 |
195
|
ГЛАВА 20. Мистерии
§ 1. Общие замечания
К числу особенностей греческой религии принадлежат мистерии
или тайные культы, которые были широко распространены по
всей
Элладе. К сожалению, мы ни одного из них не знаем подробно
и
с полной достоверностью, а многие знаем только по названиям
или
по кратким указаниям наиболее характерных особенностей.
Установление некоторых из таких культов восходит еще к отдаленной
древности, и в исторические времена, особенно с VI в. до
Р. X.,
их число все более и более увеличивалось; еще во времена
Феофраста,
т. е. в конце IV в. до Р. X., не быть посвященным в какие-нибудь
мистерии служило признаком неверия или равнодушия к религии
(Феофр. Хар. 25).
|
|
|
196
|
Тайные культы носят названия: musthria,
teletai и orgia. Первое,
наиболее распространенное название стоит в связи с глаголом
muein — закрывать рот и обозначает,
стало быть, такие культы, подробности которых не могли быть
сообщаемы непосвященным *. Второе название, встречающееся
уже у Гесиода, производится от teloV,
принимаемого одними в смысле высшей степени посвящения божеству,
другими — в смысле взноса или платы на богослужебные надобности
**. Наконец, orgia первоначально
означало просто совершение священнодействий (одного корня
с ergon), но впоследствии стало
обозначать такие культы и священнодействия, при которых
участники приходили в состояние возбуждения или экстаза.
Многие мистерии составляли существенную часть государственных
культов и стояли под ближайшим надзором государства, другие,
напротив, не были признаваемы государствами и совершались
частными лицами или религиозными обществами. Некоторые из
тайных культов первого рода высоко стояли во мнении верующих,
и посвящение в них считалось необходимым для счастья здешней
и загробной жизни. Пиндар называет счастливыми тех, которые
умирают, удостоившись видеть таинства Деметры. Та же мысль
встречается у Софокла. Аристофан говорит, что солнце приветливо
светит после смерти только посвященным, ведшим благочестивую
жизнь. Платон говорит, что посвященные после смерти будут
жить с богами, а непосвященные — лежать в грязи (en
borborw) или носить продырявленными кувшинами воду
в бездонные бочки. По словам Цицерона, мистерии принесли
много пользы и не только учили жить хорошо, но и умирать
с благими надеждами. Диодор говорит, что люди, получившие
посвящение, становились лучшими в нравственном смысле ***.
Символом этого требования нравственной чистоты были телесные
очищения, которые были непременным условием для посвященных.
Итак, мы видим, что мистерии должны были получить особенное
развитие с распространением верования в загробную жизнь
|
|
__________
* Свида II р. 592: musthria teletai. eklhqh
para to touV akouontaV muein kai mhdeni tauta exhgeisqai. muein
de esti to kleiein to stoma. Отсюда также глагол muein
— посвящать.
** Etym. М. р. 751: teleth qusia musthriwdhV.
o de WroV o QhbaioV legei, oti teletaV kalousi taV epi meizouV kai
meta tinoV mustikhV paradosewV eortaV.
*** Пинд. fr. 114 Bergk; Соф. Tript. fr. 719; Аристоф. Ляг. 454
cл.; Плат.
Фед. 69 с; Горг., 493 b; Циц. О зак. II, 14; Диод. V, 49, 6. Ср.
Новосадский, Элевс. мист., стр. 172 cл.
|
|
197
|
и что самые выдающиеся умы древности видели в них могущественное
средство к нравственному очищению общества.
Все вообще мистерии по условиям участия в них и способам
совершения могут быть разделены на два главные класса: одни
из них были совершаемы небольшим, тесно сомкнутым кружком
жрецов и служителей культа, кроме которых никто не допускался
к участию в служении; другие, напротив, совершались при
участии более или менее значительного числа лиц, смотря
по составу которых опять могут быть подразделены на два
вида: одни совершались какой-либо определенною частью общества
(например, некоторые празднества совершались исключительно
замужними женщинами), другие — людьми обоего пола и разных
сословий, но допускавшимися к участию только посредством
посвящения (muhsiV), которое
совершалось по исполнении известных условий. Мистерии последнего
вида суть наиболее совершенные и развитые. Общим условием
всех тайных культов была обязанность их участников хранить
тайну обо всем, что в них происходило, т. е. о священных
сказаниях, обрядах, молитвах, особых именах, которыми называли
богов, и т. п. По словам Хрисиппа (в Etym. M., 751), требование
тайны имело целью обуздание человеческой природы, а по словам
Страбона (X, 467) — возвышение обрядов культа в глазах участвующих
в них. Нарушение тайны влекло за собой обвинение в asebeia
и соответствующее наказание. У богобоязненных писателей
(например Геродота, Павсания) неоднократно встречаются упоминания,
что они нарочно умалчивают о тех или других сторонах тайных
культов, хотя и знают их, встречаются также намеки, доступные
только для посвященных. Именно вследствие упомянутого условия
до нас дошли чрезвычайно неполные сведения о мистериях,
в особенности о внутренней их стороне.
