 |
106
|
ГЛАВА 14. О праздниках вообще
В своей повседневной жизни, как государственной, так и
частной, эллины очень часто обращались к богам с молитвами,
жертвоприношениями и другими религиозными обрядами. Но кроме
таких религиозных актов, обусловленных теми или другими
ближайшими причинами, наиболее уважаемым божествам посвяща-
|
|
|
107
|
лись особые, периодически повторявшиеся (ежегодно или раз
в несколько лет) дни, в которые в честь их для отвращения
их гнева или снискания милости, совершались различные религиозные
обряды и в которые люди чувствовали себя в ближайшем общении
с данным божеством, чествовали и прославляли его торжественными
процессиями, разными зрелищами и т. п. Такие дни назывались
у эллинов eortai. Уже в Гомеровские
времена, по-видимому, были правильно повторяющиеся праздники
*; но у Гесиода встречается только упоминание о счастливых
и несчастных днях и о посвящении божествам некоторых отдельных
дней (Труды и дни, 770 cл. и 802 cл.). В исторические времена
количество праздников было весьма значительно. Разумеется,
не все праздники совершались одинаково торжественно (как
это бывает и у нас) и не все дни, в которые тем или другим
божествам совершались жертвоприношения, считались праздничными,
подобно тому как и у нас богослужение совершается и в будни.
Значительная часть праздников, в особенности древнейшего
происхождения, была посвящена богам, как господствующим
в природе силам, от которых зависели перемены времен года,
фазы небесных светил, атмосферные явления, урожаи или неурожаи,
одним словом, все благоприятные или неблагоприятные для
человека явления природы. В других праздниках боги чествовались
как устроители и покровители общественного и нравственного
порядка, а иногда почитались и вместе в том и другом значении,
так как в тех же силах природы древние видели и нравственные
существа, то милостивые, то немилостивые к человеку. Далее
совершались праздники в воспоминание исторических событий,
в которых боги, как казалось, особенно наглядным образом
проявили свою силу. Наконец, вследствие общего верования,
что умершие люди, пребывая в подземном царстве, имели притязание
не только на почетную память в потомстве, но и на дары и
жертвы, кроме частных поминок в среде отдельных родов, совершались
в память усопших и общественные праздники, при которых,
конечно, не были забываемы и боги, правившие в подземном
царстве.
Все праздники, имевшие отношение к переменам времен года
или состояний погоды и к другим правильно повторявшимся
явлениям
природы, совершались в такие времена, которые соответствовали
их
значению. Так, весною почитались божества света и воскресающей
жизни природы, преимущественно Аполлон и сестра его Артемида;
|
|
__________
* Од. XX, 156; XXI, 158.
|
|
108
|
в следующие затем летние месяцы господствующий в южных
широтах
Европы зной подавал повод к богослужебным установлениям,
имевшим целью отвратить его губительное влияние от людей,
животных
и полевых плодов; жатва и посев сопровождались празднествами
в
честь Деметры и других богов-покровителей земледелия, при
этом
прославлялись благодеяния земледелия и связанной с ним цивилизации;
сбор винограда и разные фазы виноделия подавали повод к
праздникам в честь Диониса, культу которого, таким образом,
была
посвящена преимущественно поздняя осень и зима. Каждое отдельное
явление сельской, пастушеской или мореходной жизни также
сопровождалось религиозными обрядами; а так как эти явления
во
многих случаях были тесно связаны с определенными временами
года (например, начало и конец мореплавания, выгон стад
на летний
корм и т. п.) и были общи более или менее значительному
кругу
людей, то и из этих обрядов могли возникать праздники, приуроченные
к определенным пунктам в году. Празднества, связанные с
мифами или прозваниями божеств, имевшими отношение к явлениям
природы, совершались в то время, когда эти явления происходили
под греческим небом; праздники, установленные в воспоминание
исторических событий, совершались или в самый день события,
или
в ближайшее к нему время и т. д. Таким образом, время каждого
праздника избиралось не по произволу, а определялось теми
или
другими вескими причинами. Само собою разумеется, что у
эллинов,
как и у нас, случались, кроме того, экстраординарные празднества,
не повторявшиеся периодически, а совершавшиеся только однажды,
например, по поводу победы, получения благоприятных известий
и
т. п.; особенно много поводов к ним подавали различные радостные
события в частной жизни, как, например, рождение, наступление
возмужалости, брак, благополучное возвращение из продолжительного
путешествия, избавление от серьезной опасности и т. п. Число
государственных праздников в разных государствах Эллады
было
различно; в Афинах, по свидетельству самих древних *, было
вдвое
больше праздников, нежели в других государствах. Впрочем,
и про
Тарант говорят, что в эпоху его процветания в нем было более
праздников, нежели будней (Страб. VI, 280).
Еженедельного праздника, соответствовавшего воскресенью
у
христиан и субботе у евреев, у греков и римлян не было.
Зато
отдельные дни месяца у греков были специально посвящены
тем
или другим божествам, хотя не везде одним и тем же; эти
дни не
|
|
__________
* Ксен. О госуд. устр. Афин. 3, 9; ср. Плат. Алкив. II, 149 е.
|
|
109
|
считались праздниками, но в них и государствами и частными
лицами совершались жертвоприношения (иногда, правда, очень
незначительные) тем божествам, которым они были посвящены.
