Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

140

 

§ 4. Последняя четверть года (Фаргелии, Скирофории, Дииполии и др.)

Десятый месяц Mouniciwn получил название от прозвища Артемиды Mounicia или совершавшегося в честь ее праздника. Шестого числа этого месяца праздновались Delfinia в честь Аполлона Дельфиния, покровителя мореплавания, которое в Греции возобновлялось незадолго до этого времени после зимнего перерыва. Предание приурочивало к этому дню отъезд Тесея и его спутников на о. Крит; перед отъездом Тесей и его спутники, по преданию, молились в храме Аполлона Дельфиния и оставили там просительную ветвь (ikethria); в воспоминание этого девицы ходили в этот день в храм Delfinion для умилостивительной молитвы Аполлону и, вероятно, также Артемиде (Плут. Тес. 18).

16-го числа праздновались Mounicia в честь Артемиды, которой приносили в жертву круглые лепешки (amfifwnteV) с воткнутыми в них свечами, символически представлявшие полную луну. С 480 г. с этим днем было связано празднование Саламинской победы, в память которой происходили состязания в беге кораблей. При этом чествовался на о. Саламине местный герой Эант, почему праздник назывался также Aianteia. К этому же времени А. Моммзен (Feste, стр. 453 сл.) относит праздник Braurwnia в честь Артемиды Бравронской, почитавшейся в деме Бравроне, но также и в городе, где ей был воздвигнут особый храм на Акрополе. Ей посвящались под именем «медведиц» (arktoi) девочки, которые в течение известного времени исполняли разные служебные обязанности в святилище богини. Происхождение этого обычая объясняется различно. Что касается самого праздника, то он носит следы человеческих жертвоприношений, совершавшихся для умилостивления богини в древнейшие времена: избранному в жертву человеку наносили рану в затылок, чтобы пролитою из раны кровью умилостивить богиню (Еврип. Иф. Тавр. 1458). Праздник в Бравроне совершался раз в 4 года (т. е. был pentethriV), а в Афинах, быть может, ежегодно.

19-го числа, по словам Плутарха (Фок. 37), совершалась процессия увенчанных всадников. Ученые приурочивают ее к празднику Olumpieia, упоминаемому в надписях tou dermatikou между городскими Дионисиями и Бендидиями (которые праздновались 19-го Фаргелиона), а также и у схолиастов. Совершавшиеся в этот праздник жертвоприношения, судя по количеству денег, вырученных от продажи шкур животных, были весьма значительны. Праздник сопровождался конными и, вероятно, гимническими состязаниями.

 

141

 

Одиннадцатый месяц Qarghliwn получил название от праздника Qarghlia. В честь Аполлона и Артемиды. Он совершался 6-го и 7-го числа этого месяца и был важнейшим из Аполлоновых праздников в Афинах. Аполлона почитали при этом празднике как бога жаркого лета, которое, по представлению греков, начиналось со времени утреннего восхода Плеяд, около 11 мая; самое название праздника несомненно стоит в связи со словом qeroV. Летние жаркие дни способствуют созреванию плодов; но если они переходят желанную меру, то действуют уже пагубно и на людей, и на растительность, производят болезни и неурожаи. Поэтому при этом празднике, с одной стороны, заранее благодарили бога за благовременное поспевание плодов, с другой — старались предварительно умилостивить, чтобы он не обманул надежд на урожай ниспосланием губительной жары, и с этой целью производили очистительные обряды. Для отвращения гнева божества приносились страшные умилостивительные и очистительные жертвы: из числа преступников выбирали двух мужчин (или, по другому преданию, мужчину и женщину) под названием farmakoi, вешали им на шею гирлянды смокв (одному — черные, другому — белые) и под звуки флейты обводили вокруг города, погоняя ветвями смоковницы и морского лука (считавшегося одним из важнейших очистительных средств). По окончании этой процессии в древнейшие времена farmakoi приносились в жертву на определенном месте морского берега, тела их сжигались, и пепел бросался в море; позднее этот жестокий обычай был исполняем только для вида: farmakoi сбрасывались с возвышенности в море, но были подхватываемы внизу и удаляемы из страны. В этот же день приносилась умилостивительная жертва Деметре Хлое. На другой день в виде благодарственной жертвы приносили Аполлону и Горам начатки плодов, поспевавших к этому времени, и устраивали иресионы, как в праздник Пианопсий. Кроме того, Фаргелии праздновались процессиями и состязаниями, в которых выступали хоры взрослых и детей. Заведование праздником лежало на обязанности первого архонта и нескольких попечителей (epimelhtai).

Со времен Перикла 19-го числа праздновались Bendideia в честь фракийской богини Бендиды, которую эллины отождествляли с Артемидой. Праздник сопровождался процессией и конными ристаниями с факелами.

