 |
165
|
Раздел V. ОСОБЫЕ ВИДЫ КУЛЬТОВ И РЕЛИГИОЗНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
ГЛАВА 18. МАНТИКА
Глубокая вера в полную зависимость всех явлений природы
и всей человеческой жизни от воли богов и в то, что боги
от времени до времени открывают эту волю человеку по его
просьбе или по собственному желанию посредством различных
знамений, заставила древних уже очень рано обратиться к
внимательному наблюдению явлений природы и окружающей жизни
с целью открывать в них какие-либо намеки или указания,
посредством которых божество желало выразить человеку свою
волю. Все способы отгадывания воли божества, выражающейся
в тех или других знамениях, обнимались словом manteia
или mantikh. Древние различали
два вида мантики: безыскусственную (atecnoV)
и искусственную (entecnoV). Под
первой разумеются случаи, когда или во сне являются человеку
откровения божества, или наяву душа его известным образом
просветляется и в таком состоянии более или менее ясно познает
сокрытое от других; такое состояние души древние приписывали
наитию свыше и людей, находящихся в таком состоянии, называли
«объятыми божеством» (enqeoi или
qeolhptoi, enqousiwnteV). Люди
развитые уже в древности понимали ненормальность такого
душевного состояния, в котором человек получает способность
предсказывать будущее: Платон говорит (Тим., 71 е), что
никто не берется за истинное и вдохновенное гадание, находясь
в здравом уме. На это же указывает самое название manteia,
происходящее от одного корня с mainesqai.
Искусственная мантика состояла в наблюдении и объяснении
раз-
|
|
|
166
|
личных знамений, посредством которых боги открывали людям
свою волю; для этого способа предсказаний не требовалось
особого вдохновения, и потому его можно было приобретать
посредством опыта и изучения. Который из этих двух видов
мантики древнее, определить невозможно. У греков как в гомеровские
времена, так и в исторические, оба они существовали рядом;
то же видим мы у римлян и у варваров. Впрочем, в Гомеровских
поэмах встречается один только случай энтузиастического
предсказания, именно в «Одиссее» (XX, 350 л.), Прорицатель
Феоклимен, находясь в доме Одиссея на пиршестве женихов
Пенелопы, вдруг видит, как тьма обнимает их головы, их тела,
стены и балки дома обагряются кровью, весь дом наполняется
тенями, стремящимися в Эреб, солнце скрывается и мгла окутывает
небо. Феоклимен видит во всем этом явное предзнаменование
близкой гибели женихов, но они не обратили никакого внимания
на его слова, сочли сумасшедшим и приказали вывести вон.
В других случаях гомеровские прорицатели предсказывают по
сновидениям (oneiropoloi) и различным
знамениям (qeopropia), в особенности
по полету птиц (oiwnopoloi),
наблюдение которого является самым распространенным способом
гадания. Предсказания по горению и по внутренностям животных
в Гомеровских поэмах еще не упоминаются.
|
|
|
|
 |
|
|
 |
 |