Причиною посвящения были обыкновенно какие-либо события
из жизни богов (например, рождение и пр.), связанные с данными
днями. Первый день месяца был посвящен всем богам вообще,
но кроме того, нескольким в отдельности, именно богу света
Аполлону, богине луны Гекате и Гермесу; второй день посвящался,
по крайней мере в Афинах, доброму демону (AgaqoV
daimwn), третий — Афине, как Tritogeneia;
ей же был посвящен пятнадцатый день и trith
fqinontoV; четвертый день был посвящен Гермесу или
Гераклу, пятый — хтоническим божествам (Гес. Труды и дни,
802 сл.), шестой — Артемиде, как день ее рождения, а седьмой
по той же причине Аполлону (ebdomagenhV).
Восьмой день принадлежал Посейдону, а в Афинах кроме того
Тесею, девятый — Гелиосу и Рее, двадцатый — снова Аполлону.
Последний день посвящался опять Гекате, в честь которой
вечером этого дня выставляли так называемые EkathV
deipna на перекрестках, где стояли ее изображения
или алтари. Три последние дня месяца были специально посвящены
усопшим и подземным богам и считались в государственном
и частном быту тяжелыми (apofradeV
или miarai hmerai). В такие дни
воздерживались по возможности от всяких дел и предприятий,
и все общественные дела приостанавливались (Лук. Лжесофист.
12); в Афинах в эти дни производился только суд по делам
об убийствах. Кроме того, были и другие apofradeV,
иногда соединявшиеся с праздниками (например, в Афинах —
Плинтерии). Указаний относительно посвящения божествам остальных
дней месяца не сохранилось.
Праздничное время носило название «священномесячия», ieromhnia,
хотя бы продолжалось лишь несколько дней или даже один.
В продолжение иеромении останавливались все государственные
и частные дела за исключением необходимейших или относившихся
к самому празднику, для того, чтобы ничто не нарушало всеобщего
мира и праздничного настроения. Для таких праздников, которые
были посещаемы иностранцами, как, например, для Олимпийского
и других общеэллинских, объявлялось через особых вестников
священное перемирие (ekeceiria),
иногда на довольно продолжительное время *.
|
|
__________
* Например, по свидетельству надписи С. I. А. I, 1, перемирие для
празднования великих и малых Элевсиний в Афинах продолжалось по
55 дней.
|
|
110
|
Способы празднования были различны, смотря по значению
праздника. Вообще можно сказать, что главными актами, с
которых начинался праздник, были жертвоприношения и другие
богослужебные
обряды, которыми люди исполняли свой долг относительно божества
и которые сопровождались иногда песнями, процессиями, играми
и
т. п. Затем обыкновенно начиналось веселье, пляски и пиршества,
при которых забывалась обыкновенная простота и скромность
повседневной жизни; были, правда, печальные праздники, которые
ознаменовывались только прекращением всех обыденных дел
и даже
постами и воздержанием от удовольствий; но таких было немного,
в большинстве же случаев праздники были временем отдыха
*, веселья
и всевозможных удовольствий, в которых принимали участие
и женщины, покидавшие затворничество своей будничной жизни;
дети
освобождались на праздники от учебных занятий, рабы избавлялись
от работ, а в некоторые праздники даже пользовались равенством
со своими господами или услугами со стороны последних; и
подобно
тому, как враждующие народы в дни общих праздников прекращали
военные действия, так и по гражданским законам в такие дни
узники
освобождались от оков, должники — от судебного преследования
со
стороны кредиторов и т. п., для того, чтобы никто не встречал
препятствия к участию во всеобщей радости и веселье.
Праздники в честь богов, культ которых был признаваем государством,
совершались на счет государственной казны и были урегулированы
законами. Ближайшее заведование ими принадлежало
магистратам (отдельным лицам или целым комиссиям), постоянным
или временным.
С течением времени праздники у греков становились все многочисленнее
и роскошнее, но эта внешняя роскошь далеко не может
служить доказательством увеличения религиозности народа;
напротив, на то, что не было непременной принадлежностью
культа, а
служило только к украшению праздника, стали смотреть как
на
главное и существенное, на праздники стали стекаться не
ради
почтения к божеству, а ради торжественных процессий, игр
и других зрелищ, или для участия в праздничных пиршествах.
Собственно религиозных наставлений, проповедей и т. п. при
праздниках,
как вообще при всех религиозных актах, у эллинов не было,
и
|
|
__________
* «Боги, тронутые состраданием к человеческому роду, природою обреченному
на труд, — пишет Платон (Зак. II, 653 с), — установили людям
времена отдохновения от трудов в правильной последовательности праздников
и сделали Муз, их главу Аполлона и Диониса участниками праздников».
|
|
111
|
все то, что приходилось видеть и слышать присутствующим
на
праздниках, имело скорее эстетическое влияние на них, нежели
религиозное.
Jo. Meursii Graecia feriata, sive de festis Graecorum libri
VI, Lugd. В
1619. - M. G. Hermann, Die Feste von Hellas historisch-philosophisch
bearbeitet etc., 2 т. Berl. 1801. — D. van Stegeren, De
Graecorum diebus
festis в Miscell. philol. fasc. 1, Tr. ad Rhen. 1849. -
Rinck, Religion d.
Hellenen т. II и др. общие сочинения по богослужебным древностям.
|
|
|
|
 |