Затем в Фаргелионе совершался важный очистительный праздник в честь Афины под названием Plunthria и Kallunthria, продолжавшийся несколько дней, начиная с 19-го числа. Во время его производилось очищение, уборка и новое украшение святилища,

 

142

 

утвари и старинной деревянной статуи (edoV) Афины Полиады. Kallunthria назывался собственно праздник очищения храма (от kalluntron — метла, kallunw — выметаю), а Plunthria — праздник мытья статуи. Во время очищения храм Афины был заперт и обнесен канатами, так что к нему никто не мог приближаться, кроме персонала культа. Статую раздевали, очищали и, смотря по надобности, реставрировали; этим занимались члены рода Praxiergidai, которым издревле поручена была забота об исправном содержании статуи; кроме того, упоминаются katanipthV и две loutrideV или pluntrideV, вероятно, стиравшие платье богини. 25-й день Фаргелиона, главный день праздника, без сомнения предназначенный для чистки самой статуи, считался весьма тяжелым (hmera en toiV malista twn apofradwn, по выражению Плутарха, Алк. 34), потому что богиня-защитница города закрывалась и временно отсутствовала в городе *. Раздетую и закрытую статую везли на колеснице в Фалер к морю и здесь тайно омывали. Колесница двигалась к морю среди многолюдной процессии, которой распоряжались nomofulakeV и в которой в более поздние времена принимали участие эфебы, как видно из их надписей; в процессии несли, между прочим, блюдо смокв (palaqh sukwn, также hghthria), которые считались древнейшею мирною пищею людей (Гесих. и Афин. III, 6) и, по некоторым мифам, были дарованы им Афиной, а не Деметрой. На обратном пути эфебы провожали статую со светильниками, откуда видно, что процессия возвращалась в город уже ночью. По окончании очистки статуя, одетая в чистое платье, снова выставлялась на своем месте, и храм снова делался доступен, блистая свежею красотою.

Многочисленные свидетельства древних связывают Плинтерии с мифом о дочерях царя Кекропа AglauroV (или AgrauloV), PandrosoV и Ersh, которые считались служительницами Афины. По мифическому преданию, Афина взяла на воспитание Эрихтония, сына Гефеста и Земли, и, отлучаясь на время из Аттики, отдала его в закрытой корзине на хранение дочерям Кекропа, строго запретив заглядывать в нее. Пандроса исполнила это приказание, но сестры ее не могли сдержать своего любопытства и заглянули в корзину. В это время Афина несла огромную гору Ликабетт

__________

* Известно, что в 408 г. в день Плинтерий возвратился в Афины Алкивиад и враги его воспользовались этим совпадением для возбуждения к нему недоверия в народе, указывая, что богиня закрылась из нежелания видеть Алкивиада (Плут. Алк. 34. Ср. Ксен. Греч. ист. I, 4, 12).

 

 
143

 

для укрепления афинского Акрополя; навстречу ей полетела ворона и закричала: «Эрихтоний открыт!» Афина, испугавшись, выронила гору, которая и упала к северо-востоку от Акрополя (таким образом миф объясняет, почему афинская крепость построена не на Ликабетте, который был самой высокой из гор, лежавших в местности города). В наказание за любопытство Афина помрачила ум Аглавры и Герсы, так что они бросились со скалы и погибли. Пандроса же удостоилась божеских почестей, которые были ей воздаваемы в особом отделении Эрехтейона (по другим версиям мифа Пандроса также участвовала в открытии корзины, и Аглавра пользовалась уважением наравне с нею или даже больше ее). Храм, как оскверненный смертью виновных девушек, был очищен, и сама Афина совершила омовение в море.

Последний месяц афинского года Skiroforiwn получил название от праздника Skiroforia (или Skira), совершавшегося в честь Афины 12-го числа. Значение этого названия довольно темно. По объяснению Гарпократиона оно произошло от skiron — большого зонта, который мужчины из рода Этеобутадов держали над жрицею Афины, жрецом Посейдона Эрехтея и жрецом Солнца во время торжественной процессии, отправлявшейся в день праздника от Акрополя в местность Skiron (быть может, с храмом Афины), находившуюся на священной дороге из Афин в Элевсин. По другому объяснению, название происходит от gh skiraV — белой известковой почвы в указанной местности, где было, по словам Плутарха (Супр. наст. 42), место древнейшего посева в Аттике. Праздник совершался при наступлении самой сильной летней жары, от которой скудная известковая почва страны быстро высыхала и нуждалась в освежении. Поэтому в процессии носили зонт как символ защиты от зноя, и сама процессия направлялась в такое место, почва которого наиболее страдала от жары. Ближайшие подробности об обрядах этого праздника мало известны. При нем совершались и очистительные обряды, так как очищение от грехов было необходимым условием для того, чтобы молитвы об избавлении от зноя были услышаны богинею.

