 |
154
|
§ 3. Дельфы
Кроме Пифийского праздника в Дельфах было несколько других,
как в честь Аполлона, так и в честь других богов, преимущественно
Диониса. По преданию, Аполлон на три зимние месяца покидал
Дельфы, и они были посвящены Дионису. В честь возвращения
Аполлона, по всей вероятности в месяце BusioV,
праздновались Qeofania. (Герод.
I, 51). Из других аполлоновских праздников заслуживает упоминания
Septhrion, совершавшийся раз
в 8 лет в воспоминание победы Аполлона над Пифоном. Их борьба
изображалась в драматическом представлении, при котором
роль бога играл избранный мальчик благородного происхождения,
имевший в живых обоих родителей (Страб. IX, 422; Плут. Об
исчезн. оракулов. 15, Греч. вопр. 12). К этому же празднику
относится торжественная процессия в Темпейскую долину, где
Аполлон, по преданию, получил очищение после убиения Пифона.
Сюда отправлялись мальчики благороднейших родов, и после
великолепного жертвоприношения один из них, представлявший
бога, срезал ветвь священного лаврового дерева и торжественно,
при веселых песнях сопровождавшего его хора юношей, возвращался
с ней по священной дороге PuqiaV
в Дельфы (dafnhforia). К числу
аполлоновских же праздников можно отнести Qeoxenia,
т. е «угощение богов», при котором чествовались все олимпийские
боги, но преимущественно Аполлон и мать его Лето. Подробности
совершения этого праздника в Дельфах неизвестны, но, по
всей вероятности, он был сходен с подобными праздниками
в других местах, т. е. изображения божеств возлагались на
|
|
|
155
|
богато убранные ложа и перед ними ставились столы с разными
яствами и напитками (strwsiV thV klinhV
kai kosmhsiV thV trapezhV,, по латыни lectisternium).
Праздник совершался в месяце QeoxenioV,
получившем от него свое название и соответствующем приблизительно
нашему марту.
Дионис, по преданию, был погребен в Дельфах после убиения
его титанами, и его гробницу показывали в aduton
храма Аполлона. В честь его через каждые два года совершалось
празднество, при котором oi osioi
(см. о них разд. V, гл. 19, § 2) устраивали таинственное
жертвоприношение в святилище Аполлона, а дельфийские и аттические
женщины выходили с факелами на Парнас и здесь в вакхическом
экстазе совершали оргии в честь Диониса, которого при этом
называли LiknithV. Женщины эти
назывались quiadeV и имели особую
предводительницу (h twn quiadwn archgoV).
Празднество совершалось в месяце DaadaforioV,
получившем название от факелов, с которыми выходили фиады,
и соответствовавшем приблизительно нашему ноябрю. (Об этом
празднике см. Плут. Об Исиде... 35; Павc. X, 4, 2 и др.)
К Дионисовскому же культу принадлежит повторяющийся через
каждые 8 лет праздник HrwiV,
к которому, по словам Плутарха (Греч. вопр. 12), относилось
особое мистическое сказание, известное фиадам; на основании
совершавшихся при нем обрядов его скорее всего можно было
бы представить себе возвращением Семелы из подземного мира.
Затем упомянем совершавшийся также раз в 8 лет праздник
Carila, установленный, по сохранившемуся
у Плутарха преданию (Греч. вопр. 12), по следующему случаю.
Однажды в Дельфах был голод; жители с женами и детьми приходили
к царю, который из своих запасов выдавал муку и овощи более
уважаемым гражданам, так как для всех не хватило бы запасов.
Однажды пришла к царю за хлебом девочка-сирота, но он ударил
ее башмаком и прогнал, после чего она с горя повесилась.
Тогда голод сделался еще сильнее, и к нему присоединились
разные болезни. Пифия приказала царю умилостивить девушку-самоубийцу
Харилу. С трудом узнали, что такое имя носила обиженная
девочка, совершили в честь ее соединенное с очищением жертвоприношение
и установили на будущее время периодическое празднество.
Во время его царь раздавал всем гражданам и иностранцам
муку и овощи; после всех к нему подносили куклу, изображавшую
Харилу; царь ударял ее башмаком, затем предводительница
фиад относила ее в пустынное скалистое место, где, по преданию,
была похоронена Харила, и там зарывали куклу в землю с веревкой
на шее. Время праздника с точностью неизвестно.
|
|
|
156
|
После отражения нашествия галатов на Элладу в 279/8 г.
по решению Этолийского союза был установлен в Дельфах в
память этого счастливого события праздник Swthria
в честь Зевса Спасителя и Аполлона Пифийского. Главной частью
празднества были музыкальные, гимнические и конные состязания,
причем первые были поставлены наравне с Пифийскими, а вторые
и третьи — наравне с Немейскими; кроме того, были состязания
орхестические и драматические. Празднество совершалось раз
в четыре года (позднее, может быть, ежегодно) и находилось
сначала в заведовании этолийцев, а позднее — амфиктионов.
A. Mommsen, Delphika, Leipz. 1878. — L. Weniger, Ueber
das Collegium
der Thyiaden von Delphi, Eisenach 1876. — О Сотериях: В.
Haussoullier в
Bulletin de corresp. hell. т. V (1881).
|
|
|
|
 |