 |
18
|
§ 3. Вырождение и упадок религиозных
верований
По мере умственного прогресса эллинов развивавшиеся религиозные
потребности находили все менее и менее удовлетворения в
существующей религии, в которой все сводилось к внешней
форме, в ущерб внутреннему содержанию, да и сама эта форма
начинала, главным образом, давать пищу удовольствиям и роскоши.
Внешним образом обряды культа все более и более развивались
и увеличивались, так что в Афинах, например, праздники занимали
два месяца в году (схол. Аристоф. Осы, ст. 663), а в Таранте
в эпоху его процветания было больше праздников, чем будней
(Страб. VI, 280, Афин IV, 61), но как совершались эти праздники
уже в IV в до Р. Х., видно из свидетельства Исократа (Ареоп.
29), что древнейшие и священнейшие обряды или совсем не
исполнялись, или же их исполнение отдавалось на откуп, тогда
как разные второстепенные празднества, если с ними было
соединено какое-нибудь угощение народа, совершались с величайшей
пышностью. Вследствие такого извращения религиозные верования
должны были все более падать и заменяться или равнодушием,
или полным неверием. После падения греческой свободы этот
упадок религии сказался, между прочим, в том, что обоготворение
стало распространяться не только на умерших великих деятелей,
но и на живых людей, и, благодаря особенно восточным влияниям,
эта деморализация развилась до такой степени, что новые
пышные праздники сплошь и рядом учреждались в честь римских
императоров, правителей или полководцев, и значительнейшие
города Малой Азии высоко ставили честь называться чистильщиками
храма (newkoroi) какого-нибудь
императора, а императорские статуи казались страшнее статуи
Зевса Олимпийского (Филостр. Жизнь Аполл. I, 15). Даже там,
где рядом с такими культами удерживалось древнее богопочитание,
оно состояло главным образом в пышных жертвах и дарах, которыми
тщеславие богачей старалось привлечь к себе внимание и благодарность
избалованной черни, да в состязаниях, которые развились
до чрезвычайного разнообразия, но вместе с тем далеко отступили
от строгих древнеэллинских понятий о гимнастическом искусстве.
Внутренней религиозной потребности оставалось или искать
утешения в философии, разделившейся к тому времени на множество
сект, или предаться суеверию, всевозможные проявления которого
легко уживались на этой выродившейся почве, или, наконец,
обратиться к религиям Востока, которые при всех своих грубых
заблуждениях и крайностях все-таки имели хоть какое-нибудь
внутреннее содержание, хранили в себе хоть какие-нибудь
идеи. До какой степени ослабело верование в господствовавших
прежде эллинских богов, это доказывается, между прочим,
|
|
|
19
|
упадком оракулов, наступившим довольно быстро в первые
века
после Р. X. Затем борьба с христианством окончательно подрезала
все корни полузасохшего уже древа язычества, и лишь только
оно
при Константине Великом лишилось поддержки и защиты государства,
как пало уже окончательно и навсегда.
Общие сочинения по истории греческой религии, богослужебным
древностям и мифологии. — Р. van Limbourg-Brouwer, Histoire
de la civilisation
morale et religieuse des Grecs, 8 т., Groningue 1832 — 42.
— P. F. Stuhr,
Die Religions-Systeme der Hellenen in ihrer geschichtl.
Entwicklung bis auf
die Makedonische Zeit, Berl. 1838. - M. W. Heffter, Die
Geschichte der
Religion der Griechen, Brandenb. 1845. — W. F. Rinck, Die
Religion der
Hellen aus den Mythen, den Lehren der Philosophen und dem
Kultus entwickelt
und dargestellt, 2 т. Zurich 1854. — Л. Maury, Histoire
des religions de la
Grece antique, 3 т. Paris 1857. — С. F. Nagelsbach, Homerische
Theologie,
3 изд. Nurnberg 1884. — Его же, Nachhomerische Theologie,
Numb. 1857. —
Архим. Хрисанф, Религии древнего мира в их отношении к христианству,
т. 2, СПб. 1875. — Д. И. Азаревич, Античный мир и христианство,
Яросл.
1880. — В. Д. Кудрявцев, Религии культурных языч. народов
в <Прав.
Обозр.» 1880. — И. Татарский, Религ. элемент в эпосе Гомера
(Приб.
к Твор. св. отцов в русском пер., изд. Моск. дух. акад.
1891, кн. 4). —
G. Boissier, La fin du paganisme. Etude sur les demieres
luttes religieuses
en Occident an IV siecle, 2 т. Par. 1891 (Русский пер. под
ред. Корелина,
M. 1892). — V. Schultze, Geschichte des Untergangs des griech.-romischen
Heidenthums. 2 т. Jena 1887-92. - F. H. v. Arneth, Das klass.
