|
156
|
§ 4. Северная Эллада
Из праздников, совершавшихся в разных местностях северной
Эллады, мы назовем лишь наиболее известные. В Фокиде самым
важным празднеством, по словам Плутарха (О добл. жен. 2),
были Elafhbolia в честь Артемиды
в г. Гиамполе. В г. Амфиклее при святилище Диониса с врачебным
оракулом совершались оргии, которые Павсаний (X, 33, 5)
называет достопримечательными. В Локриде пользовалось известностью
празднество (panhguriV) при храме
Посейдона на мысе Rion и мистерии
в честь так называемых AnakteV paideV
в г. Амфиссе; кто были эти AnakteV
paideV, не было известно с достоверностью: одни называли
их Диоскурами, другие — Куретами, третьи — Кабирами (Павc.
X, 38, 3). В Этолии назовем общесоюзный праздник Panaitwlika,
совершавшийся в честь Аполлона в г. Ферме около времени
осеннего равноденствия и сопровождавшийся разными состязаниями.
В Акарнании праздновались Aktia
с состязаниями при храме Аполлона на Актийском мысе, возвысившиеся
до небывалого блеска вследствие известной победы Августа;
после победы состязания были музыкальные, гимнические и
конные через каждые 4 года. В Додоне важнейшим праздником
были Naia в честь Зевса, почитавшегося
там под прозвищем NaioV. В Фессалии
кроме многих местных праздников в разных городах были и
такие, которые праздновались всеми фессалийцами; к их числу
принадлежали, например, Pelwria
в честь Зевса, сходные с римскими Сатурналиями: при них
устраивались роскошные пиршественные столы, к пиршествам
приглашались не только иностранцы, но и рабы, освобождавшиеся
на время празднеств от работ (Афин. XIV, 45).
|
|
|
157
|
Далее упомянем Taurokaqayia,
вероятно совершавшиеся в честь Посейдона, но славившиеся,
главным образом, боями быков, при которых фессалийские всадники
щеголяли своей ловкостью и искусством.
Здесь же упомянем о культах и празднествах в эллинских
колониях на северном берегу Черного моря, в пределах нынешней
южной России. Здесь, особенно в Олъвии, пользовался высоким
уважением наравне с богами Ахилл, считавшийся покровителем
и владыкой всего Понта (PontarchV).
Ему был посвящен необитаемый остров Белый (Leukh,
ныне Змеиный, против устьев Дуная) с храмом, в котором герой,
по мифическим преданиям, наслаждался бессмертием вместе
с Еленой, дарованной ему богами в супруги, а также так называемый
Ахиллов бег, узкая коса к югу от Днепровского лимана (ныне
Тендра), на которой герой будто бы упражнялся в беге. В
Ольвии в честь Ахилла совершалось празднество с конными
ристаниями, установленными по совету Дельфийского оракула,
а также с состязаниями в беге, прыжках, метании дисков и
копий. Кроме Ахилла ольвиополиты чтили Зевса под разными
прозваниями (OlbioV, Swthr, BasileuV,
PoliarchV), Аполлона Покровителя (ProstathV),
Гермеса, Деметру, Мать богов, Диониса, в честь которого
совершались Alovucrioi с театральными представлениями, и
др. В Херсонесе Таврическом главною богинею была Дева (ParqenoV),
которую отождествляли с Артемидой и в честь которой совершали
Parqeneia с процессией. Алтарь
Девы находился в акрополе рядом с алтарем обоготворенного
города, кроме того, в городе был храм с древней статуей
богини (xoanon). На берегах Боспора
Киммерийского (в Пантикапее, Фанагории и др. городках) упоминаются
культы Аполлона Врача (IatroV),
Зевса, Деметры, Артемиды, Афродиты, храм которой находился
в местечке Apatouron на азиатской
стороне пролива, затем Пана и других богов, в числе которых
упоминаются и восточные божества Санерг и Астара. В г. Горгиппии
праздновались, между прочим, Ermaia
с гимническими состязаниями. В г. Танаисе в поздние времена
(II и III вв. по Р. X.) было много религиозных обществ,
почитавших высочайшего бога (qeoV uyistoV).
Сведения о религиозных верованиях этих колоний черпаются,
главным образом, из надписей.
Hermann, Gottesd. Alterth. § 64. — О культе Ахилла в Понте:
Н. К. Е. Kohler, Memoire sur les iles et la course cons.
a Achille dans le Pont Euxin, S. Petersb. 1827. — Латышев,
Исследования об истории и госуд. строе г. Ольвии (СПб. 1887),
стр. 52-61. - Е. Schurer, Die Juden im bospor. Reiche und
die Genossenschaften der sebomenoi Qeon
uyiston ebendaselbst, в Sitzungsber. d. Bert. Akad.
1897, стр. 200 — 225. — Полное
|
|
|
158
|
собрание надписей северного побережья Черного моря: Inscriptiones
antiquae
огае septentrionalis Ponti Euxini Graecae et Latinae ed.
B. Latyscheu, vol.
I et II, Petrop. 1885-1890.
|
|
|
|
|