В близкой связи со Скирофориями стоял обряд Arrhforia или Errhforia, т. е. несение росы. Архонт-царь ежегодно избирал из знатных гражданских родов двух девочек от 7 до 11 лет, которые под названием arrhforoi, по-видимому, целый год проводили в святилище Афины и служили ей *. Аррефория была одним из видов литургий, так как родители девочек должны были доставлять золотые

__________

* Между прочим, они начинали ткать пеплос богине. См. гл. 16, § 1.

 

 
144

 

украшения, которые на них надевались при церемонии и при оставлении ими должности поступали в сокровищницу храма, а также нести и другие расходы при аррефории. Эта церемония, причислявшаяся древними к мистериям, состояла в том, что ночью в праздник Скирофорий девочки получали от жрицы Афины Полиады ящики с таинственными святынями и в торжественной процессии относили их на головах в подземелье близ храма Афродиты в Садах (en KhpoiV); там они оставляли принесенное, вместо него получали нечто другое, также закрытое, и относили в святилище Афины на Акрополе (Павc. I, 27, 4). Название церемонии и ее участниц заставляет предполагать, что она имела отношение к ночной росе и, вероятно, совершалась с целью вымолить у богини освежающую росу на жаркое время года. Лексикограф Мирид прямо говорит, что аррефоры носили в корзинках именно росу.

Праздник Diipolia или Boufonia совершался 14-го числа Скирофориона в честь Зевса как покровителя города (PolieuV); алтарь его находился на Акрополе близ Парфенона и Эрехтейона. Свое второе название («убиение быка») праздник получил от принесения рабочего быка в жертву Зевса. При этом жертвоприношении, ведшем свое начало из глубокой древности, совершался символический обряд, объяснявшийся мифическим сказанием, но на деле, очевидно, имевший целью показать неприкосновенность рабочего быка, как самого важного помощника при земледелии. Именно, подгоняли животное к жертвеннику, на котором были насыпаны ячмень и пшеница. Как только животное начинало их есть, появлялся жрец bouthV (или boutupoV, boufonoV) из рода Фавлонидов и, как бы в наказание за святотатство, поражал его топором в затылок, но потом, как оскверненный убийством, бросал топор и обращался в бегство, а участники жертвоприношения бросались его преследовать. Жертвенное животное разрезывалось особым «резником» (daitroV) из определенного рода, и жертвоприношение совершалось с обычными обрядами, но затем участники его подвергались суду в пританее за убийство; так как действительный виновник бежал, то виновным признавали топор, которым было убито животное, и бросали его в море, как запятнанный кровью (Павс. I, 24, 4 и 28, 11; Порф. О воздерж. II, 10 и 29 и др.). Жреческие служебные обязанности при этом жертвоприношении были наследственны в родах Фавлонидов, или Бутипов, и Детров (Резников). На Акрополе сохранилось особое кресло с надписью IEREWS BOUTOU. Во времена Аристофана этот праздник с его символическим обрядом, непонятным большинству, казался уже устарелым и смешным (Обл. 984).

 

145

 

В то же время (по другим — в последний день аттического года) совершалось в Пирее торжественное жертвоприношение Зевсу как Спасителю города (ZeuV Swthr), а также Афине Спасительнице (Aqhna Swteira). Этот праздник, о пышности которого свидетельствуют значительные суммы, вырученные от продажи шкур жертвенных животных (в надписях tou dermatikou), носил название Diiswthria; жертвоприношениями заведовали oi ieropoioi, а праздничною процессиею — первый архонт (Арист. Аф. пол. 56).

Кроме описанных праздников было в Аттике немало и других, более или менее важных, время которых не может быть определено с точностью.

J, Topffer, Thargeliengebrauche в журн. Rhein. Museum, т. 43 (1886). — С. Robert, Athene Skiras und die Skirophorien в журн. Hermes, т. 20 (1885). — E. Rhode, Skira там же, т. 21. — А. Mommsen, Die att. Skirabrauche в Philologus т. 50 (1891). - 0. Band, Die Diipolien, Halle 1873. — P. Stengel, Buphomen в журн. Hermes, 28 (1893) и Rhein. Mus. 52 (1897). — H. von Prott, Buphonien в Rhein. Mus. 52 (1897). О праздниках с неопределенными датами см. К. F. Hermann, Gottesd. Alterth. § 62; Stengel, Kultusaltert. § 127.

 

 

   

 



Rambler's Top100