 |
58
|
ГЛАВА 7. Должностные лица по делам культа
и храмовые служители
§ 1. Должностные лица
Кроме жрецов в собственном смысле, в греческих государствах
встречается значительное количество должностных лиц, которые
облечены были исключительно или преимущественно обязанностями,
имевшими ближайшее и непосредственное отношение к религии
и
культу. Ввиду разносторонней важности религии для государственных
и общественных целей, государство считало необходимым всегда
держать под своим непосредственным надзором религиозный
культ
и по мере возможности удовлетворять его требованиям. Жрецы,
как
известно, руководили только священнодействиями, совершавшимися
при отдельных храмах; стало быть, государству прежде всего
нужны
были лица, которые могли бы заботиться о таких жертвоприношениях
и религиозных обрядах, которые совершались от лица государства
не при храмах; такими лицами в древнейшие времена были цари,
а затем ближайшие наследники их власти, т. е. высшие магистраты
государства; но по мере того, как государства привлекали
и храмовые
культы в область своего ведения и участия, они стали ставить
рядом
со жрецами особых лиц для заведования храмами и их имуществами,
так что в исторические времена Эллады в разных государствах
мы
встречаем под различными названиями большое количество лиц,
исполнявших по назначению от государства те или другие обязанности,
ближайшим образом связанные с культом.
На первом плане между такими магистратами должен быть поставлен
царь, basileuV. После уничтожения
царской власти в греческих государствах те обязанности,
которые принадлежали царю, как представителю своего народа
перед лицом божеств, обыкновенно переходили к высшим магистратам
государства; но так было не везде: во многих места остях
как бы для того, чтобы не обидеть богов отнятием тех почестей,
которые им оказывал царь, его название было удержано и перенесено
на особого, временного или пожизненного (как в Риме rex
sacrificulus) магистрата вместе с религиозными обязанностями
прежних царей, от которых, впрочем, такой царь-чиновник
резко отличался тем, что был лишен всех прочих атрибутов
царской власти; с другой стороны, он отличался и от жрецов,
так как не служил при одном каком-либо святилище, а приносил
от лица государства жертвы то тому, то другому божеству,
или вообще заведовал государственным культом, причем имел
также и юрисдикцию в судебных делах, имевших отношение к
|
|
|
59
|
культу. Замещалась эта должность или потомками прежних
царских родов по праву наследства, или членами гражданской
общины по выбору сограждан или по жребию. Последним способом
избирался, например, в Афинах архонт-царь; кандидат на эту
должность кроме общих для всех магистратов условий выбора
должен был удовлетворять некоторым специальным требованиям;
так, например, требовалось, что он был посвящен в Элевсинские
мистерии, так как, не будучи посвящен, он не мог бы исполнять
соединенную с его должностью обязанность заведования мистериями
или иметь юрисдикцию в делах, относящихся к их нарушению.
Кроме мистерий архонт-царь в Афинах заведовал Ленеями и
Анфестериями (см. ниже в разд. IV), гимническими состязаниями
с факелами (lampadodromia) и
некоторыми издревле установленными жертвоприношениями (patrioi
qusiai ), о которых мы не имеем ближайших сведений
(Поллукс. VIII, 90; схол. Пл. Евтифрон. 2а). На его супруге
(basilissa или basilinna)
также лежали некоторые священные обязанности при совершении
праздника Анфестерий (см. ниже, отд. IV, гл. 16, § 3). Кроме
Афин магистрат, носивший имя «царя», существовал в Мегарах
и мегарских колониях (по крайней мере, в Халкедоне и Херсонесе
Таврическом), в Милете и его колониях (например, в Кизике,
Ольвии), в Пергаме, Ассе, на островах Самофракии, Самосе,
Хиосе, Аморге, Сифносе и пр. Иногда такие «цари» выбирались,
как кажется, для совершения одного только жертвоприношения
от лица государства (в Приене, Страб. VIII, 384).
Было в разных государствах Эллады много и других магистратов,
имевших более или менее близкое отношение к культу. Правда,
при
небольших и бедных храмах вся забота о культе и обо всем
к нему
относящемся, — как, например, надзор за храмовыми зданиями,
их
имуществами и утварью, заведование устройством жертвоприношений,
храмовыми угодьями и доходами и т. п., — могла лежать на
самих
жрецах, но в большинстве случаев, особенно при больших и
богатых
святилищах, часто посещавшихся богомольцами и обладавших
большими имуществами и доходами, такие обязанности делились
между
несколькими лицами или коллегиями, которые, несмотря на
свое прямое отношение к культу, строго отличались от жрецов
в собственном
смысле и принадлежали к числу государственных магистратов.
Таких
коллегий и отдельных магистратов было так много, деятельность
их
была так разнообразна и во многих случаях так мало нам известна,
что
подробный разбор ее не может иметь здесь места, и мы ограничимся
только упоминанием о некоторых наиболее известных магистратах.
Важнейшие афинские магистраты, избиравшиеся для заведования
делами культа, упомянуты в 1-й части нашего «Очерка»
(разд. III, гл. 22, § 2). Из должностных лиц, существовавших
в
других эллинских государствах, прежде всего могут быть названы
|
|
|
60
|
ieromnhmoneV. Известно, что
это имя носили представители народов, бывших членами Дельфийско-фермопильской
амфиктионии, составлявшие совет для заведования религиозными
ее делами *; но, кроме того, были в разных государствах
и местные магистраты с этим именем (например, в Лакедемоне,
Византии, Халкедоне, Кизике и др.); они заведовали обыкновенно
внешнею стороною культа и иногда принадлежали к числу важнейших
магистратов государства (например, в Византии, где иеромнемон
был эпонимом года). Далее упоминаются попечители (epimelhtai)
отдельных культов, в которых особенно заинтересовано было
то или другое государство; казначеи храмовых сумм (ierotamiai
или просто tamiai); храмостроители
(naopoioi, newpoioi, newpoiai
или napoiai) и храмовые стражи
(ierofulakeV), заботившиеся об
исправном содержании храмовых зданий и имуществ, особенно
священных вкладов; приблизительно такие же обязанности имели
ieropoioi, epimhnioi, ieronomoi, ierapoloi,
ierarcai, epistatai и мн. др. Относительно некоторых
названий нельзя даже определить с точностью, были ли носившие
их лица настоящими жрецами, или государственными магистратами
(например, ieroqutai в Акраганте
и Сегесте).
A. Hauuette-Besnault, De archonte rege, Par. 1884. — G.
Doermer, De Graecorum sacrificulis qui ieropoioi
dicuntur, Argentor. 1883.
|
|
__________
* См. ч. I, разд. IV, гл. 27, § 1.
|
|
|
 |