|
121
|
§ 3. Пифийский праздник
После Олимпийского праздника второе место по блеску и значению
занимал Пифийский, совершавшийся после 1-й Священной войны
в Киррейской равнине близ Дельф, у подошвы Парнаса. Начало
его восходит к глубокой древности (по преданию древних,
музыкальные состязания в Дельфах установлены самим Аполлоном
после победы его над драконом Пифоном), но ранее упомянутой
войны он совершался в самих Дельфах, под надзором дельфийских
жрецов, раз в 8 лет (ennaethriV),
и сопровождался только состязаниями кифародов, т. е. певцов
под аккомпанемент кифары, ис-
|
|
|
122
|
поднявших пэан в честь Аполлона. После взятия Кирры в Ол.
47, 3 (590 г. до Р. X.) члены дельфийской амфиктионии, ведшие
войну против этого города, устроили на его земле, посвященной
Аполлону, Пифийский праздник, на котором к состязанию кифародов
были прибавлены aulwdiaV agwnisma kai
aulwn (т. е. состязание в игре на флейте и в пении
под ее аккомпанемент), гимнические и конные (agwn
gumnikoV kai ippikoV), а в награду победителям были
выданы ценные предметы (agwn crhmatithV)
*. Период праздника был при этом оставлен прежний, т. е.
восьмилетний, но уже при втором праздновании в Ол. 49, 3
(582 г. до Р. X.) он был изменен на четырехлетний (pentethriV),
каковым и остался на все будущее время **. С тех пор он
совершался в каждый 3-й год Олимпиады в дельфийском месяце
BoukatioV, соответствовавшем
аттическому Метагитниону (см. табл. в гл. 13); кроме того,
ежегодно совершались в то же время малые Пифии. Заведование
праздником с 590 г. перешло к амфиктионам, которые назначали
и судей состязаний. При 2-м праздновании (582 г.) были отменены
состязания авлодов и ценные призы, вместо которых стали
раздаваться венки (agwn stefanithV).
Они делались из ветвей священного лавра, росшего в Темпейской
долине, куда за ними отправлялась торжественная процессия;
ветви, как в Олимпии, срезывал золотым ножом мальчик благородного
происхождения, имевший в живых обоих родителей. Впоследствии
обычай отправляться за лавровыми ветвями, указывавший на
древнюю религиозную связь Дельф с Фессалией, как кажется,
был оставлен. Кроме венка победителям на Пифийских состязаниях
давались яблоки и разрешалась постановка статуй.
Гимнические и конные состязания в общем соответствовали
Олимпийским (хотя в частностях были некоторые отличия),
но всегда занимали здесь второе место после музыкальных,
между которыми на первом плане стояло исполнение так называемого
Пифийского nomoV'a, т. е. композиции,
составленной по определенной схеме и исполнявшейся на флейте
одним солистом с аккомпанементом нескольких других музыкантов.
NomoV состоял из 5 частей и должен
был представлять борьбу Аполлона с Пифоном и победу над
ним.
|
|
__________
* Страб. IX р. 421 и 646; Павс. X, 7, 2.
** Об этой перемене упоминает схолиаст Пиндара (Hypoth. Pyth.)
Павсаний,
не зная этой перемены, но зная, что второй праздник после Киррейской
войны был в 582 г., относит первый к Ол. 48, 3 (586), и эту ошибку
повторяет большинство новых ученых (другие относят второй праздник
к
586 г.).
|
|
123
|
Вообще Пифийские состязания впоследствии были очень разнообразны.
По словам Плутарха (Симп. V, 2, 1), за присоединением трагических
состязаний к существовавшим прежде агонам флейтистов, кифаристов
и кифародов, как бы в открытую дверь ворвалась целая толпа
всевозможных музыкальных и словесных состязаний (akroamata).
J. H. Krause, Hellenica. II Th. 2 Band: Die Pythien, Nemeen
und Isthmien,
Leipz. 1841. — Weniger, Ueber die relig. Seite der grossen
Pythien, Bresl.
1870. - Aug. Mommsen, Delphika, Leipz. 1878.
|
|
|
|
|