А. II, 612).
Ellhnotamiai учреждены были
в числе 10 ** с основанием Первого морского союза для получения
взносов с союзников и первоначально заведовали только находившейся
на Делосе союзной казной. Когда же она была перенесена в
454 г. в Афины, они сделались здесь важными финансовыми
чиновниками с широким кругом деятельности: они принимали
дань союзников, вели ее списки, передавали казначеям Афины
на хранение в опистодом Парфенона, на основании народных
определений выдавали из нее деньги стратегам на ведение
войны
|
|
__________
* Сохранилось подлинное народное определение об их учреждении и
о
возвращении денег, должных богам (С. I. А. I, 32), относимое учеными
к
435 году. Казна других богов была тогда передана на хранение также
в
Парфенон и сложена в опистодоме на левой стороне (казна Афины хранилась
на правой).
** В документе года архонта Главкиппа названы 11 эллинотамиев,
но 11-й был, вероятно, секретарь. Они выбирали себе каждый по одному
товарищу (paredroV).
|
|
279
|
и кормовые для конницы, а также производили раздачи денег
народу на праздники (diwbelia).
Pwlhtai, ежегодно избиравшиеся
жребием по одному из филы, отдавали на откуп государственные
имущества и доходы и продавали конфискованные имения (преступников
и неисправных государственных должников) и осужденных на
рабство людей, например, не плативших подати метеков; они
же в V в. заказывали резчикам вырезать на камне государственные
документы и отдавали на откуп производство общественных
работ. Они должны были наблюдать за поступлением доходов
в срок, для чего вели особые списки доходных статей и сроков
ожидаемого их поступления. Список поступивших доходов они
передавали совету, а полученные с откупщиков и покупателей
деньги — в государственную казну. Присутственное место их
называлось pwlhthrion (Арист.
Аф. пол. 47 ).
PraktoreV взыскивали денежные
штрафы с лиц, приговоренных к ним судом, для чего председатели
суда вручали им списки таких лиц с означением суммы штрафа
(eggrafein toiV praktorsin).
Logistai и euqunoi,
о которых уже было упомянуто выше (см. гл. 22, § 1), также
были финансовыми чиновниками. В надписях доэвклидовой эпохи
встречается коллегия 30 логистов (oi
logistai oi triakonta С. I. А. I, 32, или просто
oi трихкоуто, в I, 226, 228). Наряду с ними упоминаются
и эвтины с их парэдрами и синегоры (например, С. I. А. I,
34). В IV веке те и другие были избираемы жребием по одному
из филы. Логисты принимали финансовые отчеты чиновников,
отчисляли 60-ю долю дани в казну Афины, вели счеты долгов
богам и рассчитывали на них проценты, — одним словом, были
финансовыми контролерами. В случае открытия злоупотреблений
в деятельности чиновников, они передавали дело в дикастерии.
Логисты имели при себе, в качестве помощников, 10 sunhgoroi,
а эвтины — каждый по два парэдра. Им можно было подавать
жалобу на магистратов, уже сдавших свой отчет, в течение
3-х (или 30, как читают некоторые в Арист. Аф. пол. 48)
дней после сдачи. Дело они направляли в соответствующее
своей филе отделение 40 судей (см. гл. 23, § 6), если же
это было государственное преступление, то через фесмофетов
направляли дело в гелиэю.
A. Boeckh, Die Staatshaushaltung der Athener, 3-е изд.
обраб. М. Frankel. Berl. 1886 (1-е изд. 1817, 2-е изд. 1850);
A. Kirchhoff, Zur Geschichte des athen. Staatsschatzes im
V-ten Jahrhundert в Abhandl. d. Berl. Akad. 1876; Th. Fellner,
Zur Geschichte d. ath. Finanzverwaltung в Ber. d. Wiener
Ak. 1879; J. Christ, De publicis populi Atheniensis rationibus,
Greifsw. 1879; H. Swoboda, Ueber Gr. Schatzverwaltung в
Wiener Studien X (1888); W, Bannier, De titulis aliquot
Atticis rationes pecuniarum Minervae
|
|
|
280
|
exhibentibus, Berl. 1891; Lehner, Die Athen. Schatzverzeichnisse,
Strassburg
1890.
О литургиях и обмене имуществами: V. Thumser, De civium
Athen.
muneribus eorumque immunitate, Wien 1880; Blaschke, De antidosi
apud
Athenienses, Berl. 1876; Illing, De antidosi, Berl. 1885;
H. Francotte,
L'antidosis en droit Athenien, Paris 1895, и статьи Фрэнкеля
и Талъгейма
в журн. Hermes, тт. XVIII (1883) и XIX (1884).
О финансовых чиновниках: A. Koch, De Atheniensium logistis,
euthynis,
synegoris, Zittau 1894.
|
|
|
|
|