|
227
|
§ 3. Обряды, относящиеся к детям
Рождение детей и различные случаи их жизни также подавали
повод к религиозным обрядам и семейным праздникам. Готовившиеся
быть матерями заблаговременно приносили жертвы Илифии или
Артемиде, почитавшимся в качестве помощниц при родах, а
также Нимфам. При рождении мальчика на дверях дома вывешивали
оливковый венок, а при рождении девочки — повязку из овечьей
шерсти; это делалось отчасти в виде доброго предзнаменования,
так как венок символически обозначал собой будущую гражданскую
доблесть новорожденного, а шерсть — будущее трудолюбие новорожденной,
отчасти же для предупреждения, что в доме есть родильница,
так как входить в такой дом считалось осквернением, а может
быть, также и для очищения дома. На пятый или седьмой день
после рождения совершалась церемония очищения ребенка и
лиц, помогавших при родах: бабушка или какая-либо другая
женщина в сопровождении лиц, участвовавших в уходе за родильницей,
быстро обносила ребенка вокруг очага, чтобы очиститься его
огнем, и поручала ребенка покровительству домашних богов.
Веселая домашняя пирушка заключала собою этот день; церемония
обнесения ребенка и от нее самый день носили название amfidromia.
В седьмой или, чаще, в десятый день от рождения (иногда
|
|
|
228 |
и при amfidromia) происходило
наречение имени ребенку и жертвоприношение богам, которые
преимущественно перед другими почитались как покровители
юношества, именно Аполлону, Артемиде, Нимфам и речным божествам.
При этом снова делалась пирушка для родственников и друзей
дома, которые со своей стороны давали новорожденному разные
подарки, особенно амулеты; даже рабы по обычаю участвовали
в поднесении подарков. Имя нарекал обыкновенно отец, но
иногда и мать, или оба вместе по взаимному соглашению (ср.
Аристоф. Обл. 62); новорожденного называли по имени кого-то
из родственников (старшего сына часто по имени деда), предков
или друзей, или вообще таким именем, какое казалось благозвучнее
и счастливее. Наконец в 40-й день от рождения происходило
окончательное очищение родильницы, при котором, вероятно,
снова совершалось жертвоприношение; этот день праздновался
под именем tessarakostaion
(Цензор. Однерожд. 11). Ежегодно повторявшееся празднование
дня рождения (geneqlia)
в древнейшие времена, по-видимому, не было в обычае у греков,
но со времен Александра Великого и в особенности в римскую
эпоху оно встречается очень часто. Тогда праздновались не
только дни рождения родственников и друзей, но и царственных
особ — их подданными, учителей — учениками и последователями,
патронов — клиентами и т. д.
В первый же год жизни или через три года дети в Афинах
записывались во фратрию отца в 3-й день праздника Апатурий
*. Благочестивые родители в Афинах заботились также о том,
чтобы пораньше посвящать детей в Элевсинские мистерии (af
estiaV muein). Девочки от 5 до 10-летнего возраста
посвящались еще Артемиде Бравронской (arkteia),
а некоторые служили аррефорами (см. выше, разд. IV, гл.
16, § 4). Вступление мальчиков в возраст эфебов праздновалось
торжественным возлиянием Гераклу и угощением друзей. При
этом мальчики остригали свои волосы, которые до тех пор
носили длинными, и посвящали их Аполлону. Богатые и тщеславные
люди из Афин нарочно возили сыновей в Дельфы для посвящения
их волос. Подобные же обычаи можно предполагать и в других
государствах.
Литературу предмета см. у Hermann-Blumner, Privatalterth.
§ 32.
|
|
__________
* См. об этом ч. I, разд. III, гл. 20, § 3 и ч. II, разд. IV, гл.
16, § 2.
|
|
|
|