|
194
|
§ 4. Оракулы вызова мертвых
Под именем nekromanteia (или
yucomanteia, yucopompeia) разумелись
такие оракулы, где вызывались души умерших для того, чтобы
давать откровения живым. Еще с глубокой древности была распространена
мысль, что дар предсказания не оставляет человека и после
смерти и что душу всякого умершего можно вызвать посредством
жертв и заклинаний и заставить отвечать на вопросы. Древнейший
пример такого рода гадания известен из «Одиссеи»: Одиссей
является к входу в подземное царство и вызывает душу фиванского
прорицателя Тиресия, чтобы получить от нее предсказание
относительно возвращения на родину *. Вызов мертвых в таких
оракулах, по всей вероятности, был род обольщения чувств
или галлюцинаций, производимых свойствами местности и искусственными
средствами, знанием которых обладали состоявшие при оракулах
жрецы; при некоторых оракулах, может быть, имела место инкубация,
так что души умерших являлись в сновидениях, и таким образом,
оракулы этого вида были близко сходны с оракулами сновидений.
Такой оракул был при гробнице Тиресия близ беотийского города
Галиарта, у источника Тильфусы. Гробницу Тиресия показывали
еще во времена Павсания (IX, 18, 3); но оракул тогда уже
не существовал, по мнению Плутарха (Об исчезн. оракулов.
44), вследствие того, что прекратились пророческие испарения,
поднимавшиеся здесь прежде из земли. Отсюда можно заключить,
что здесь вопрошающие под влиянием испарений приходили в
какое-нибудь особое состояние, которое верующие и объясняли
как наваждение Тиресия.
Весьма известный оракул подобного рода был также в Нижней
Италии близ г. Кум, на Авернском озере. По описанию Страбона
(V, 244), озеро это было окружено обрывистыми, поросшими
дремучим лесом берегами, вид которых наполнял душу священным
страхом; из озера поднимались ядовитые испарения, которые
были
убийственны даже для пролетавших над ним птиц; эти особенности
местности подали повод думать, что здесь находились врата,
ведущие
в царство мертвых. Весьма распространено было предание,
что именно
сюда являлся Одиссей. Заведовавшие оракулом жрецы сначала
умилостивляли подземных богов молитвами и жертвоприношениями,
за-
|
|
__________
* Отсюда видно, что в гомеровские времена yucomanteia
в собственном смысле еще не существовали, так как иначе Одиссей
не спускался бы сам в подземное царство (Ср. Lobeck, Aglaoph. стр.
316).
|
|
195
|
тем посредством заклинаний вызывали душу того, кто был
назван
вопрошающим. Души являлись в тумане, как тени, но могли
говорить
и отвечали на предлагаемые вопросы. Само собой разумеется,
что
туманные образы, в которых являлись души, и их голоса были
производимы жрецами посредством разных искусственных средств.
Во времена Страбона оракул уже не существовал, окружавшие
озеро
леса были вырублены и местность заселена. Известны еще такого
рода прорицалища в Феспротии при городе Кихире, прежде называвшемся
Ефирою, при святилище Аида (Герод. V, 92), в Гераклее
Понтийской (Плут. Ким. 6) и в Лаконике на мысе Тенаре, где
также, по верованию древних, находился вход в подземное
царство *.
Были также отдельные заклинатели, которые вызывали душу
умерших не под авторитетом какого-либо святилища или культа,
а самостоятельно (особенно много было их в Фессалии, считавшейся
вообще
страной колдовства и чудес); но это было, конечно, только
грубое
шарлатанство и извращение религиозных верований, каким его
и
признавали здравомыслящие люди древности.
I. С. Koehler, De origine et progressu necyomantiae s.
manium evocationis
apud veteres, Liegnitz 1829.
|
|
__________
* Таких входов указывали еще несколько, но были ли при них подобные
оракулы, неизвестно.
|
|
|
|