 |
136
|
§ 3. Третья четверть года (праздники
Диониса и др.)
Седьмой месяц Gamhliwn обязан
своим названием празднику Gamhlia,
вероятно тождественному с праздником Qeogamia,
установленным в память бракосочетания (ieroV
gamoV) Зевса с Герою; весь этот месяц был посвящен
Гере как покровительнице брака. У других ионийцев, а в древнейшие
времена и в самой Аттике, этот месяц назывался Lhnaiwn
от большого Дионисовского празднества Lhnaia
или Dionusia ta epi Lhnaiw. Этот
праздник совершался в Аттике, по мнению А. Моммзена (Feste,
стр. 375) в течение нескольких дней с 12-го числа. Местом
праздника было древнее святилище Диониса, называемое Л-qvcuov.
Совершался он сходно с сельскими Дионисиями, только пышнее
и торжественнее; важную роль играло исполнение дифирамбов
в честь божества киклическими хорами, называвшимися так
потому, что во время исполнения дифирамба они двигались
мерным, ритмическим шагом вокруг алтаря. Но еще важнее были
театральные представления, о которых будет сказано ниже
(разд. VI). Как этим, так и следующим праздником Диониса
заведовал архонт-царь.
Название восьмого месяца Anqesthriwn
произошло от третьего большого Дионисовского праздника,
называвшегося Anqesthria; это
был месяц, в котором природа на юге пробуждается от зимнего
сна; кроме того, молодое вино, приготовленное осенью, заканчивало
к этому времени свое брожение и становилось годным к употреблению.
То и другое, т. е. пробуждение природы и окончание брожения
вина, составляло предмет праздника Анфестерий. Он продолжался
три дня (с 11 по 13 число), из коих каждый имел особое название.
Первый день назывался h piqoigia
(от piqoV и oignumi),
— день открытия бочек и пробы нового вина. Каждый домохозяин
приносил богу жертву, при которой совершал возлияние свежим
напитком, и все домочадцы, не исключая и рабов, предавались
праздничному веселью и удовольствиям. Первыми весенними
цветами украшались сосуды и дети как распускающиеся цветки
человеческого рода. В этот день в Афинах был рынок игрушек,
которые покупали и дарили детям. В праздник Анфестерий принято
было платить гонорар за обучение софистам и другим учителям,
которые за это в день coeV приглашали
к себе в гости своих учеников. — Второй день coeV
(кружки) также был посвящен праздничным удовольствиям. Веселые
компании, в которых участвовали переряженные, представлявшие
сатиров, нимф и пр., ходили по городу и заходили к знакомым,
где составлялись пирушки и даже состязания: кто скорее выпивал
свой кубок вина, получал
|
|
|
137
|
в награду плющевый венок и мех вина. При этом не забывали
также и умерших родственников: ходили к ним на могилы и
совершали возлияния вином. По-видимому, первоначально этот
день был посвящен, главным образом, поминовению усопших
и имел целью умилостивить силы подземного мира, владычеству
которых при наступлении весны приходил конец. Поэтому-то
этот день вместе со следующим принадлежал к числу hmerai
apofradeV или miarai
и храмы богов в эти дни были закрыты (Дем. Пр. Неэры, 76);
однако впоследствии такое значение этих дней вполне уступило
место веселью и наслаждению. От имени государства в день
coeV совершалась таинственная
церемония в древнем храме Диониса в Ленее, открывавшемся
только в этот день. Главную роль в этой церемонии играла
basilissa или basilinna,
супруга архонта-царя, которая должна была быть родовитой
гражданкой и выйти замуж девицей. При совершении церемонии
ей помогали четырнадцать gerarai,
избранные архонтом-царем из наиболее уважаемых гражданок.
«Царица» в присутствии священноглашатая (ierokhrux)
брала с них торжественную клятву в том, что они удовлетворяют
условиям, требующимся для участия в церемонии, и будут соблюдать
строгую тайну. Gerarai совершали
священные обряды на 14 алтарях, а затем «царица» отправлялась
в так называемое boukoleion вблизи
пританея (Арист. Аф. пол. 3) и там будто бы сочеталась браком
с Дионисом. Древний закон об этом обряде, вырезанный на
камне, еще во времена Демосфена стоял в святилище Диониса
подле жертвенника. Впрочем, подробности обряда неизвестны,
а значение его объясняется различно; проще и естественнее
всего принять, что «царица», как представительница страны,
соединялась брачными узами с богом возрождающейся весною
растительности в знак того, что страна вполне предана его
служению и надеется на его защиту и помощь; или, быть может,
эта церемония совершалась в воспоминание брака Диониса с
Ариадною.
Третий день Анфестерий назывался cutroi
(горшки) оттого, что тогда приносили подземному Гермесу
в жертву за души усопших горшки с вареными плодами всякого
рода (panspermia), которых сами
жертвователи не могли пробовать, как при всех вообще жертвах
подземным богам; ни одному из Олимпийских богов в этот день
не приносили жертвы. Вообще видно, что три дня Анфестерий
были богаты различными религиозными обрядами, подробности
которых, однако, мало нам известны.
23-го числа того же месяца был праздник Diasia
в честь Зевса Милостивого (MeilicioV).
