 |
166
|
§ 1. Безыскусственная мантика
Обращаясь к ближайшему ознакомлению с безыскусственной
мантикой, мы должны заметить, что вера в пророческую силу
сновидений была очень сильно распространена в древности,
как еще и в наше время среди малоразвитых людей. Человек
в сонном состоянии считался легко доступным божественному
влиянию, которое возбуждало в нем образы и мысли, имевшие
то или другое отношение к действительности. Уже в гомеровские
времена сновидения считались происходящими от Зевса (t
onar ek DioV estin. Ил. I, 63), и между ними различались
сновидения обманчивые или ничего не значащие, и верные или
пророческие; первые входили к человеку вратами из слоновой
кости, вторые — роговыми *. Народное верование создало особые
демонические существа, которые производили или олицетворяли
собою сновидения. Их местопребыванием в «Одиссее» (XXIV,
|
|
__________
* Од. XIX, 562 — 567. Впрочем, по всей вероятности, эти врата созданы
фантазией поэта, главным образом, из-за игры слов (elefantoV
- elefairontai, kerawn - krainousi), встречающейся в указанных
стихах.
|
|
167
|
12) называется крайний запад, близ входа в подземное царство.
Гесиодовская «Феогония» (ст. 212) называет их сыновьями
Ночи, а позднейшие поэты считали сыновьями Сна (UpnoV)
и различали по именам: MorfeuV
являлся только в человеческом образе, IkeloV
или Fobhtor принимал вид всевозможных
животных, а FantasoV представлялся
в виде неодушевленных предметов (Овид. Метам. XI, 633 cл.).
Они находятся под властью верховных богов, которые и посылают
их к людям (например, во II песне «Илиады» Зевс послал Агамемнону
обманчивый сон). Иногда и сами боги устраивают eidwlon
и посылают его к спящему (Од. IV, 796), или даже сами являются
людям во сне в том или другом виде (Од. VI 13 cл.) Даже
души усопших, по крайней мере пока они не находятся в царстве
Аида, т. е. пока тела их не погребены, могли являться живым
людям во сне (Ил. XXIII, 65). Эти представления гомеровских
времен существовали и впоследствии в народном веровании.
Для объяснения сновидений, как и других чудесных знамений,
прежде всего необходимо было остроумие, способность комбинации
составных частей сонного видения с окружающей действительностью,
но впоследствии на основании различных данных и соображений
постепенно составились определенные правила для объяснения
сновидений и явилось особое искусство снотолкования, oneirokritikh.
Древнейший «сонник», или снотолкователь, о котором нам известно,
был составлен афинянином Антифонтом, современником Сократа.
До нас сохранился снотолкователь Артемидора (II в. по Р.
X.). Но уже в классические времена снотолкователи нередко
считались шарлатанами, и искусство их не пользовалось уважением.
Кроме веры в сновидения было распространено верование,
что некоторые, особенно любимые богами, люди могли и наяву
испытывать наитие свыше, приходить в состояние экстаза и,
находясь в нем, более или менее ясно и определенно узнавать
сокрытое от других. Этот вид безыскусственной мантики, к
которому преимущественно перед другими подходило самое название
manteia ставился у греков гораздо
выше мантики искусственной. Аполлон, бог физического и нравственного
света, просвещавший и души людей, считался главным покровителем
не только тех оракулов, где предсказания давались под влиянием
экстаза (см. ниже разд. V, гл. 19, § 2), но и отдельных
прорицателей. Гомеровский Калхант, хотя предсказывавший
по знамениям, а не под влиянием экстаза, все-таки получил
свой дар от Аполлона и обращается к нему как к своему покровителю
(Ил. I, 86 cл. и 385). Прорицателей, предсказывавших по
вдохновению, было весьма много как в мифические, так и в
исторические времена. Большим уважением пользовались сивиллы,
мифические существа, представлявшиеся в виде дев, живших
|
|
|
168
|
в разные времена и в разных странах, обыкновенно в глубоких
и сырых гротах. С сивиллами очень сходен Бакид, мифический
вдохновенный нимфами прорицатель, место жительства которого
также указывалось в разных странах. Сивиллам и Бакиду приписывалось
множество предсказаний, записанных и соединенных в сборники,
к которым обращались в важных случаях как государства, так
и частные лица, заимствуя из них те советы, которые казались
применимыми к данным обстоятельствам. Подобные сборники
имелись и с именами других мифических прорицателей, например,
Мусея, Лика, сына Пандиона, фиванского царя Лая и др.* Такое
собрание было, например, у Писистратидов; при своем бегстве
из Афин они покинули его на Акрополе, где оно хранилось,
и спартанский царь Клеомен взял его в Спарту (Герод. V,
90). У спартанцев было собрание изречений Дельфийского оракула,
находившееся в заведовании особых магистратов Puqioi,
избиравшихся царями. Кроме таких официальных сборников,
находившихся во владении и под надзором государств или жрецов,
существовало еще множество частных сборников, владельцы
которых давали из них советы и предсказания всем, кто к
ним обращался, конечно, в большинстве случаев не даром.
К таким владельцам сборников предсказаний преимущественно
применялось название crhsmologoi,
хотя часто им обозначались и такие лица, которые предсказывали
по собственному вдохновению, а не из книг. Впрочем, многие
предсказывали и обоими способами, а, кроме того, занимались
и гаданием по знамениям (которое к собственной хресмологии
не имело никакого отношения), делая себе из всего этого
прибыльную профессию. Были даже целые роды, в которых прорицание
и искусство объяснения знамений с требовавшимися для этого
духовными способностями считались наследственными, переходившими
из рода в род от какого-нибудь мифического родоначальника,
бывшего в свое время славным прорицателем. Таковы были,
например, Иамиды и Клитиады в Элиде и род акарнанских прорицателей
(считавших своим родоначальником славного Мелампода), из
которого происходил известный Мегистий, павший при Фермопилах
(Герод. VII, 221).
|
|
__________
* Ср. Сивиллины книги в Риме.
|
|
|
 |