 |
111
|
ГЛАВА 15. Четыре общеэллинские празднества
§ 1. Общие замечания
Обозрение праздников отдельных местностей Эллады мы начнем
с четырех национальных празднеств, совершавшихся в Олимпии,
Дельфах, Немее и на Коринфском перешейке (Истме). Первоначально
все эти празднества, без сомнения, имели лишь местное значение
* и только с течением времени, благодаря особым благоприятным
обстоятельствам, возвысились до того общеэллинского значения,
которым пользовались в исторические времена. Происхождение
всех их кроется во мраке доисторической эпохи (хотя в
Гомеровских поэмах они не упоминаются), но своим возвышением
до общенационального значения все они обязаны дорийцам и
в особенности спартанцам: законодателю спартанскому Ликургу
вместе с
Ифитом элейским приписывается то устройство Олимпийского
праздника, которое соблюдалось в исторические времена. Спартанцы
же
|
|
__________
* К. Фр. Германн (Gottesd, Alt., § 49) считает возможным распределить
эти четыре праздника между четырьмя главными эллинскими племенами,
так как Пифийские игры вместе с Дельфийским святилищем издавна стояли
в ближайшем отношении к дорийцам, между тем как Олимпийские были
связаны в предании с именем Пелопа, родоначальника ахейского царского
дома, Истмийские — с национальным героем ионического племени Тесеем,
а основание Немейских игр связывается с походом семи против Фив,
участники которого принадлежали преимущественно к эолическому племени
Но
дело в том, что относительно первоначального установления игр существуют
различные сказания и мы не можем отдать предпочтение одному из них
перед другими с полной уверенностью в его справедливости.
|
|
112
|
были главными виновниками низвержения коринфских и сикионских
тиранов, с которым тесно связано возобновление Истмийских
и Немейских празднеств. Само собою разумеется, что первоначально
главной целью этих праздничных собраний было почитание того
божества, которому была посвящена данная местность; но гимнические
и другие состязания, издавна устраивавшиеся в честь божеств
во время этих праздников, постепенно приобрели такое выдающееся
значение, что стали считаться существеннейшею частью празднества,
так что именно благодаря им эти четыре праздника возвысились
до значения общеэллинских и до того небывалого блеска, которого
сами по себе они никогда бы не имели. Древнейшим состязанием,
по крайней мере в Олимпии, был бег взапуски на стадии, но
к нему постепенно, начиная с VII в. до Р. Х., присоединялись
различные другие виды состязаний, разнообразие которых явилось
следствием более строгого разделения состязающихся по возрастам
(на детей, безбородых, мужей и т. д.), введения различных
изменений и комбинаций в самые состязания, допущения разных
видов бега на колесницах и т. п. Затем кроме гимнических
и конных состязаний были введены музыкальные (которые, впрочем,
в Дельфах были установлены раньше других состязаний и долгое
время были единственными), поэтические и т. п., так что
эта часть праздника приобретала все большее и большее развитие
и блеск, и стала привлекать участников и зрителей, не только
из собственно Эллады, но и из малоазийских, сицилийских
и южноиталийских колоний. Большинство государств Эллады
отправляло священных послов (qewroi)
для участия в этих праздниках. Масса публики съезжалась
не только из любопытства и жажды к зрелищам, но и по торговым
делам, так как здесь, благодаря стечению народа, происходила
весьма оживленная торговля всякого рода товарами. Ораторы,
поэты и философы приезжали сюда публично читать свои произведения,
художники выставляли напоказ (epideiknusqai,
epideixiV) свои произведения *, государства обнародовали
и выставляли во всеобщее сведение договоры и другие важные
грамоты, одним словом, эти празднества служили для эллинов
весьма важными объединяющими центрами, и во время их била
ключом общеэллинская жизнь, заставлявшая забывать хоть на
время всю ту многообразную рознь, от которой эллины так
много страдали. Победа на них считалась величайшим счастием
и ценилась чрезвычайно высоко. Все сказанное в наибольшей
|
|
__________
* Плиний (Ест. ист. XXX, 9, 35) говорит даже о настоящих состязаниях
живописцев (certamen picturae) в Коринфе и Дельфах.
|
|
113
|
мере относится к Олимпийскому празднеству, которое далеко
превосходило остальные блеском, великолепием и многочисленностью
собиравшейся публики. Самый блестящий период празднеств,
естественно, совпадает с временем наибольшего могущества
и процветания
Эллады, т. е. относится к V в. до Р. X.; но еще и в римские
времена пользовались они большим значением и уважением и
продолжались до IV в. по Р. X.: Олимпийские игры были прекращены
в 394 г. по распоряжению императора Феодосия, Истмийские
упоминаются в последний раз при императоре Юлиане.
Подробности относительно состава, условий и хода состязаний
на разных празднествах известны нам далеко не в одинаковой
степени. Об Олимпийских играх мы знаем гораздо более, нежели
о
других, но имеем право думать, что в общем между ними было
большое сходство, так что по Олимпийским играм можем заключать
и о других, помня только, что последние значительно уступали
Олимпийским в блеске и великолепии.
|
|
|
|
 |