Название «Милостивый» было только ев-
|
|
|
138
|
фемистическим, на самом же деле Зевс почитался при этом
празднике как грозный и суровый бог, для отвращения гнева
которого приносились в этот день умилостивительные жертвы
всесожжения (Ксен. Анаб. VII, 8, 5). Фукидид, рассказывая
о заговоре Килона, говорит, что Диасии были в Афинах величайшим
праздником, при котором весь народ совершал жертвоприношения
за городом, причем многие жертвовали не животных, а местные
жертвенные предметы *. По объяснению схолиаста, эти qumata
epicwria состояли из печений в форме различных животных
(pemmata tina eV zwwn morfaV teupwmena).
Дело объясняется тем, что для умилостивления грозного божества
всякий считал долгом совершить жертвоприношение, а между
тем бедные люди не могли или жалели жертвовать животных
для сожжения целиком на алтаре и поэтому заменяли их печениями
в форме животных на основании известного принципа древних:
in sacris simulata pro veris accipiuntur. Так как жертвы
целиком сжигались в честь богов, то Лукиан в "Тимоне"
(§ 7) имел полное право вложить в уста Гермеса слова, что
боги роскошно праздновали Диасии у богатого Тимона; напротив,
для людей праздник проходил, по замечанию Лукианова схолиаста
(к Икаром. 24), с некоторым прискорбием, meta
tinoV stugnothtoV. Эта stugnothV,
очевидно, состояла, главным образом, в том, что людям нечем
было угощаться, и, вероятно, послужила одной из причин того,
что Диасии в более поздние времена вышли из употребления
(Лук. Икаром. 24).
Наконец, в этом же месяце совершались малые мистерии, о
которых будет сказано ниже (см. разд. V, гл. 20, § 2).
Девятый месяц Elafhboliwn был
посвящен Артемиде, которой вообще у греков посвящался месяц,
приходившийся около весеннего равноденствия **. У нас нет
прямых указаний на существование в Аттике праздника Elafhbolia,
встречающегося в других местностях Эллады, но предполагать
его существование можно с большой вероятностью. Главным
же праздником в этом месяце были великие Дионисии (D.
ta megala, ta en astei), продолжавшиеся несколько
дней. Ряд празднеств открывался 8-го числа большим праздником
|
|
__________
* Фукид. I, 126: Esti gar kai AqhnaioiV Diasia,
a kaleitai DioV eorth Meiliciou megisth, exw thV polewV, en h pandhmei
quousi, polloi ouc iereia, alla qumata epicwria. По мнению
А. Моммзена (Feste, стр. 421), праздник совершался на северном берегу
Илисса, вблизи храма Зевса Олимпийского.
** Во многих местных календарях этот месяц назывался ArtemisioV
или Artemisiwn.
|
|
139
|
Асклепия (Asklhpieia), установленным
в 420 г., а заканчивался около 14-го числа праздником Pandia,
значение которого не вполне ясно. Великие Дионисии торжествовали
полную победу весны над зимой, были праздником радости и
свободы, когда отпускали на поруки узников, оставляли в
покое должников и никого не арестовали, для того чтобы все
могли принимать участие в веселье и удовольствиях. Первоначально
празднование великих Дионисий, быть может, ограничивалось,
подобно малым, торжественной процессией (pomph),
в которой несли древнюю статую Диониса из Ленея в древний
храм его, стоявший близ Академии, и оттуда обратно, хоровыми
песнями и веселыми прогулками по городу (kwmoi);
но впоследствии главною и существеннейшею частью этого праздника
были театральные представления, о которых мы скажем отдельно
(разд. VI, гл. 30, § 1). Праздник этот, наряду с Панафинеями,
был одним из важнейших в Афинах и совершался с чрезвычайною
пышностью и великолепием. В V в. до Р. X. афинские союзники
являлись к этому времени в город для внесения дани, причем
обязаны были по народному постановлению доставлять священные
символы для ношения в процессии. Ввиду присутствия союзников
афинское правительство не жалело никаких расходов, чтобы
увеличить блеск торжественных дней или показать иностранцам
свое богатство и изящество вкуса. Праздником заведовал первый
архонт с 10 попечителями, которые, по словам Аристотеля
(Аф. пол. 56), раньше избирались народом посредством хиротонии
и покрывали расходы на процессии из своих средств, а в его
время избирались жребием по одному из филы и получали на
устройство процессий 100 мин.
По мнению А. Моммзена (Feste, стр. 449), в этом же месяце
совершался в честь Матери богов праздник Galaxia,
получивший название от кушанья galaxia
(ячменная каша на молоке), которое варили в этот праздник.
Эфебовские надписи I в. до Р. X. упоминают об обычае эфебов
совершать в этот праздник особое жертвоприношение богине
и посвящать ей дорогую чашу.
О праздниках Диониса: A. Boeckh в де&атт. kleine Schriften
т. V, стр. 65 cл. — F. U. Fritzsche, Die Lenaeis Athen.
festo conun. I et II, Rost. 1837. - O. Gilbert, Die Festzeit
der attischen Dionysien, Gott. 1872. - A. Korte, Zu att.
Dionysos-Festen в Rhein. Mus. т. 52 (1897). - H. von Prott,
Enneakrunos, Lenaion und Dionusion en
LimnaiV в Ath. Mitth. 23 (1898). - O. Band, Die
att. Diasien, Beri. 1883.
|
|
|
|
 |