 |
15
|
§ 2. Отношение государства к культу
Убеждение в том, что боги служат представителями нравственных
начал, поощряют справедливость и карают несправедливость,
естественно, вело к тому, что каждое эллинское государство
ставило себя под ближайшее покровительство богов. Нравственный
характер религии постоянно являлся для государства важным
средством обеспечения уважения к гражданским установлениям.
Под защиту божества ставились не только мирные договоры
разных народов, но и государственные законы и всевозможные
акты частного права. Но если эллины смотрели на религию,
как на самую прочную опору нравственности, и в страхе божием
видели верную гарантию справедливости, то тем более приходится
удивляться тому, что ни одному древнему законодателю не
пришло в голову посредством целесообразных учреждений содействовать
правильному религиозно-нравственному просвещению народа
и воспитанию его в духе страха божия. Государственные законы
повсюду имеют в виду лишь внешнюю, обрядовую сторону религии,
предоставляя внутреннюю сознанию и совести каждого гражданина.
Государство поэтому брало на себя заботу только о том, чтобы
внешние выражения богопочитания соблюдались всеми его членами,
и устраняло всякое их нарушение. Собственность богов, жертвы
и дары, которыми люди обязаны были их чествовать, одним
словом все то, что стояло в ближайшем отношении к богам,
входило в состав понятия ta iera,
«священное». Почитающий ta iera
является перед лицом закона человеком нравственным и благочестивым
(eusebhV), а нарушающий их оказывается
виновным в нечестии (asebeia),
которое карается более или менее строго, смотря по степени
важности нарушения. Строже всего преследовали тот вид нечестия,
который проявлялся в похищении, уничтожении или повреждении
посвященных богам предметов, каковы бы они ни были; такое
преступление называлось ierosulia
и наказывалось обыкновенно смертью и конфискацией имущества.
Далее, преступлением против богов считалось осквернение
посвященных им мест, к которому относилось, между прочим,
появление в таких местах лиц, которым был воспрещен туда
доступ, или совершение в них недозволенных деяний. Преступно
было также отступление от издревле установленных форм и
обрядов культа, его извращение, присоединение к нему колдовства,
неверие и т. п. Государство не касалось религиозных верований
и убеждений отдельных лиц до тех пор, пока они исполняли
все свои обязанности по отношению к культу; но раз кто-нибудь
публично выказывал свое неверие или непочтение к богам,
не исполнял обрядов культа или сообщал свои взгляды дру-
|
|
|
16
|
гим, — государство считало своею обязанностью положить
конец соблазну и наказать виновного. Софист Протагор, сказавший,
что нельзя знать, существуют ли боги или нет, был привлечен
к суду как безбожник и изгнан из Афин, а его сочинения сожжены.
Анаксагор подвергся обвинению в asebeia
между прочим за то, что представлял себе солнце раскаленной
каменной массой и, таким образом, отрицал существование
солнечного бога. В обвинении Сократа, как известно, на первом
плане стояло то, что он не признавал государственных богов
и вводил вместо них новые божества (Ксен. Восп. I, 1; Плат.
Апол. Сокр.).
Однако на основании известных нам религиозных процессов
нельзя обвинять эллинов вообще и, в частности, афинян в
религиозной
нетерпимости: эти процессы доказывают только то, что государство
не желало допускать оскорблений принятого культа и общепризнанных
богов; но оно не полагало никаких стеснений для личной свободы
совести и религиозных убеждений и никого не призывало к
ответу
за его личные воззрения на богов, за неусердное посещение
храмов
или редкое совершение молитв и жертвоприношений. Не имея
строго
определенных догматов веры, эллины с полною терпимостью
относились к различию мнений и взглядов на религию, пока
эти взгляды
не клонились к нарушению того, что было установлено законом,
т. е. культа и религиозных учреждений. Как велика была эта
терпимость, особенно ясно видно из древней комедии, которая
позволяла
себе выводить на сцену богов иногда в самом недостойном
и смешном
виде. У эллинов не было ни особых должностных лиц, которые
имели бы специальный надзор за исполнением гражданами религиозных
обязанностей, ни особых судов по делам религии (только по
делам о мистериях судьи избирались исключительно из посвященных,
что было вполне естественно).
Относительно нововведений в существующих уже культах или
введения новых также замечается значительная терпимость,
особенно в позднейшую эпоху. Конечно, изменять или уничтожать
какой-нибудь издревле существовавший культ считалось непозволительным,
и государство не приступало к таким переменам, по
крайней мере, без предварительного одобрения оракула, точно
так
же, как и к введению новых культов. Но кроме общественных
культов, формально признанных государством, повсюду были
еще
частные культы, в которых нововведения, естественно, были
гораздо легче. Страбон говорит об афинянах (X, 471), что
они как
в других отношениях, так и в отношении к богам были друзьями
иностранцев, т. е. легко усваивали себе чужеземные культы.
Это
было совершенно естественно: в Афинах всегда проживало множество
иностранцев, не только приезжавших на короткое время,
|
|
|
17
|
но и поселившихся на постоянное жительство и принятых в
класс
метеков. Им невозможно было запретить почитать у себя дома
богов своей родины принятыми у них способами, хотя бы эти
боги и формы их культа не согласовались с афинскими. При
этом
легко могло случиться, что тот или другой из таких культов
находил себе сочувствие и у граждан, которые также принимали
его в число своих домашних культов. Если они при этом не
забывали своих обязанностей относительно государственных
богов,
то государство не считало себя вправе вмешиваться в их частную
жизнь; оно могло выступить против новшеств только тогда,
когда
замечало стремление граждан уничтожить общепризнанных богов
и поставить на их место новых, или когда в культе последних
были такие стороны и такие обряды, которые казались безбожными
и безнравственными. Были даже примеры, что чужеземные культы
с течением времени были формально признаваемы государством
и принимаемы в число государственных. Известнейшими примерами
такого рода в Афинах служат культы: фракийской богини
Бендиды, фригийской Матери богов (которую смешивали с Реей)
и египетского Аммона. Культы Сераписа, Исиды и некоторых
других египетских богов со времен Александра Великого широко
распространились по всем областям эллинского мира. Решение
ввести
какой-нибудь новый культ в число государственных могло исходить,
конечно, только от верховной власти.
Под именем государственного культа (в противоположность
частному) разумеются все религиозные акты, совершаемые от
имени и по установлению государства жрецами или другими
призванными к тому лицами; сюда относятся, стало быть, все
молитвы, жертвоприношения и другие богослужебные обряды
при собраниях совета и народа, при заседаниях суда, при
заключении мира и договоров с другими народами и пр. Но
кроме таких случайных религиозных актов, посредством которых
государственные дела ставились под надзор и покровительство
богов, совершались от лица государства и такие, которые,
не имея специального отношения к отдельным случаям, вообще
имели целью оказать богам подобающие почести, отвратить
их гнев и снискать милость и поэтому правильно повторялись
в определенные времена под именем государственных праздников
(eortai dhmosiai). Для служения
богам государство воздвигало храмы и жертвенники, посредством
своих органов заботилось об их благолепии и охранении, назначало
особых жрецов для совершения обрядов культа, одним словом,
принимало все меры к тому, чтобы достойным образом чтить,
богов и за то пользоваться их покровительством и милостью.
|
|
|
|
 |