 |
152
|
§ 2. Беотия
Большинство беотийских праздников соединено было с состязаниями,
которые, привлекая зрителей и участников с разных сторон
греческого мира, тем самым способствовали их блеску и известности.
Большая часть праздников носила местный характер, но некоторые
праздновались одинаково всеми беотийцами и служили, таким
образом, религиозными центрами всего Беотийского
союза. В числе последних еще с глубокой древности пользовалась
|
|
|
153
|
известностью амфиктиония Посейдона (который вообще пользовался
высоким уважением в Беотии) в Онхесте. В исторические времена
главным религиозным средоточием беотийцев был праздник Pamboiwtia
в честь Афины Итонской при ее святилище близ г. Коронеи,
совершавшийся ежегодно в 10-м месяце беотийского года, получившем
от этого праздника название PamboiwtioV
и соответствовавшем приблизительно нашему октябрю *. Праздник
сопровождался разного рода состязаниями.
Из местных праздников особенно славились в Феспиях Erwtideia
и Mouseia; оба празднества совершались
раз в 4 года, и первое сопровождалось разнообразными гимническими
и конными состязаниями, а второе — главным образом музыкальными,
соответственно его характеру. В Орхомене праздновались Minueia
и Carithsia с музыкальными состязаниями,
в Акрефии — Ptwia при древнем
храме Аполлона Птойского через каждые 4 года, в Лебадии
со времени битвы при Левктрах — Basileia
или Trofwnia, в Платеях — Eleuqeria
раз в 4 года (16-го числа месяца Алалкомения) в память знаменитой
победы 479 г. с торжественной процессией, жертвоприношением
в честь убитых и гимническими состязаниями (описание процессии
и жертвоприношения: Плут. Арист. 21), в Opone — Amfiaraia
также раз в 4 года с гимническими, конными и музыкальными
состязаниями. В честь туземного героя Геракла праздновались
Hrakleia в разных местах, но
особенною известностью пользовался его праздник Iolaeia
в Фивах с состязаниями. Кроме того, в разных городах упоминаются
древние праздники с особыми символическими обрядами, которые
объяснялись разными местными легендами. Так, в праздник
Agriwnia в честь Диониса в Орхомене,
совершавшийся зимой через каждые 2 года, жрец Диониса преследовал
с обнаженным мечом девицу из рода мифического царя Миния
и если догонял, то имел право убить, как это однажды и случилось
при Плутархе (Греч. вопр. 33). Этот обычай объяснялся преданием,
что дочери Миния отказались признать культ Диониса, за что
и были наказаны сумасшествием. Во время этого же праздника
женщины искали Диониса, как бы убежавшего из города, и не
найдя его, говорили, что он находится у Муз; затем следовало
пиршество, во время которого женщины предлагали одна другой
разные загадки и т. п. Таким образом, праздник, очевидно,
имел мистический характер. В Платеях праздновались великие
и малые Diadala, первые через
каждые 60 лет, вторые — раз в 7 лет или чаще. В великом
|
|
__________
* См. «О некоторых эолических и дорических календарях», стр. 65
сл.
|
|
154
|
празднике принимала участие вся Беотия и в процессии несли
14 дубовых изображений по числу городов, входивших первоначально
в состав Беотийского союза. Главной частью празднества была
процессия на вершину горы Киферона, представлявшая одну
сцену из брачного сожительства Зевса с Герой *. В Фивах
раз в 8 лет совершался в честь Аполлона Исменийского праздник
Dafnaforia с торжественной процессией,
в которой носили палку из масличного дерева, обвитую лаврами,
цветами и лентами. О празднике Гермеса в Танагре ср. выше,
разд. II, гл. 7, § 2.
Hermann, Gottesd. Alterth. § 63. — E. Preuss, Quaestiones
Boeoticae,
Progr. Leipz. 1879.
|
|
__________
* Подробности относящегося сюда мифа передает Евсевий, Увещ. еванг.
III, 1, р. 83 сл. О празднике — Павс. IX, 3.
|
|
|
 |