Даже на вопрос о причинах облечения тех или других культов
завесой тайны нельзя ответить ничем, кроме более или менее
вероятных предположений. С некоторыми культами могло быть
связано, по народному верованию, особенное счастье для государства
и поэтому следовало держать их в тайне от иностранцев для
того,
чтобы они не могли воспользоваться участием в них ко вреду
государства; но это объяснение не подходит к таким мистериям,
в
которых могли участвовать и иностранцы, как это известно,
например, о мистериях Элевсинских и Самофракийских. Далее
можно
предположить, что некоторые культы принадлежали еще древнейшему
населению страны и по занятии ее другими племенами отступили
на задний план и сохранились в тайне среди остатков
этого древнейшего населения, но затем именно вследствие
своей
|
|
|
198
|
таинственности облеклись ореолом особенной святости и снова
приобрели себе значительное число поклонников; такое предположение
особенно подойдет, например, к Самофракийским мистериям,
если
принять их финикийское происхождение. Наконец, возможно
и то,
что какой-либо культ, заимствованный из чужбины, сначала
был
совершаем небольшим кружком поклонников, державших его в
тайне, впоследствии же был признаваем государством, но продолжал
сохранять прежний оттенок таинственности. Могут быть, конечно,
предположены и другие причины таинственности, но какая именно
действовала в каждом отдельном случае, — этого решить невозможно,
тем более, что и сами древние вряд ли особенно интересовались
этими вопросами и не оставили нам никаких ясных и
достоверных указаний.
Мистерии состояли из различного рода богослужебных действий,
открытых только для посвященных. Это были, во-первых, драматические
или символические представления (qeamata)
священных сказаний, имевших то или другое отношение к данным
мистериям (например, в вакхических мистериях — страдания
Диониса, его смерть и возрождение, в Элевсинских — похищение
Персефоны и т. д.); далее, открытие (иногда постепенное)
посвященным мистических знаний, которые состояли частью
в разных таинственных выражениях (sunqhmata),
частью в показании символических предметов (sumbola),
содержавших в себе намеки на характер божеств, чествуемых
в данных мистериях, и на относившиеся к ним мифы. Празднества
совершались преимущественно ночью и сопровождались обыкновенно
торжественными процессиями с музыкой, пением и плясками.
По словам Лукиана, без плясок не обходились ни одни мистерии.
Отсюда произошло даже употребление глагола exorceisqai
в смысле нарушения тайны мистерий.
S-te Croix, Histoire de la religion secrete des anciens
peuples, Par. 1774. —
Его же, Recherches sur les mysteres du paganisme, 1784;
2-eme ed. par Silv.
de Sacy. Par. 1817 (немец, перев. Ленца, Gotha 1790). -
P. E. Muller,
De hierarchia et studiis vitae asceticae in sacris et mysteriis
Graecorum
Romanorumque latentibus, Hafn. 1803. — Chr. A. Lobeck, Aglaophamus
sive
de theologiae mysticae Graecorum causis, 2 т. Regiom. 1829.
— Limbourg-Brouwer, Hist. de la civilisation morale et religieuse
des Grecs, v. VI.
Groningue. — Chr. Petersen, Der geheime Gottesdienst bei
den Griechen,
Hamb. 1848. — Haupt, De mysteriorum Graecorum causis et
rationibus,
Konigsb. 1853. — Rinck, Ueber die ethische Bedeutung d.
griech. Mysterien
в Verhandl. d. Basl. Philol. Vers. 1847 и Relig. d. Hellenen,
т. I и II. -
Du Prel, Die Mystik der alten Griechen, Leipz. 1888. - Т.
Taylor, The
Eleusinian and Bacchic Mysteries, 4 ed. New-Iork 1891. —
O. Rubensohn,
|
|
|
199
|
Die Mysterienheiligthumer in Eleusis u. Samothrake, Berl.
1892. — G. Anrich,
Das antike Mysterienwesen in seinem Einfluss auf das Christentum,
Gott.
1894.
|
|
|
|
 |