Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

225

 

§ 2. Брачные обряды

Брачные обряды не везде в Элладе совершались одинаковым образом, но у нас более полные указания имеются только для Афин, из других же местностей известны только единичные факты.

Брак у всех эллинов считался божественным установлением (teloV) и стоял под особым покровительством богов, почему и соединялся с молитвами и жертвоприношениями. Свадьбы обыкновенно происходили зимой, преимущественно в дни полнолуния. Накануне свадьбы (proaulia) совершались в доме жениха и невесты предварительные религиозные обряды, носившие общее название ta proteleia или progamia и состоявшие в молитвах и жертвоприношениях тем богам, благословение которых считалось особенно важным для счастья брачной жизни и которые поэтому носили название «брачных богов», qeoi gamhlioi или teleioi. К их числу принадлежали: Гера, Зевс, Афродита, Артемида, Пифо (Peiqw), затем Эрот, Нимфы, Мойры (Парки) и др. В Афинах невеста в сопровождении родителей ходила на Акрополь в храм Афины Полиады, где приносила жертву и испрашивала благословение богини. Свой девичий пояс, куклы и игрушки, а также волосы невеста посвящала какой-либо богине.

При жертвоприношении Гере Гамелии желчь животного не сжигали на алтаре, а выбрасывали или зарывали в землю в знак того, что гнев и горечь должны быть далеки от брачной четы. При жертвоприношениях совершались, конечно, гадания, которыми определялся и день свадьбы.

Утром в этот день жених (numfioV) и невеста (numfh) совершали омовение, для которого воду брали везде из одного определенного для этой цели источника или реки, например, в Афинах из Каллиррои или Девятиключевого. Доставление воды для этого омовения было почетным поручением, которое исполнял мальчик (loutroforoV) из ближайших родственников жениха и невесты. Жилища жениха и невесты, конечно, по мере возможности прибирались и украшались, а двери их убирались цветами. Сваха (numfeutria) из пожилых родственниц одевала невесту и украшала ее венком (gamhlia stefh). Совершалось торжественное жертвоприношение, а затем отец невесты устраивал сва-

 
226

 

дебный обед (qoinh gamikh, gamodaisia, gamon estian), в котором, по крайней мере в некоторых местностях, принимали участие и женщины, в других случаях всегда обедавшие отдельно от мужчин; однако и здесь они сидели за особым столом вокруг невесты, закрытой фатой (kaluptra). Обед состоял преимущественно из сладких блюд; непременной принадлежностью его были свадебные пирожки из индийского растения сесама (shsamideV). В некоторых местностях существовали особые законы, ограничивавшие пышность свадебных пиров. Вечером невеста торжественно приезжала в дом жениха на свадебной колеснице, запряженной мулами или быками, сидя на скамейке (kliniV) между женихом и шафером (paranumfioV или parocoV), избиравшимся из ближайших родственников или друзей жениха (Phot. Lex. под cл. zeugoV). Если последний был вдовец, то обычай не позволял ему самому привозить невесту, и ее провожал только шафер, называвшийся в таком случае numfagwgoV (Гесих. п. cл.). Свадебную колесницу сопровождала более или менее многолюдная толпа родственников и знакомых с музыкой и песнями, получившими свое название umenaioV от одного мифического юноши, причислявшегося к богам или демонам брака; песни были отчасти религиозные, но преимущественно веселого и шутливого содержания. Мать невесты шла за колесницей с факелом, а мать жениха встречала процессию, также с факелом, у дверей своего дома. При вступлении в дом жениха молодых осыпали плодами и сластями (katacusmata) в знак пожелания им приятной жизни, давали невесте квитовое яблоко (mhlon Kudwnion), имевшее символическое значение, и приносили молодым поздравления. Затем сваха отводила невесту в приготовленную ей брачную комнату (qalamoV), причем снова раздавались песни (epiqalamia) такого же характера, как и певшиеся во время свадебного поезда. Один из друзей жениха запирал дверь комнаты и становился у нее как бы на страже (qurwroV). На следующий день (epaulia) родственники и друзья делали молодым подарки; между прочим, тесть посылал зятю домашнюю утварь и условленное приданое в виде процессии под управлением мальчика, одетого в белое платье, и девочки канефоры. Новобрачные также обменивались подарками (anakalupthria) по случаю снятия молодой ее свадебного покрывала, которое, быть может, приносилось в дар Гере. В доме жениха в один из ближайших дней после свадьбы иногда устраивался пир для его друзей.

Таковы вообще были обычаи в Афинах; но при этом разумеется само собой, что они не соблюдались неизменно во всех отдельных случаях. Например, у небогатых людей невеста не ехала на колеснице в дом жениха, а шла пешком; были также скромные свадьбы без шумных процессий, пиров и песен. Религиозные обряды перед свадь-

 
227

 

бой также совершались то с большею, то с меньшею полнотою, смотря по степени религиозности сочетающихся, а иногда и вовсе не были совершаемы людьми свободомыслящими, отчего брак не терял своей законности. Для нее необходимо было только предварительное обручение (egguhsiV), т. е. формальное согласие отца или опекуна невесты, а после свадьбы — внесение молодой жены в списки фратрии мужа (eisagein thn gunaika eiV touV frateraV), совершавшееся обыкновенно в ближайший праздник Апатурий и сопровождавшееся жертвоприношением (gamhlia) и угощением членов фратрии. Жрецы ни при обручении, ни в день свадьбы не исполняли никаких обрядов вроде соединения рук жениха и невесты, произнесения брачной формулы, благословения или приличной случаю речи. Только у Плутарха (Супр. наст. 1) упоминается существовавший в его время в какой-то местности Беотии (вероятно, в его родном городе Херонее) обычай, чтобы брачующиеся были соединяемы жрицей Деметры.

W. A. Becker, Charikles, Bilder altgriech. Sitte zur genauer Kentniss des griech. Privatlebens, neu bearb. von H. Goell, Berl. 1877, 3 тома. — Hermann Bluemner, Griech. Privatalterthumer (Freiburg 1882), § 31. — GewrgopouloV, Peri tou gamou twn arcaiwn Ellhnwn. Eriang. 1881.

 

 

   

 



Rambler's Top100