Heidentum
und die christl. Religion, 2 т. Wien 1895. — P. Tiele, Geschichte
der Religion
im Altertum bis auf Alexander den Grossen. Deutsche Ausgabe
von C. Gehrich.
T. 1 и 2. Gotha 1895. - M. Robiou, L'etat religieux de la
Grece et de
1'Orient au siecle d'Alexandre, 2 p. Par. 1895. — Я. Usener,
Gotternamen.
Versuch einer Lehre von d. religiosen Begriffsbildung. Bonn
1896. —
L. R. Farnell, The cults of the Greek states. Vol. 1, 2.
Oxf. 1896. -
W. Reichel, Vorhellen. Gotterkulte, Wien 1897. - 0. Gruppe,
Griech.
Mythologie u. Religionsgeschichte (в Iw. Muller's Handb.
d. klass. Alter-
tumswiss. V Bd., 2 Abth.), Munch. 1897.
W. Wachsmuth, Hell. Alterthumskunde, т. 2-й, 2-е изд. Halle
1846. -
К. F. Hermann, Lehrbuch d. Griech. Antiquitaten, т. 2: Lehrbuch
d.
Gottesdienstlichen Alterthumer der Griechen, 2-е изд. Heidelb.
1858. —
G. F. Schumann, Griechische Alterthumer т. 2-й, 3-е изд.
Berl. 1873. —
К, Ф. Страшкевич, Краткий очерк греч. древностей, 2-е изд.
Киев 1874. —
Ф. Велишский, Быт греков и римлян (перев. с чешского), Прага
1878. —
О. Seemann, Die Gottesdienstl. Gebrauche d. Griechen und
Romer, Leipz.
1888. — P. Stengel, Die griech. Kultusaltertumer (в Iw.
Muller's Handbuch
d. klass. Altertumswiss. V Bd., 3 Abth.), 2 Aufl. Munch.
1898.
Max Mutter, Vorlesungen uber den Ursprung der Religion,
Strassb. 1880. —
Fr. Creuzer, Symbolik und Mythologie der alten Volker, bes.
der Griechen,
4 т. 3-е изд. Leipz. 1836 сл. — E. Gerhard, Griech. Mythologie,
2 т.
Berl. 1854. — G. Grote, Griech. - Mythologie und Antiquitaten
ubers. von
Dr. Th. Fischer, Bd. I, Leipz. 1856. - Fr. Welcker, Griech.
Gotterlehre,
|
|
|
20
|
3 т. Gutting. 1857 — 63. — J. A.. Hartung, Die Religion und
Mythologie der Griechen, 4 т., Leipz. 1865. — H. D. Muller,
Mythologie der Griech. Stamme, 2 т., 2 изд. 1869. - L. Preller,
Griech. Mythologie, 4 Aufl. von C. Robert, 2 т. Berl. 1894.
— E. Plew, Die Griechen in ihrem Verh. zu den Gottheiten
fremder Volker, Danz. 1876. — P. Decharme, Mythologie de
la Grece antique, 2 изд. Paris 1886. — J. Owerbeck, Griech.
Kunstmythologie, 2 т. Leipz. 1878. - M. Collignon, Mythologie
figuree de la Grece, Par. 1883. - W. H. Roscher, Ausfuhrliches
Lexikon der griech. und rom Mythologie (из- дается выпусками
в Лейпциге с 1884). — О. Gruppe, Griech. Kulte u. Mythen,
Leipz. 1887. - L. von Sybel, Die Mythologie der Ilias, Marb.
1877. - Л. Ф. Воеводский, Введение в мифологию Одиссеи,
Од. 1881. — Ukert, Ueber Damonen, Heroen und Genien, Leipz.
1850. — Ohiert, Beitrage zur Heroenlehre d. Griechen, Lauban
1875. — J. A. Hild, Etude sur les demons, Par. 1881. — На
русском языке есть переводы следующих популярных со- чинений
по мифологии: Петискус, Олимп, пер. Евстафиева, 2 изд. СПб.
1873. — Г. В. Штолль, Мифы классической древности, перев.
Покровского и Медведева, 2 т., 2 изд. M. 1880. — Дютшке,
Олимп. Мифология др. греков и римлян. Перев. с нем. M. Корш,
Спб. 1892. — Много ценных статей по богослуж. древностям
и мифологии имеется в известном издании Daremberg et Saglio,
Dictionnaire des antiquites grecques et Romaines, в Pauly's
Real-Encyclopadie, Neue Bearb. herausg. von G. Wissowa (выходит
с 1894 г.), и в разных филологических журналах.
|
|
|
|
 |