 |
60
|
§ 2. Храмовые служители
Кроме жрецов и должностных лиц по делам культа, надобностям
последнего удовлетворяло еще значительное число лиц, которые
или исполняли определенные обряды при отдельных празднествах
и священнодействиях, или в качестве постоянных служителей
при храме помогали жрецам в совершении священнодействий
и заведовании храмами. Лица первого класса были избираемы
обыкновенно из среды гражданской общины для отдельных священнослужений
или нужд культа и, таким образом, имели с ним лишь временную
связь, определявшуюся сущностью того служения, для которого
каждое лицо было избрано. К таким лицам при выборе предъявлялись
приблизительно такие же требования, как и к кандидатам на
жреческие должности. Сюда принадлежат, главным образом,
члены хоров, исполнители отдельных священных обрядов и носители
различных священных предметов, символов и утвари при праздничных
процессиях, чаще всего избиравшиеся из детей обоего пола,
происходивших от благородных и не умерших еще родителей
(paideV amfiqaleiV). Так,
|
|
|
61
|
из девочек выбирались носительницы священной утвари (kanhforoi,
fialhforoi, arrhforoi), воды (udroforoi)
и т. п. Иногда главным условием для выбора на такие временные
должности была телесная красота; например, по рассказу Павсания
(IX, 22, 1) в беотийском городе Танагре в праздник Гермеса
красивейший из эфебов обходил вокруг городских стен с бараном
на плечах в воспоминание того, что некогда сам бог таким
образом очистил город.
Лица второго класса или постоянные храмовые служители чаще
всего принадлежали к низшим сословиям граждан и исполняли
свои обязанности за плату; однако служение при храме, в
постоянном общении с божеством, внушало и к ним известное
уважение, так что уже с древнейших времен существовали в
различных государствах гражданские роды, в которых право
такого служения при храме передавалось по наследству (например,
в Аттике члены рода KhrukeV исполняли
обязанности глашатаев при Элевсинских мистериях), а в позднейшие
времена некоторые из таких должностей, в особенности должность
неокоров, были даже предметом тщеславия и искательств со
стороны самых выдающихся лиц в государствах, особенно в
Малой Азии во времена римских императоров, когда целые города
принимали титул неокора того или другого храма, конечно,
особенно знаменитого или посвященного имени какого-нибудь
императора. Название newkoroi
или zakoroi в собственном смысле
обозначало лиц, заботившихся о чистоте храма; но обыкновенно
обязанности неокоров были гораздо шире: они заботились вообще
об исправном содержании храмов, об украшении их во время
праздников, заведовали священной утварью и т. п., так что
в позднейшие времена неокоры были первыми лицами при храмах
после жрецов. При значительных храмах было несколько таких
служителей, и в таком случае званием newkoroV
пользовался только один из них, стоявший во главе, а остальные
назывались upozakoroi. Напротив,
при небольших и бедных храмах неокоров вовсе не бывало,
и все заведование храмом лежало на жрецах, которые в таких
случаях и сами назывались иногда неокорами.
Далее, к этому классу принадлежат встречающиеся при некоторых
храмах parasitoi, носившие это
название потому, что они обедали вместе со жрецами или наравне
с ними получали содержание из средств храма. Должностные
обязанности их заключались главным образом в приеме зернового
хлеба, собиравшегося с принадлежавших храму нив или жертвовавшегося
в виде начатков ежегодной жатвы и т. п.; кроме того, они
помогали при устройстве пиров, которыми оканчивались праздничные
жертвоприношения. В Аттике параситы существовали, по-видимому,
лишь при некоторых храмах.
Одно из выдающихся мест в. штате храмовых служителей занимали
также глашатаи (khrukeV или ierokhrukeV),
на обязанности
|
|
|
62
|
которых лежало провозглашение священного перемирия (ekeceiria)
во время праздников, приглашение присутствующих к благоговейному
молчанию (eufhmia) при начале
священнодействия, произнесение молитв от лица присутствующих
при священнодействии и т. п. Однако, кроме этих прямых обязанностей,
глашатаи исполняли и многие другие, особенно в древнейшие
времена (а в более поздние при таких храмах, где не было
большого служебного персонала). В Гомеровских поэмах при
описании жертвоприношений встречаются упоминания, что глашатаи
убивают жертвенное животное, снимают с него шкуру, распластывают
тушу, разводят огонь, приготовляют пир и т. п. Впоследствии
при больших храмах для исполнения всех таких обязанностей
были особые служители: виночерпии (oinocooi),
выбиравшиеся иногда из детей благороднейших фамилий, повара
и кравчие (mageiroi, qutai),
курители фимиама (epiqumiatoreV),
чистилыцики священной утвари (faidruntai
или faiduntai), носители утвари
при процессиях (ieroforoi) и
т. п. Еще упомянем певцов и музыкантов (umnwdoi
и umnhtriai, aulhtai, ieraulai, spondaulai),
которые были необходимы для исполнения священных гимнов
и песен хором или соло и, вероятно, для этих целей нарочно
обучались и содержались при храмах. Некоторые из таких служителей
выбирались из храмовых рабов (ierodouloi),
в которых храмы так же нуждались, как и обыкновенные хозяйства.
Так, например, у Еврипида Ион (в трагедии того же названия)
является иеродулом Дельфийского храма, при котором он служит
неокором.
J. H. Krause, Civitates neocorae sive aedituae, Lips. 1844.
— Kosta, Ueber die khrukeV des
Homer, Lyck. 1844. — Ostermann, De praeconibus Graecorum,
Marb. 1845. — G. Buechner, De neocoria, Gissae 1888.
|
|
|
|
 |